Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность рисков предприятия, а также управление ими на предприятии. Раскрыть содержание риск – менеджмента, рассмотреть виды финансовых рисков.
Задачи курсовой работы:
Изучить финансовые риски
Дать определение «Риск – менеджмент»,а также изучить его составляющие
Проанализировать деятельность предприятия, определить его финансовые риски, а также выявить их пути устранения
Введение………………………………………………………………...………3
Теоретические аспекты сущности финансовых рисков
Сущность и виды финансовых рисков………………………..……….5
Управление финансовыми рисками предприятия………….………..15
Риск – менеджмент на предприятии……………….….….…………..17
2. Анализ рисков на предприятии ООО «Швейка»
2.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «Швейка»……………..………………………………………………….……23
2.2. Анализ финансовых рисков на предприятии ООО «Швейка» ………………………………………………………………….……...………26
3.Пути устранения финансовых рисков на предприятии ООО «Швейка»……..…..……………………………………………………..…32
Заключение……………………………………….……………………….39
Список использованной литературы………….…………………………41
Приложения……………………………………………………………….43
• учредительные документы;
• документы внутреннего учета;
• личные карточки сотрудников;
• данные других форм бухгалтерской отчетности.
По карте потоков швейного предприятия (рис. 2 в Приложениях) видно, что наибольший ущерб для работы может представлять сбой в закупке материалов в самом начале производственного цикла. Параллельных ветвей производство не имеет, что ведет к невозможности минимизировать убытки в случае выхода из строя одной производственной цепи. На данном предприятии отсутствует риск поставки. Это происходит потому, что необходимое сырье закупается за наличные деньги и привозится на личном автомобиле директора. При этом предприятие как бы «арендует» транспортное средство.
Расчеты
выявленных рисков по выбранному виду
предпринимательской
1. Статистика показывает, что внутренние техногенные риски (пожары и аварии от неправильного обращения с электроприборами) возникают в среднем 2 раза в год. Тогда ущерб от их возникновения определяется как произведение стоимости имущества (С), находящегося в зоне бедствия, на фактор ущерба (У). Не считая стоимости ремонта офиса, в месяц риск составит: 1 / 12 × 1790 = 149,16 долл., или приблизительно 4298,98 руб. Если офис будет оборудован системой противопожарной безопасности (тепловыми датчиками и т.д.), то вероятность возникновения пожара составит 1 раз в два года. Тогда сумма сэкономленных средств от принятия мер противопожарной безопасности составит: 149,16 – 0,5 / 12 × 1790 = 74,58 долл., или 2149,4 руб. (по курсу 28,82 руб. за 1 долл.).
2. Расчет убытков по операционному валютному риску.
В плане ведения деятельности заложена средняя сумма ремонта 1 единицы техники. Так как стоимость деталей привязана к курсу доллара, то, следовательно, стоимость ремонта прямо пропорциональна росту курса валюты. Необходимо в плане заложить величину инфляции (1% в месяц) или выделить на ремонт сумму в долларах США. Операционный валютный риск в нашей стране может появляться не только каждый день, но даже несколько раз в день. Поэтому вероятность его появления оценим в 0,5. Предположим, что мы «заложили» в план сумму 1500 руб. + 1%, добавили на инфляцию и заложили рисковую «подушку» в 4% от величины суммы.
Тогда сумма средств, которыми мы рискуем, составит:
(1500 + (1500 / 100) × 1 + (1500 / 100) × 4)) × 0,5 = 787,50 руб.
Если инфляция будет больше нашего прогнозного уровня (например, 2%), то наше предприятие не понесет убытки, так как в модель заложена рисковая «подушка». Но если скачок инфляции будет намного больше прогнозного уровня, то убытки предприятия останутся непокрытыми.
В качестве меры предотвращения убытков, связанных с этим риском, можно посоветовать создать резервный фонд в долларах США.
3. Рассмотрим предпринимательский риск, связанный с некачественным выполнением работы. Статистика показывает, что вероятность его возникновения увеличится с уменьшением разрядов работающего персонала. Ущерб от этого риска уменьшается в 2 раза, если большинство сотрудников имеют стаж работы от 1 года и разряд, начиная с третьего.
4. Рассмотрим предпринимательский риск, связанный с отключением электроэнергии. Вероятность его возникновения существенно увеличивается в зимнее время, когда возрастает нагрузка в электрической цепи. В данном случае срывается весь план работ, что ведет к незавершению работы в срок. Можно посоветовать не указывать в заявке на выполнение швейных работ никаких штрафных санкций, которые только увеличат убытки. Например, некоторые крупные медицинские учреждения имеют на этот случай собственные мини-генераторы по выработке электроэнергии.
5. Рассмотрим предпринимательский риск, связанный с выходом из строя оборудования. Это может происходить из-за резкого колебания напряжения в электросети, несоблюдения норм эксплуатации оборудования, износа оборудования. Вероятность возникновения этого риска существенно уменьшится, если принять следующие меры:
• вести работы с оборудованием через сетевой фильтр, стабилизирующий напряжение;
• ознакомить работников предприятия с нормами эксплуатации оборудования;
• своевременно производить осмотр оборудования и заменять износившиеся детали.
Своевременное выявление рисков предприятия позволит существенно уменьшить сумму понесенного ущерба. Для примера только предотвращение внутренних техногенных рисков и операционного валютного риска позволит сэкономить 2149,4 руб. + 787,50= 2936,90 руб. Риски могут накладываться друг на друга, из одних могут выходить другие. Через некоторое время, как правило, на предприятии образуются новые риски.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Швейка» занимается выпуском и продажей тканей различных видов. Деятельность предприятия за анализируемый период характеризуется следующими данными.
За период 2007–2008 гг. выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в ООО «Швейка» обнаруживает устойчивую тенденцию к росту. В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличение составило 2,04 раза, в 2009 году по сравнению с 2008 годом показатель возрос в 2,4 раза. В целом за период 2008–2009 гг. выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг увеличилась в 4,9 раза, достигнув в 2010 году уровня 26186 тыс. руб. Столь значительный рост показателя обусловлен стабилизацией деятельности ООО «Швейка» и расширением ее деятельности. В 2008 году были увеличены торговые площади и расширен ассортимент предлагаемых покупателям швейных изделий.
В 2007 году деятельность предприятия была убыточной, что обусловлено трудностями как внешнего (неблагоприятная конъюнктура рынка, поиск своего места на рынке), так и внутреннего порядка (становление организации, трудности с финансированием и т.п.). Деятельность ООО «Швейка» в 2007 году была убыточной – сумма убытка составила 900 тыс. руб. В 2008–2009 гг. положение улучшилось и прибыль от продаж в 2010 году составила 201 тыс. руб. В 2009 году предприятие также имело положительный финансовый результат – прибыль от продаж 911 тыс. руб.
Рост фондоотдачи (повышение эффективности использования основных средств), увеличение производительности труда и ускорение оборачиваемости оборотных средств свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов ООО «Швейка» за 2008–2009 гг.
Дебиторская задолженность ООО «Швейка» за анализируемый период 2009–2010 гг. обнаруживает неоднозначную тенденцию. По состоянию на конец 2009 года сумма дебиторской задолженности составляла 1568 тыс. руб., в 2010 году наблюдается снижение показателя на 795 тыс. руб. или 50,7% по сравнению с 2009 годом. В течении 2010 года задолженность покупателей увеличивается до 1191 тыс. руб., т.е. на 418 тыс. руб. или 54,08%. Существенное снижение показателя наблюдается в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 688 тыс. руб. или 57,77%. В целом за 2007–2010 гг. дебиторская задолженность снизилась на 1065 тыс. руб. или 67,92%, что свидетельствует о проведении эффективной коммерческой политике предприятия и мониторинге дебиторской задолженности.
В 2009 году среднегодовая дебиторская задолженность снижается по сравнению с 2008 годом на 188,5 тыс. руб. или 16,1% (с 1170,5 тыс. руб. до 982 тыс. руб.), дальнейшее снижение в 2010 году по сравнению с 2008 годом составило 323,5 тыс. руб. или 27,6%, среднегодовая дебиторская задолженность в 2010 году – 847 тыс. руб.
Выручка от продаж за анализируемый период увеличивается, сумма среднегодовой дебиторской задолженности снижается. Это обусловило значительное ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности с 4,6 оборотов в 2008 году до 30,92 оборотов в 2010 году, т.е. в 6,7 раз.
Оценка влияния дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений на платежеспособность предприятия было произведена на основе анализа коэффициента критической ликвидности. При условии своевременных расчетов с дебиторами на конец 2008 года предприятие могло на 23,6% рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. В 2009 году значение коэффициента – 30,6% – превышает уровень 2008 года, однако к концу 2010 года наблюдается снижение показателя до 20,7%. Значения коэффициента критической ликвидности ниже критериального. Результаты факторного анализа показали, что снижению коэффициента критической ликвидности способствовало только снижение суммы дебиторской задолженности.
На протяжении исследуемого периода наблюдается увеличение выручки на 610 тыс.руб., а себестоимости – на 1180 тыс. рублей, т.е. практически в два раза изменение себестоимости превышает изменение выручки. При этом реализация строительно-монтажных работ убыточна, а торговли прибыльна.
При
анализе имущества предприятия
выяснилось превышение мобильных средств
над иммобилизованными. Это означает,
что производственно-
Любое предприятие стремиться к разумному сокращению текущих финансовых потребностей и этого можно достичь путем уменьшения запасов сырья и материалов и дебиторской задолженности, и увеличения срока оплаты кредиторской задолженности. Оборачиваемость всех оборотных средств замедлилась на 63 дня к концу 2009 года.
Также
следует сказать про
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, поставщики ежедневно проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Схема факторинга выглядит следующим образом:
1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. Уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору).
3. Финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4. Оплата за поставленный товар.
5. Выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.
Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.
Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.
Информация о работе Пути устранения финансовых рисков на предприятии ООО «Швейка»