Прогнозирование финансового состояния и оценка финансовой устойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка прогноза финансового состояния и оценка финансовой устойчивости ООО «СТК – Ресурс» на основе методов финансового прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучение методов и инструментов финансового прогнозирования на предприятии и их роли в обеспечении финансовой устойчивости;
– анализ финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «СТК – Ресурс» в 2008 – 2010 гг.
– анализ организации прогнозирования на анализируемом предприятии;
– разработка прогноза финансового состояния предприятия на 2012 год.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 6
1.1 СУЩНОСТЬ ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 6
1.2 Методы, используемые в практике финансового прогнозирования 18
1.3 Финансовое прогнозирование в обеспечении финансовой устойчивости предприятия 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ООО «СТК – РЕСУРС» 33
2.1 Характеристика деятельности ООО «СТК – Ресурс» 33
2.2 Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «СТК – Ресурс» 40
Таблица 2 - Структура имущества организации ООО «СТК – Ресурс» 41
за 2008 – 2010 гг. 41
2.3 Анализ организации финансового прогнозирования в ООО «СТК - Ресурс» 51
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ООО «СТК – РЕСУРС» 64
3.1 Разработка финансового прогноза деятельности ООО «СТК – Ресурс» 64
3.2 Оценка финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «СТК - Ресурс» в 2012-2013 году 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Работа содержит 1 файл

tit-finmen4.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

 

 
 

Рисунок 1 - Классификация методов прогнозирования финансового состояния предприятия 

     Методы  экспертных оценок, которые предусматривают  многоступенчатый опрос экспертов  по специальным схемам и обработку  полученных результатов с помощью  инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т.п.

     Стохастические  методы, предполагающие вероятностный  характер, как прогноза, так и  самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.

     Стохастические  методы можно разделить на три  типовые группы, которые будут  названы ниже. Выбор для прогнозирования  метода той или иной группы зависит  от множества факторов, в том числе  и от имеющихся в наличии исходных данных.

     Первая  ситуация – наличие временного ряда – встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании  которых требуется построить  приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.

     Вторая  ситуация – наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.

     Третья  ситуация – наличие пространственно-временной совокупности – имеет место в том случае, когда:

     а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов;

     б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся по экономической природе и их динамике.

     Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой  значения тех же самых показателей  за различные периоды или на разные последовательные даты.

     Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности – коэффициента рентабельности собственного капитала.

     Другим  весьма наглядным примером служит форма  отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

     Здесь нельзя не упомянуть об еще одной группе методов, основанных на построении динамических имитационных моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д. Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений. Однако эти методы не являются предметом настоящей работы, поскольку должны иметь под собой гораздо более широкое информационное обеспечение, чем бухгалтерская отчетность предприятия, что делает невозможным их применение внешними аналитиками.

     Формализованные модели прогнозирования финансового  состояния предприятия подвергаются критике по двум основным моментам:

     а) в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов прогнозов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше;

     б) любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями.

     На  самом деле оба эти тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают аналитику на существующие ограничения любого метода прогнозирования, о которых необходимо помнить при использовании результатов прогноза.

     Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от квалификации аналитики. Это могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию. В рамках данной статьи мы будем использовать стандартный подход к прогнозированию, основанный на оценке показателей, прямо влияющих на результат прогноза.

     Прогнозирование выручки. Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определить будущие  значения объема продаж компании в натуральном и денежном выражении, а также понять, как они могут изменяться в зависимости от условий внешней и внутренней среды. Показатель объема продаж компании не является однородным, так как зависит от большого числа факторов (демографические условия в данном регионе, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители и т.д.), значения которых в будущем могут значительно изменяться. Поэтому, если мы будем прогнозировать продажи, основываясь только на данных предыдущих периодов, наш прогноз с большой вероятностью будет неточным. Для принятия решения относительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которые могут повлиять на прогноз (релевантные факторы). Если компания не является монополистом, в число таких факторов следует включить долю рынка, которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени.

     Прогнозирование факторов. Далее составляются прогнозы релевантных факторов. При наличии статистической информации о прошлой динамике в качестве отправных значений прогноза удобнее всего использовать зависимость фактора от времени (тренд). Ее можно определить с помощью Excel, построив график, добавив линию тренда, и выведя уравнение зависимости. Затем необходимо определить, как полученный тренд может изменяться под влиянием условий внешней среды. Для отражения таких тенденций обычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализа статистических данных и информации о предполагаемых изменениях. Значения таких коэффициентов должны быть экономически обоснованы. Прогнозное значение фактора корректируется умножением значений, полученных с помощью тренда, на поправочные коэффициенты .

     Изменение рыночной доли компании рассчитывается аналогичным образом. Если компания не находится в стадии агрессивного роста, наиболее вероятный темп роста компании равен темпу роста рынка в целом. Затем этот прогноз корректируется с учетом таких факторов, как управленческие процессы, рекламная активность компании и конкурентов, изменения в ассортименте или технологии и т. д. В случае если компания развивается агрессивно, то рост, равный росту рынка, является пессимистическим прогнозом. Итогом данного этапа должны стать граничные (пессимистические и оптимистические) значения прогнозов всех факторов, влияющих на объем продаж. Большинство компаний оценивают еще и третий, «наиболее вероятный» вариант, который всегда лежит между двумя граничными значениями.

     Зависимость фактора от времени проще всего  выразить с помощью линейной зависимости. Однако линейное уравнение не всегда точно отражает экономические тенденции. Так, по мере насыщения рынка темпы роста объема продаж уменьшаются. Чтобы это учесть, используют более сложную зависимость (например, логарифмическую, как это сделано в нашем примере). Построить ее можно простым перебором в Excel уравнений, описывающих тренд. Одновременно будет изменяться и кривая расчетных значений. В итоге, нужно выбрать такую кривую, которая бы максимально совпадала с линией, соединяющей фактические значения показателя. Для рынка нефти, например, такая зависимость будет циклической, и для ее верного прогноза необходимо определить период цикла.

     Прогнозирование выручки. Прогнозные значения выручки  для каждого года получаются при  взвешивании (обычно простым перемножением  или делением, как в примере) прогнозных значений релевантных факторов для каждого из вариантов развития. 

     
    1.  Финансовое прогнозирование в обеспечении финансовой устойчивости предприятия
 

     В экономической теории устойчивость рассматривается как одно из понятий  концентрации экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание стационарно-равновесного состояния в экономике относится к числу важнейших микро-макроэкономических задач.

     Устойчивость  служит залогом выживания и основой  стабильного положения предприятия. На нее влияют различные причины - и внутренние, и внешние. Разнообразие причин обусловливает разные грани самой устойчивости, которая применительно к предприятию может быть общей, финансовой, ценовой, а в зависимости от факторов, влияющих на нее - внутренней и внешней.

     Внутренняя  устойчивость – это такое общее  финансовое состояние предприятия, когда обеспечивается стабильно  высокий результат его функционирования. Для ее достижения необходимо активное реагирование на изменение внешних  и внутренних факторов. Внешняя устойчивость предприятия при наличии внутренней устойчивости, обусловлена стабильностью внешней экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.

     Общая устойчивость предприятия в условиях рынка требует, прежде всего, стабильного  получения выручки, причем достаточной  по своим размерам, чтобы расплатиться с государством, поставщиками, кредиторами, работниками и т.д. Общая устойчивость предприятия достигается такой организацией движения денежных потоков, которое обеспечивает постоянное повышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).

     Финансовая  устойчивость является отражением стабильного  превышения доходов над расходами. Она обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и может считаться главным компонентом общей устойчивости предприятия.

     При этом понятие "финансовая устойчивость" дополняет понятие финансового  состояния (как свойство состояния), а не противоречит ему.

     Кроме платежеспособности, доминирующей в  определении финансового состояния, на него оказывают влияние множество факторов, динамику которых определяет подвижность экономической среды. В рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения факторов финансовой устойчивости.

     Факторами финансовой устойчивости компании представляются те явления - качественные и количественные, внутренние и внешние - которые воздействуют на состояние предприятия, определяют степень ее финансовой устойчивости или стадию финансового состояния. К факторам относятся все явления политики, экономики, менеджмента, правового и налогового поля в широком смысле, а также абсолютные величины и динамика микроэкономических показателей.

     Так, к внутренним факторам можно отнести:

Информация о работе Прогнозирование финансового состояния и оценка финансовой устойчивости