Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке, на примере деятельности ОАО КБ «Хлынов», а так же проблем и перспектив развития методов финансового планирования.
В соответствии с выбранной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть и дать определения понятиям финансовый менеджмент и финансовое управление в коммерческом банке;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития финансового менеджмента коммерческих банков;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты финансового менеджмента .……………………………………5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке……….…………….5
1.2. Прогнозирование как основной институт поддержки управленческих решений…...9
1.3. Инструменты и модели финансового управления………….…………………………11
2. Анализ финансовых показателей ОАО КБ «Хлынов»………………………………….13
2.1. История создания и развития банка…………………………………………………….13
2.2. Анализ финансовых показателей ОАО КБ «Хлынов»………………………………..18
3. Управление затратами как элемент финансового менеджмента. Проблемы и перспективы развития финансового менеджмента в КБ. .…….…………………………...32
3.1. Себестоимость банковских продуктов и услуг и их формирование………………….32
3.2. Управление капиталовложениями, анализ и оценка затрат……………………..……..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..48
- если NPV < 0, то банку
от реализации данного проекта
целесообразно отказаться, поскольку
он может привести к
Произведя соответствующие расчеты, собственники и руководство банка могут прийти к окончательному решению по выбору одного из альтернативных проектов: при прочих равных условиях выбирается проект с большим NPV.
Одной из основных задач анализа и оценки затрат является определение основных показателей увеличения его капитала. Это необходимо для определения источников покрытия этих затрат из доходов и прибыли банка. Результатом такого анализа могут быть оптимизация или прямое сокращение затрат перед этапом формирования и планирования. Анализируя объемы затрат, сопоставляя их с текущими объемами и доходами, сформированными фондами и прибылью, можно сделать такие выводы, как невозможность реализации тех или иных проектов из-за отсутствия достаточной ресурсной базы и, как следствие, низкого потенциала банка. Результат оценки - пересмотр таких проектов как несостоятельных. Обычно оценка затрат производится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними задачами. Методика оценки ничем не отличается от обычной процедуры построения плана реализации любого коммерческого проекта. Оценка затрат предполагает следующую их группировку:
- инвестиционные затраты, связанные с освоением новых проектов и форм деятельности (например, проекты, связанные с внедрением пластиковых карт или новых форм международных расчетов);
- затраты на поддержку,
расширение или свертывание
- затраты на мотивацию персонала.
При этом все затраты условно можно разбить на:
- затраты капитального характера, осуществляемые за счет прибыли;
- накладные расходы, которые
будут относиться на
Необходимо заметить, что
анализ затрат коммерческого банка
имеет ряд особенностей. Во-первых,
в процессе оказания банковских услуг
и получения прибыли у
Таблица 13. Методы анализа расходов
Метод |
Сущность метода |
Структурный анализ |
Исчисление и оценка удельного веса. Применяется при анализе доходов и расходов банка |
Оценка динамических рядов показателей по кварталам и годам |
Сопоставление отчетных показателей работы учреждений банка с: - фактическими данными за соответствующий период прошлых лет и предшествующие периоды (квартал, месяц, неделя); - установленными заданиями в бизнес- плане, нормами, нормативами; - соответствующими показателями других учреждений банка; - другими коммерческими банками за один и тот же период; - отдельными показателями, характеризующими экономику региона, страны |
Экономически обоснованные
группировки расходных |
Группировка отчетных данных по учреждениям банка, находящимся в схожих экономических условиях |
Анализ системы финансовых коэффициентов |
Расчет коэффициентов, характеризующих
финансово-хозяйственную |
Факторный анализ |
В основе анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей. Анализ функциональной зависимости (прямой, обратной) и количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результативных показателей. Выделение наиболее значимых факторов, определяющих поведение показателей. Сопоставление полученных показателей с рекомендуемым уровнем, принятым в зарубежной и отечественной практике |
Рисунок 4. Структура операционных расходов ОАО КБ «Хлынов»
Операционные расходы в 2010 году составили 1 284 млн. рублей (2009 год: 1 385 млн.рублей), снижение на 101 млн. рублей. В структуре операционных расходов 602,4 млн. рублей (46,9%) составляют процентные расходы по привлеченным ресурсам, прирост по сравнению с 2009 годом составил 63,3 млн. рублей или 11%. В структуре процентных расходов наибольший вес занимают расходы по уплаченным процентам по вкладам физических лиц 91,6% или 552 млн. рублей, прирост от 2009 года составил 83,5 млн. рублей или 17,8%. Увеличение расходов произошло вследствие роста портфеля по срочным вкладам по сравнению с уровнем конца 2009 года на 1 330 млн. рублей, средневзвешенная стоимость портфеля срочных вкладов населения за 2010 год снизилась на 1,86% и на 01.01.2011 года составила 10,71%.
В Агентство по страхованию вкладов за 2010 год Банком уплачено 19,9 млн. рублей (2009 год: 14,8 млн. рублей), что составляет 3,3% в структуре процентных расходов Банка за 2010 год (2009 год: 2,7%).
Процентные расходы по
депозитам корпоративных
Расходы от операций с иностранной
валютой в структуре
Расходы на персонал в структуре операционных расходов составили 13,2% или 169,4 млн. рублей (2009 год: 10,6% или 146,5 млн. рублей). Среднесписочная численность сотрудников Банка за 2010 год увеличилась на 60 человек (за 2009 год: на 44 человека) и составила на 01.01.2011 года 491 человек (на 01.01.2010 года: 431 человек).
Расходы по аренде, ремонту, охране, амортизации, содержанию помещений в 2010 году составили 53,7 млн. рублей (2009 год: 55,0 млн. рублей).
Расходы на содержание вычислительной техники, программное обеспечение в 2010 году составили 18,8 млн. рублей (2009 год: 18,6 млн. рублей).
Рентабельность активов Банка за 2010 год составила 1,26% (2009 год: 1,14%).
Рентабельность Капитала Банка за 2010 год составила 11,64% (2009 год: 7,81%).
При управлении затратами банка следует особо отметить, что анализ затрат банка дает возможность решить следующие задачи:
- повысить эффективность банковских операций;
- определить возможные
источники получения
- определить и сформировать
рациональную структуру
Возможности финансового анализа при управлении затратами рассматриваются с точки зрения его использования для:
- обеспечения самого процесса
управления, включая выбор, определение
и анализ показателей,
- анализа факторов, влияющих
на соответствующие показатели
и финансовые результаты
3.3. Способы и методы оптимизации управления затратами
Оптимальное управление затратами можно определить как выбор таких управляющих параметров, которые обеспечивали бы наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса формирования затрат банка. Такое управление означает, что все рычаги и выбранные банком методы стимулирования отлажены таким образом, что интересы каждого подразделения были бы согласованы со стратегическими целями банка и направлены на выбор оптимальных путей реализации оптимального плана расходования ресурсов. При этом оптимизацией затрат банка будет являться процесс формирования затрат наилучшим для банка образом при заданных критериях, выражающих стратегию развития банка. При этом критерием оптимизации затрат может являться получение:
- наибольших доходов банка при запланированных затратах;
- запланированных доходов банка при наименьших затратах;
- наибольших доходов при наименьших затратах.
Основываясь на том или ином подходе, в качестве основных методов оптимизации затрат банка можно определить следующие:
- планирование затрат;
- управление тарифной политикой;
- прямое сокращение затрат;
- проведение банковского мониторинга;
- оптимизацию налоговой базы путем планирования.
Планирование затрат является одним из основных методов их оптимизации, поскольку банк имеет возможность определить до начала той или иной операции собственные реальные финансовые возможности, установить лимит затрат на проведение операции и спрогнозировать эффективность этих затрат.
Основными способами оптимизации затрат могут являться:
- обеспечение соответствия
общего уровня затрат и
- повышение удельного
веса затрат, формально не связанных
с прямой оплатой труда, что
способствует минимизации
- недопустимость экономии
на расходах по повышению
Следующим методом является простое сокращение затрат, когда руководство банка принимает решение экономить и проводит политику расходования только неминимизируемых статей, нацеленных на поддержание функционирования банка, расходы на аренду, заработную плату, коммунальные платежи. Принятие такого решения не требует от руководства банка привлечения квалифицированных кадров, усовершенствования технологических процессов и на практике является самым дешевым и доступным. При принятии решения об уменьшении расходов, обычно это бывает при реструктуризации в условиях кризиса, банк самостоятельно изыскивает резервы для прямого сокращения затрат. В практике российских банков после кризиса 1998 г. активно стали применяться следующие основные направления прямого сокращения затрат:
- продажа филиалов
- продажа активов;
- использование новых информационных технологий;
- сокращение административных расходов, увольнение излишнего персонала, отмена "незарплатных" форм поощрения менеджеров и сотрудников банка;
- отмена выплат дивидендов
владельцам банка в течение
определенного периода времени
(направление прибыли на
- устранение расходов, которые
не вытекают из договорных
обязательств банка и не
Прямое сокращение затрат
помогает за короткий срок улучшить финансовое
состояние банков и на практике обычно
проходит первым этапом в комплексе
мероприятий по оптимизации затрат.
Оно является необходимым для
отсечения непроизводительных неоперационных
расходов. В ряде случаев менеджмент
банка вынужден осуществить мероприятия,
нацеленные на изменение и оптимизацию
организационной структуры
- изменение местонахождения;
- объединение филиалов, отделений банка;
- выкуп зданий филиалов
в собственность (отказ от
- улучшение состояния
материальной базы филиальной
сети (проведение ремонта,
Выбор и оценка эффективности выполнения дополнительных мероприятий, проведение которых связано с единовременными затратами, производятся на основе показателя окупаемости, под которой понимается покрытие произведенных расходов дополнительной прибылью за определенный срок. Таким образом, максимально допустимая сумма единовременных затрат, которая может быть направлена на реализацию конкретного проекта, ограничивается сроком окупаемости. На практике обычно устанавливается предельный срок окупаемости на уровне 24 мес. с момента окончания мероприятия. Важнейшим элементом процесса управления затратами является расчет экономического эффекта производимых затрат, расчет величины дополнительной прибыли с помощью формирования дополнительных условий доходов и расходов по объекту (табл. 14).
Таблица 14. Основные источники формирования дополнительных доходов и расходов
Nп/п |
Дополнительные доходы, расходы |
Основные источники |
1 |
Дополнительные процентные расходы по рублевым и валютным вкладам |
Увеличение клиентской базы |
2 |
Дополнительные непроцентные неоперационные расходы |
Увеличение платы за аренду помещений, заработной платы сотрудников |
3 |
Дополнительные процентные доходы |
Пополнение кредитного портфеля за счет увеличения клиентской базы, перераспределения непроцентных активов |
4 |
Дополнительные непроцентные операционные доходы |
Доход от увеличения объема валютно-обменных операций, доход от увеличения объема операций с ценными бумагами |
5 |
Дополнительные непроцентные неоперационные доходы |
Уменьшение расходов на аренду помещения, уменьшение расходов на заработную плату сотрудникам |
Информация о работе Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке