Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке, на примере деятельности ОАО КБ «Хлынов», а так же проблем и перспектив развития методов финансового планирования.
В соответствии с выбранной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть и дать определения понятиям финансовый менеджмент и финансовое управление в коммерческом банке;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития финансового менеджмента коммерческих банков;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты финансового менеджмента .……………………………………5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке……….…………….5
1.2. Прогнозирование как основной институт поддержки управленческих решений…...9
1.3. Инструменты и модели финансового управления………….…………………………11
2. Анализ финансовых показателей ОАО КБ «Хлынов»………………………………….13
2.1. История создания и развития банка…………………………………………………….13
2.2. Анализ финансовых показателей ОАО КБ «Хлынов»………………………………..18
3. Управление затратами как элемент финансового менеджмента. Проблемы и перспективы развития финансового менеджмента в КБ. .…….…………………………...32
3.1. Себестоимость банковских продуктов и услуг и их формирование………………….32
3.2. Управление капиталовложениями, анализ и оценка затрат……………………..……..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

курсач правл.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

 

Таблица 12. Сведения об обязательных нормативах на 01.01.2011 года

За отчетный период норматив достаточности капитала (Н1) вырос  на 0,27%, достаточность капитала по РСБУ находится на высоком уровне. Показатель мгновенной ликвидности (Н2) вырос на 0,95%, высоколиквидных активов больше, чем необходимо на покрытие обязательств в течение дня. Значение норматива  текущей ликвидности (Н3) выросло  на 5,66%, ликвидных активов больше, чем необходимо на покрытие текущих  обязательств. Значение норматива долгосрочной ликвидности (Н4) снизилось на 43,29%, вложений в долгосрочные активы существенно меньше, чем допустимо.

 

3. Управление затратами  как элемент финансового менеджмента.  Проблемы и перспективы развития  финансового менеджмента в КБ

3.1. Себестоимость банковских продуктов и услуг и их формирование

Коммерческий банк, начиная  свою деятельность в определенном сегменте финансового рынка или принимая решение о дальнейшем ее расширении, должен быть уверен, что все затраты  окупятся и принесут прибыль. Соизмерение  затрат и результатов является важнейшим  элементом финансового менеджмента  в банке. Без учета этого могут  быть допущены непоправимые ошибки при  выборе экономической политики банка, принятии важных управленческих решений, определении видов банковской деятельности, определении оптимальных объемов  и структуры активных и пассивных  операций, а также при установлении тарифов на услуги, являющиеся весомым  имиджевым фактором для банка.

На первый взгляд очевидным  является экономическое поведение  субъектов рынка, и в частности  банков, соответственно которому они  обязаны "экономить". Практически  в каждом банке имеются резервы  для снижения затрат до рационального  уровня. Это позволяет добиваться не только роста экономической эффективности  деятельности, но и повышения уровня конкурентоспособности, поскольку  снижение затрат позволяет банку  устанавливать более низкие и  гибкие тарифы, что дает важное преимущество перед конкурентами.

Однако есть ряд вполне объективных факторов, под влиянием которых банк вынужден зачастую идти на увеличение затрат: укрепление имиджа банка, необходимость освоения новых сегментов рынка, формирование материальной и нематериальной базы, удовлетворение потребности в высококвалифицированных, а соответственно и высокооплачиваемых специалистах и т.д. Следовательно, перед банком стоит задача не просто снижения уровня производимых текущих и будущих затрат, но и, что более важно, их оптимизация адекватно стратегическим целям и задачам банка, а также требованиям рынка банковских услуг. Данная задача может быть решена только на основе системы эффективного управления затратами. Только такой подход может реально способствовать повышению эффективности работы банка.

В условиях все возрастающего  интереса к затратам как особому  элементу финансового менеджмента  возникает потребность обобщить и систематизировать как, управляя затратами, обеспечить финансовую устойчивость капитала банка; какими способами и  методами можно оптимизировать затраты  банка. Управление затратами является обязательным элементом финансового  менеджмента, поскольку отражает философию  бизнеса независимо от сферы его  функционирования: получение наибольшей прибыли при наименьших затратах.

В определенном смысле затраты  закономерно приобрели статус важнейшего элемента управления капиталом предприятия, базового элемента бухгалтерской и  финансовой отчетности, наконец, важнейшего направления экономического и финансового  анализа. При этом общепризнанной целью  финансового менеджмента предприятия, причем независимо от сферы и масштабов  его деятельности, наряду с лидерством в борьбе с конкурентами, максимизацией "цены" предприятия, ростом объемов  производства и реализации, максимизацией  прибыли, являются минимизация расходов и обеспечение рентабельной деятельности.

Понятие "затраты" в  банковском деле традиционно увязывается  с вопросами формирования себестоимости  и цены банковских услуг. Значение данного  понятия по своей сути генетически  проистекает из общего понимания  затрат. Обычно под затратами понимают "потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги". При этом в финансовом учете термин затраты определяется как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. В управленческом учете этот термин употребляется в зависимости от решения конкретных управленческих задач на предприятии: одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие - для планирования, составления бюджета и контроля.

Сравнительный анализ подходов к определению понятий "затраты", "издержки", "расходы" позволяет  сделать вывод, что природа их едина, однако каждое из них имеет  собственное экономическое содержание. Так, затраты (запасоемкие и незапасоемкие) являются ресурсами, "уничтожаемыми" в процессе функционирования банка. Запасоемкие затраты банка отражаются на счетах активов банка и снижают  капитал банка в размере их износа. Незапасоемкие затраты банка  являются его расходами (операционными  и неоперационными), отражаются на счетах по учету финансовых результатов  и снижают капитал банка в  полном объеме затрат. Ожидать от них  выгоды за пределами периода их совершения не следует.

Такое деление затрат на запасоемкие затраты и расходы  имеет огромное значение для оценки и анализа результатов работы всего банка и его подразделений, а также для определения себестоимости  продуктов и услуг. Анализ затрат банка с точки зрения их будущей  компенсации, позволяет четко представлять цель использования ресурсов, так  как производимые затраты без  какой-либо компенсации относятся  к потерям и уменьшают капитал  банка без надежды на воспроизводство. Если компенсация ниже уровня самих  затрат, то разница составляет убытки и сигнализирует о неэффективном  использовании ресурсов.

Исследование понятий  затрат и деление их на запасоемкие  затраты, издержки и расходы, раскрытие  их сущности имеют важное для практики значение при определении себестоимости  банковских операций, продуктов, услуг, а также при анализе и планировании банковских затрат. Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической  литературе понимаются выраженные в  денежной форме затраты банка  на создание и реализацию продукта или услуги. В экономической литературе себестоимость банковских продуктов  и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что  ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Основными формами  цены банковских продуктов и услуг  являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов.

Взаимосвязь внешних и  внутренних факторов является очевидной. Внутренние факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги, прямо обусловлены действием  внешних факторов - сложившимися спросом  и рыночной ценой, которые определяют для банка верхний ценовой  предел, а также объем предполагаемой реализации продукта или услуги.

Среди внутренних факторов, определяющих цену продукта или услуги банка, можно выделить:

1) основной фактор - себестоимость,  которая определяется сроком  окупаемости затрат и складывается  из расходов банка по созданию  и реализации продукта и услуги. Срок окупаемости, в свою очередь,  определяется инвестиционной политикой  собственников банка. Основными  затратами при этом могут являться  затраты на приобретение материальных  активов, в частности банкоматов, счетчиков банкнот и др., затраты  на заработную плату персонала  подразделения, непосредственно  участвующего в создании и  реализации продукта или услуги, и стоимость аренды площадей;

2) дополнительные факторы:

- необходимая рентабельность, связанная с целевыми установками  по рентабельности капитала. Так,  например, заданный капитал (фактический  собственный капитал банка с  учетом прогнозов роста) на  начало года составляет 1000 у. е.  Целевой установкой собственников  банка является достижение показателя ROE (рентабельности капитала) на уровне 50% годовых - 500 у. е. Для достижения  этой цели менеджмент банка  должен заложить в цену продукта  или услуги необходимую маржу  (разница между ценой и себестоимостью), которая при реализации запланированных  объемов всей совокупности банковских  продуктов и услуг даст необходимую  прибыль (500 у. е.) при заданном  капитале;

- маркетинговая стратегия  банка, которая определяется внутренней  ценовой позицией банка относительно  цены рынка. Так, например, при  проведении агрессивной маркетинговой  политики, подразумевающей расширение  бизнеса или экспансию на определенном  сегменте рынка банковских продуктов  или услуг, банк устанавливает  цены на собственные продукты  или услуги ниже рыночных за  счет снижения наценки на себестоимость  или снижения самой себестоимости.

Затраты банка, как известно, являются закономерной составляющей его  операционной деятельности и функционирования.

В банковской теории и практике процесс управления затратами традиционно  основывается на классификации расходов банка, которые подразделяются на условно  постоянные и переменные.

В условиях функционирования банка условно постоянными расходами  является большая часть административно-хозяйственных  расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность, в частности расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. К переменным - относятся расходы  на обучение персонала, приобретение мебели.

При этом значение условно  постоянных расходов состоит в том, что они формируют минимальный  порог себестоимости самого банка  и базовый уровень расчета  прибыли, полученной банком и обеспечивающей его безубыточную деятельность.

К переменным расходам наряду с хозяйственными относятся и  операционные расходы банка, которые  определяются объемом вовлеченных  в оборот пассивов и масштабами проводимых банком операций.

Операционные расходы, в  свою очередь, подразделяются на: процентные и непроцентные. Деление расходов на процентные и непроцентные очень  важно, поскольку в процессе анализа  доходности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым  показателем. Менеджеры банка в  первую очередь анализируют сформированные процентные портфели, после чего сравнивают процентные ставки по привлечению и  размещению. На основании этого оценивают  процентную маржу, которая характеризует  эффективность вложения средств  и их доходность.

 

3.2. Управление и капиталовложениями, анализ и оценка затрат

Процесс управления затратами  банка включает две составляющие:

- управление затратами  на стадии принятия инвестиционного  решения о последующем развитии  банковского бизнеса;

- управление текущими  затратами на стадии его функционирования.

Известно, что инвестиционные решения - это решения о текущих  затратах, осуществляемых в целях  получения доходов в будущем.

Необходимо заметить, что  из всех решений, которые принимают  собственники и менеджмент банка, решения  о капиталовложениях являются наиболее сложными, поскольку процесс вовлечения значительных денежных ресурсов зачастую необратим. При принятии решений  о капиталовложениях (инвестиции в  здание, банковское оборудование, программное  обеспечение, рекламу и др.) анализируются, прежде всего, объемы производимых инвестиций и сроки их окупаемости.

Метод оценки капиталовложений по чистой приведенной стоимости  подразумевает использование приема дисконтирования будущих поступлений  денежных средств и вычисление их приведенной стоимости. Так, собственники и менеджеры банка могут сравнить доход от рассматриваемого проекта  капиталовложений с альтернативным, равным по риску, в частности созданием  нового банка или расширению банковского  бизнеса, например вложениям денег  в безрисковые ценные бумаги, обращающиеся на финансовых рынках. Для этого  достаточно рассчитать чистую приведенную  стоимость (net present value - NPV) проекта.

Выбор проекта происходит на основе полученных значений NPV, рассчитываемой по определенной формуле. Так, если банк предполагает осуществить единовременные инвестиции, NPV рассчитывается по следующей  формуле:

где NCFi - чистый денежный поток  для i-го периода,

Inv – начальные инвестиции,

r - ставка дисконтирования  (стоимость капитала, привлеченного  для инвестиционного проекта).

Исходя из целевой установки - повышения рыночной стоимости банка - решение об инвестировании принимается  собственниками и руководством банка  исходя из следующих предпосылок:

- если NPV > 0, то капиталовложения  в анализируемый проект являются  целесообразными, поскольку доходы  от проекта превысят затраты  на его реализацию;

- если NPV = 0, то банку, в  сущности, безразлично, принять проект  капиталовложений или его отвергнуть. Окончательное решение может  приниматься исходя из других  критериальных оценок, поскольку,  реализуя данный проект, банк  покрывает произведенные им расходы,  не получая прибыли;

Информация о работе Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке