Мотивация в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить теоретические основы управления мотивацией на предприятии, рассмотреть анализ системы мотивации на предприятии и дать рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности персонала.

Работа содержит 1 файл

курсовая(2).docx

— 99.75 Кб (Скачать)

     Важно учитывать тот факт, что потребности  и ожидания постоянно меняются. Мотивационные  установки и методы нужно постоянно  обновлять и корректировать, так  как один и тот же метод не сможет работать постоянно. Хотя труд в нашей  стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность  в деньгах будет расти до определенного  предела, зависящего от уровня жизни, после  которого деньги станут условием нормального  психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут  выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать  характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях [5, с. 233].

     Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая  сработала один раз, окажется эффективной  и в дальнейшем. С развитием  личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким  образом, процесс мотивации путем  удовлетворения потребностей бесконечен.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

     Реализация  процесса мотивации усложняется неочевидностью мотивов, их изменчивостью, степенью влияния на деятельность людей. Теории мотивации есть обобщение многолетних исследований, опыт человечества. Первоначально они основывались на анализе исторического опыта поведения людей, простых стимулах принуждения, морального и материального поощрения. Простота, доступность такой политики до сих пор делает ее привлекательной в экстремальных ситуациях.

     1. Иерархия потребностей (Маслоу ). Маслоу утверждал, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена.  Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации. Потребности удовлетворяются в определенном порядке.  Физиологические потребности и потребность в безопасности - это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение.  По мнению Маслоу, если существуют две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня [6, с. 123].

     2. Теория потребностей К. Альдельфера  структурировал потребности несколько иначе, однако главное отличие его теории от теории А. Маслоу в том, что, по его выводам, процесс движения от одной группы потребностей к другой идет не только снизу вверх, но и сверху вниз. Это обусловливает важное положение: если предприятие не может удовлетворить высокие притязания работника, то тем полнее оно должно удовлетворять его "земные" желания.

     3. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланд в своей теории выделил потребность достижения (эффективнее достигать свои цели), соучастия (дружеские отношения к окружающим) и властвования (стремление к власти ради удовлетворения собственных амбиций и достижения эффективного решения групповых задач). Потребности, рассматриваемые Д. Макклелландом, не расположены иерархически, могут по-разному проявляться, к примеру, потребность властвования существует при низкой потребности соучастия [7, с. 150].

     4. Двухфакторная  теория мотивации  Герцберг предложил двухфакторную модель мотивации, разделив все факторы, воздействующие на потребности, на две группы - условия труда и мотивирующие. Факторы условий труда включают политику фирмы, условия работы, заработную плату, межличностные отношения в коллективе, уровень непосредственного контроля за работой. Наличие этой группы факторов ведет к удовлетворенности работой, а мотивирующие, к которым относятся успех, продвижение по службе, признание результатов, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста, мотивируют эффективную деятельность при условии, что работники сами определяют свои предпочтения.

     5. В теории справедливости С.  Адамса утверждается, что люди  субъективно оценивают вознаграждение, соотнося его с вознаграждением  других, выполняющих аналогичную работу, и дисбаланс в его распределении ведет к психологическому напряжению. Основной вывод этой теории: пока люди не будут считать, что получают справедливое вознаграждение, они будут снижать интенсивность труда.

     6. Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер  и др. ). В разработанной Э. Лоулером и Л. Портером модели мотивации доказано, что результативный труд сам по себе ведет к удовлетворению работника, высокая результативность является причиной, а не следствием удовлетворения. Тем самым было обосновано предположение, что система мотивирования может быть эффективной лишь в том случае, когда объединяются усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в их единстве и взаимосвязи [8, с. 89].

     7. Стратегия управления человеческими  ресурсами фирмы. Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас МакГрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.

     “Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется  существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным  выше факторам.

     “Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение  взаимоотношений в коллективе, учета  соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

     8. Отечественные теории. Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики  А.  Н.  Леонтьев  и  Б. Ф.  Ломов. Они  исследовали проблемы  психологии  на  примере  педагогической  деятельности,  производственные   проблемы   они   не  рассматривали.   Именно  по этой  причине  их  работы  не  получили   дальнейшего  развития. Теория  Выгодского  утверждает,  что  в  психике  человека  имеются  два  параллельных  уровня  развития  -  высший  и  низший,  которые  и  определяют  высокие  и низкие  потребности человека  и  развиваются  параллельно.  Это  означает,  что удовлетворение  потребностей  одного  уровня  с  помощью  средств, другого невозможно.                                               Л.С.Выгодский сделал вывод о том, что высшие   и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно,  совокупно управляют поведением человека и его деятельностью  [9, с. 245]. 

     1.3 Адаптация зарубежного  опыта к российской  действительности  в сфере гостиничных  услуг 

     Во  многих странах Западной Европы и  в США мотивационные аспекты  управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и  эти методы и опыт мотивации могут  быть с успехом перенесены на российскую почву.

     Гостиничный бизнес в Западной Европе имеет развитые традиции. С давних времен данный регион с его многочисленными памятниками  культуры представлял интерес для  путешественников. Современная система  управления гостиничным комплексом является своего рода моделью, образцом для начинающих отельеров и для  тех, кто находится в начале пути развития собственного гостиничного бизнеса.

     Отличительные особенности систем мотивации предприятий  России от систем мотивации предприятий  других стран весьма существенны  по многим параметрам. Отличительной особенностью является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий Российского государства длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна - единственная мотивационная модель "кнута и пряника", которая и сегодня не утратила своего применения. Другая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность [10, с. 45].

     Несмотря  на данные особенности Российские гостиницы  стремятся достичь уровня Европейских  стран. Организуя полносервисную систему управления гостиничным комплексом, которая успешно развивается в современных условиях, предоставляет туристам полный комплекс туристских услуг. Здесь клиент может не только комфортно отдохнуть, но и получить полноценное, разнообразное питание, организовать культурный отдых, воспользоваться оздоравливающими процедурами и т.п. Именно в такого рода отелях впервые появились ныне самые распространенные системы – модули для резервирования. Службы «ресепшн» и «billing» давно уже стали привычными в работе современных отелей.

     Основные  характеристики данной системы организации  гостиничного бизнеса:

     – масштабность – отели строятся для размещения большого числа туристов;

     – расположение в местах высокой посещаемости туристами – благоприятных природно-климатических зонах и городах, насыщенных памятниками истории и культуры;

     – разветвленная инфраструктура обслуживания – наличие развитой транспортной системы, торговой системы, обеспеченность гостиницами;

     – многочисленный персонал;

     – весь комплекс туристских услуг;

     – соответствие современным стандартам обслуживания туристов.

     В связи с развитием индустрии туризма и выявлением новых потребностей клиентов стали появляться новые туристские профессии – менеджер по работе с VIP-клиентами, специалист по национальной культуре и др. [11, с. 58].

     Кадровой  работе в гостиницах России стало  уделяться особое внимание. Это проявляется в процедуре отбора и обучения кадров. Развитая система наставничества и различные обучающие программы позволяют новичку быстро адаптироваться к новым для него условиям и получить необходимые знания и навыки. Основным показателем принадлежности отеля к бизнес-классу является наличие конференц-залов и специально оборудованных помещений для ведения переговоров. Максимальный спрос на номера в гостиницах приходится на сроки проведения международных выставок, конгрессов, крупных спортивных мероприятий. В остальное время в целях привлечения гостей, каждая гостиница должна разрабатывать и продвигать специальные программы, в которые входят проживание, аренда конференц-залов, кофе-брейки и прочие сопутствующие деловому туру мероприятия.

     Оплата  труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно  связана с итогами труда. Работники  должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью  труда. Для российской ментальности характерно стремление к коллективному  труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно найти высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному мотивированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:

    1. признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу,

    2. применять программы обогащения труда и ротации кадров;

    3. использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;

    4. устанавливать работникам скидки на услуги, гостиницы в которой они работают;

    5. предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками.

     На  своём рабочем месте каждый хочет  показать, на что он способен и что  он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения  по вопросам, относящимся к его  компетенции, консультировать других работников.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что мотивация – более  широкое понятие, нежели стимулирование, несмотря на их большое сходство, а  стимулирование в большей части  является одним из факторов мотивации  труда, который активно используется руководящими работниками в практике управления персоналом.

Информация о работе Мотивация в управлении