Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является проведение исследования сущности процесса привлечения организацией финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг, а так же анализ эффективности эмиссии долевых и долговых ценных бумаг и анализ эффективности инвестирования в различные виды ценных бумаг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрытие экономической сущности ценных бумаг;
• Рассмотрение понятия рынка ценных бумаг;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эмиссии ценных бумаг 5
1.1 Экономическая сущность ценных бумаг 5
1.2 Рынок ценных бумаг 16
1.3 Мировой финансовый кризис и его влияние на рынок ценных бумаг 21
1.4 Эмиссия ценных бумаг предприятием 25
Глава 2. Анализ примеров привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг. 33
2.1 Привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг 33
2.2 Примеры 39
2.2.1 “Народное IPO” ВТБ 2007 г. 39
2.2.1 Облигации Росбанка серии A5, выпуск 10. 45
Глава 3. Основные проблемы эмитентов и инвесторов 51
2.1 Анализ основных проблем эмитентов 51
2.2 Анализ основных проблем инвесторов 69
Заключение 83
Список используемой литературы 89

Работа содержит 1 файл

DIPLOM_MOB_FIN_RES_CEN_BUM.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

 Неучета изменения законодательства и нормативных актов;

 Отсутствия рекламы;

 Недостаточного опыта организаторов;

 Неподготовленности экономического обоснования дополнительного выпуска.

 

Социально – экономические проблемы появляются, если:

 Не решены вопросы изменения размера уставного капитала;

 Не отрегулированы вопросы изменения номинальной стоимости акций;

 Не сбалансированы пропорции между номинальной и реальной рыночной стоимостью акций;

 Между стоимостью акций и стоимостью иных аналогичных ценных бумаг;

 Не отработан механизм возможной конвертации ценных бумаг;

 Не продумана дивидендная политика;

 Не согласованы вопросы учетной политики предприятия и условия дополнительной эмиссии;

 Не учтены особые мнения совета директоров (наблюдательного совета) и работников дополнительной исполнительной дирекции, интересы отдельных акционеров;

 Не определены социально – экономические перспективы развития предприятия;

 Не выявлены возможные социально – экономические последствия дополнительной эмиссии;

 Не установлены границы возможного финансового риска.

 

Рассмотрим подробнее проблему привлечения организацией  финансовых ресурсов путем выпуска облигаций.

В рамках эмиссионной политики для каждого конкретного выпуска облигаций целесообразно разработать эмиссионную программу.

Эмиссионная программа – совокупность информационно-аналитических данных, включающих в себя следующие этапы:

 Оценка внешней среды эмитента (макроэкономический и отраслевой анализ);

 Оценка инвестиционной привлекательности эмитент, заключающаяся в оценке его финансового состояния, эффективности использования финансовых ресурсов, положения на рынке ценных бумаг, конкурентоспособности, организационно-технического и кадрового обеспечения;

 Структурирование выпуска ценных бумаг;

 Разработка схемы размещения ценных бумаг

 

Основные требования, предъявляемые к разработке эмиссионной программы:

 Разработка эмиссионной программы должна строится в русле эмиссионной политики эмитента и соответствовать общей стратегии его развития;

 Эмиссионная программа должна содержать характеристику внешней среды эмитента, его инвестиционной привлекательности, а также сложившегося состояния рынка ценных бумаг эмитента, тенденций изменения структуры его акционерного капитала и приоритеты эмиссионной политики;

 Эмиссионная программа должна содержать сравнительный анализ различных вариантов эмиссий, различающихся между собой по видам размещаемых облигаций, стратегии размещения выпуска, его параметрам и структуре;

 Разработка эмиссионной программы должна осуществляться при четком и скоординированном взаимодействии всех структурных подразделений эмитента, задействованных в работе по подготовке к выпуску (производственных, финансово-экономических, юридических и др.);

 К разработке эмиссионной политики рекомендуется привлекать финансового консультанта, особенно в случае, если дальнейшее размещение ценных бумаг планируется осуществлять на организованном рынке.

 

Проблема определения оптимального варианта эмиссии облигаций необычайно сложна. Не существует универсальных рекомендаций, позволяющих сделать выбор того или иного варианта эмиссии. К эмиссии облигаций следует прибегать, если:

 Акционеры стремятся сохранить существующую структуру собственности;

 Объем привлекаемых ресурсов превышает размер уставного капитала;

 Срок окупаемости инвестиционного проекта в течение нескольких лет;

 Эмитент обладает достаточными ресурсами для обслуживания выпуска;

 Имеется возможность привлечь третьих лиц в качестве гарантов по займу.

 

Очевидно, что данные критерии носят общий характер и не учитывают особенностей эмитента и ряда ограничений, связанных с эмиссией облигаций. В вопросе определения оптимального варианта эмиссии важно принимать во внимание следующие факторы:

 Технико-экономические характеристики инновационного проекта;

 Структуру капитала и активов компании

 Затраты, связанные с эмиссией и размещением облигаций;

 Законодательные ограничения, связанные с эмиссией облигаций.

 

Двумя ключевыми показателями, характеризующими различные варианты проведения эмиссии, являются объем привлекаемых инвестиционных ресурсов и цена капитала.

 

Этап определения параметров эмиссии является заключительным и наиболее трудоемким в структурировании выпуска облигаций. Параметры эмиссии включают:

 Количество размещаемых облигаций;

 Номинальный объем выпуска;

 Форму размещения;

 Цену размещения облигаций;

 Размер купонной ставки (дисконта);

 Срок обращения облигаций;

 

Наиболее сложным параметром размещения ценных бумаг является цена размещения ценных бумаг.

Цена размещения облигаций рассчитывается, как сумма номинальной цены и величины накопленного купонного дохода на дату размещения. Соответственно, если в день начала размещения облигаций цена размещения равна номинальной цене, то в каждый последующий день цена размещения увеличивается на сумму накопленного купонного дохода (НКД).

Цены размещения облигаций указываются в решении о выпуске (проспекте эмиссии) либо в цифрах, либо устанавливается порядок определения цены размещения.

Порядок определения цены размещения может устанавливаться в виде формулы с меняющимися переменными:

 В зависимости от изменения курса определенной иностранной валюты;

 В зависимости  от изменения котировок ценных бумаг у организатора торговли;

 В зависимости от результатов торгов (аукциона, конкурса), а также в зависимости от иных факторов.

 

Срок обращения облигаций рассчитывается исходя из технико-экономических характеристик инновационного проекта и плана денежных потоков от его реализации. На практике, когда ликвидность рынка корпоративных облигаций низка и тенденций снижения рисков не наблюдается, разместить облигационный заем на срок более одного года весьма сложно, особенно эмитентам, впервые выходящим на рынок капитала. Вместе с тем, расходы, связанные с выпуском и размещением облигационных займов, делают экономически невыгодным для эмитентов размещение облигационных займов сроком менее чем на 3 года.

Вопрос выбора типа облигаций для размещения является самым актуальным вопросом после того как компания приняла решение о финансировании своих программ путем выпуска облигаций. Подытоживая все вышеизложенное, рассмотрим эту проблему на примере Российской практики.

Развитие рынка корпоративных облигационных займов приводит к росту видов облигаций, предлагаемых инвестору. Экономические условия, законодательное регулирование процесса выпуска и обращения облигаций определяют жизнеспособность того либо иного вида облигационного займа. В большинстве случаев преобладают купонные облигации с плавающим квартальным либо полугодовым купоном, определяемым с использованием поправочных коэффициентов, ориентированных на текущую доходность соответствующих выпусков ОФЗ-ГКО и защиту от инфляции в виде валютной индексации.

Вот основная типология корпоративных облигаций.

 По способу размещения. Выпуск облигаций может осуществляться как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Займы, размещаемые по открытой подписке, относят к так называемым "рыночным". Соответственно займы, размещаемые по закрытой подписке, относят к "нерыночным". "Нерыночные" займы размещаются среди заранее известного круга инвесторов, как правило, по доходности ниже государственных ценных бумаг. Их целью может быть, например, финансирование внутренних программ промышленных холдингов "за свой счет" и минимизация налогообложения.

 По виду обеспечения. Облигации могут быть обеспечены определенным имуществом общества, могут быть выпущены под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами или вообще быть без обеспечения.

 По фиксации ставки. Облигации бывают с фиксированной ставкой процента и с плавающей ставкой процента. В облигациях последнего типа процентная ставка изменяется в зависимости от индексов, которые выбираются индивидуально для конкретных выпусков. В качестве индексов могут быть использованы валютный курс (доллар/рубль), индекс доходности ОФЗ и др. Основным достоинством облигации с плавающей ставкой является потенциальное удешевление стоимости заимствования. Главным фактором в выборе облигаций с фиксированной или плавающей ставкой являются ожидания эмитента: если он ожидает снижения доходности, то выгодно прибегать к облигациям с плавающей ставкой, если он ожидает рост доходности, то рекомендуется размещать облигации с фиксированной ставкой. С точки зрения инвесторов, использование бумаг с плавающей процентной ставкой затрудняет расчет доходности бумаги.

 Отзывные облигации с опционами. Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в определенные моменты времени. Единственный выпуск подобных облигаций был осуществлен компанией Аэрофлот (купонные облигации с плавающей ставкой, которые компания может погасить, если купон превысит 25% годовых). Облигации с put-опционом дают право инвестору на досрочное погашение своей облигации. В российской практике даты погашения совпадают со временем выплаты очередного купона по облигации. Облигации данного типа являются наиболее распространенными на российском рынке.

 По срокам обращения. Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года. Наиболее распространенный инструмент на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основная масса эмитентов представлена нефтяными, газовыми и энергетическими компаниями. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет. На российском рынке они пока отсутствуют.

 

Далее изложены некоторые наблюдения из практики реально размещенных выпусков.

 Краткосрочные дисконтные облигации. Представляют значительный интерес для инвесторов, поскольку не испытывают такого большого влияния роста курса доллара или роста процентных ставок. Кроме того, они имеют, как правило, довольно высокую доходность для данного периода обращения. В настоящее время представлены на рынке следующими выпусками эмитентов: Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) - 7-й и 8-й выпуски, "Алроса" - 4-й выпуск, "Славнефть". Доходность по этим бумагам составляет: ММК 15-18%, "Алроса" - порядка 20%.

 Краткосрочные купонные облигации с плавающей купонной ставкой и объявлением оферты. Главные представители: ММК - 9-й-13-й выпуски, "Русский продукт", "Алроса" - 5-й выпуск, Аэрофлот. Привлекательность данного типа бумаг объясняется двумя главными причинами: привязкой доходности бумаги к доходности ОФЗ или выплатой купонов в валютном эквиваленте (в случае "Русского продукта"), короткое время обращения.

 Среднесрочные купонные облигации с плавающей купонной ставкой и объявлением нескольких оферт в течение срока обращения. Вызывают наибольший интерес у инвесторов, поскольку совмещают в себе свойства и краткосрочной, и среднесрочной бумаги. Такие бумаги выпускаются обычно на срок 2-4 года, но имеют оферту (право на досрочное погашение), которая назначена на день не позже 6 месяцев. Облигации имеют доходность ниже, чем аналогичные бумаги без оферты, но рассматриваются инвесторами как высокодоходные короткие бумаги и поэтому являются для них наиболее предпочтительными бумагами. Представители: ТНК - 3-й выпуск, МГТС, "Алроса" - 6-й выпуск, РИТЭК.

 Небольшие займы региональных компаний с плавающей ставкой процента. Облигации этой группы обычно размещаются среди частных инвесторов - жителей данного региона. Вторичного рынка не имеют. Ставка процента обычно привязывается к ставке рефинансирования Центробанка или ставке по депозитным счетам Сбербанка.

 

За последние два года следует отметить следующие тенденции на рынке российских корпоративных облигационных займов:

 переход от валютных облигационных заимствований к рублевым;

 переход от облигаций с обеспечением к облигациям без обеспечения;

 переход от дисконтных облигаций к купонным;

 переход от облигаций с фиксированными процентными выплатами к облигационным займам с плавающей процентной ставкой;

 предоставление эмитентом опциона по облигациям.

 

2.2 Анализ основных проблем инвесторов

 

              Инвестор (от англ. investor — вкладчик) — юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестиционный капитал, вкладываемый инвестором, может быть представлен в виде финансовых ресурсов, имущества, интеллектуального продукта. Инвесторы обычно не просто вкладывают капитал в дело, подобно бизнесменам, но осуществляют долговременные вложения в достаточно крупные проекты, связанные со значительными производственными, техническими, технологическими преобразованиями, новшествами. В качестве инвесторов выступают государство, регионы, организации, предприятия, предприниматели, частные лица, игроки на рынках ценных бумаг.

Информация о работе Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг