Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является проведение исследования сущности процесса привлечения организацией финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг, а так же анализ эффективности эмиссии долевых и долговых ценных бумаг и анализ эффективности инвестирования в различные виды ценных бумаг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрытие экономической сущности ценных бумаг;
• Рассмотрение понятия рынка ценных бумаг;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эмиссии ценных бумаг 5
1.1 Экономическая сущность ценных бумаг 5
1.2 Рынок ценных бумаг 16
1.3 Мировой финансовый кризис и его влияние на рынок ценных бумаг 21
1.4 Эмиссия ценных бумаг предприятием 25
Глава 2. Анализ примеров привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг. 33
2.1 Привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг 33
2.2 Примеры 39
2.2.1 “Народное IPO” ВТБ 2007 г. 39
2.2.1 Облигации Росбанка серии A5, выпуск 10. 45
Глава 3. Основные проблемы эмитентов и инвесторов 51
2.1 Анализ основных проблем эмитентов 51
2.2 Анализ основных проблем инвесторов 69
Заключение 83
Список используемой литературы 89

Работа содержит 1 файл

DIPLOM_MOB_FIN_RES_CEN_BUM.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

Таблица 1. Финансовые характеристики банка ВТБ.

 

В мае 2007 г. второй по размеру активов и капиталу крупнейший банк России (Внешторгбанк) провел первичное размещение ценных бумаг. Компания 99,99% акций которой принадлежало государство продала инвесторам, как российским, так и зарубежным, компаниям и частным лицам 22,5% от уставного капитала. В общей сложности продажа ценных бумаг принесла ВТБ около $8 млрд - по данным Ernst & Young, размещение ВТБ стало самым большим IPO за весь 2007 г. 

Причем $1,6 млрд из этой суммы вложили частные инвесторы. Для России IPO ВТБ стала самым "народным". Свои деньги в акции банка вложили 131 тыс. частных инвесторов - это больше, чем участвовало в аналогичных размещениях "Роснефти" и Сбербанка. Во многом активность граждан объяснялась доступной минимальной ценой заявки - поучаствовать в размещении банка можно было, вложив всего 30 тыс. рублей. Цена размещения была установлена на уровне - 13,6 копейки за акцию.

Решение о проведении IPO ВТБ было принято на заседании правительства в конце декабря 2006 года. Допэмиссия должна была размещаться по открытой подписке. Увеличение капитала банка за счет дополнительного выпуска акций должно было составить 24,9%. Акции ВТБ будут размещались как на российском рынке, так и на международном. Населению было предложено до 5% объема размещения.

Общий объем выпущенных банком в обращение акций до IPO составлял 5,2 трлн штук номиналом одна копейка.

По предварительным оценкам аналитиков, цена размещения могла составить 0,071-0,085 рублей.

 

Параметры IPO:

 Объем              1 734 333 866 664 шт.

 Номинал              0.01 руб.

 Минимальный объем заявки              30 000 рублей

 Период сбора заявок              09.04.2007-07.05.2007

 Дата объявления диапазона цены размещения              26.04.2007

 Дата объявления цены размещения              11.05.2007

 Период размещения              08.05.2007-14.05.2007

 Организаторы              Citigroup, Goldman Sachs (США), Deutsche Bank и Ренессанс Брокер

 

После обработки всех заявок цена за одну акцию банка, размещаемую через IPO, была установлена в размере 13,6 копейки за штуку. Общий объём средств, привлечённых в рамках первичного размещения акций, составил около 8.24 млрд. долларов США, что сделало размещение акций ВТБ в 2007 году вторым по величине в мире и крупнейшим банковским IPO в Европе. Кроме того, минимальная сумма покупки акций была установлена в 30 000 рублей, что сделало это размещение более доступным широким слоям населения России. В результате оно стало самым «народным IPO» в России за всю историю национального фондового рынка, по его итогам акционерами ВТБ стали более 120 тысяч граждан России.

Как уже отмечалось, цена акций ВТБ в ходе IPO была установлена в размере 13,6 копейки ($0,00528) за штуку, или $10,56 за депозитарную расписку (соответствует 2 тыс. акций). В России госбанк разместил 35% от объема IPO, за рубежом - 65%. Переподписка по итогам закрытия книги заявок составила чуть менее 5 раз по локальным акциям и порядка 10 раз по депозитарным распискам, не учитывая физических лиц. Заявки подали порядка 1 тыс. юридических лиц.

Ценовой диапазон ВТБ, объявленный еще в апреле 2007, составлял от 11,3 до 13,9 копейки за акцию (или $8,77-10,79 за депозитарную расписку). Инвесторы и аналитики в один голос предсказывали установление цены по верхней границе диапазона - огромная переподписка позволяла это сделать с легкостью. Но Внешторгбанк , правительство и организаторы размещения ВТБ пришли к взаимному согласию о дисконте к верхней границе диапазона, чтобы гарантировать их дальнейший рост. Как признаются в самом ВТБ, была важна абсолютная гарантия дохода для населения, поэтому банк не стал закрывать IPO по максимальной цене, потеряв, конечно, около полумиллиарда долларов в капитализации, но получив доверие населения к правительству и к банку.

 

31 июля 2007 года цена акций ВТБ впервые опустилась ниже цены размещения, в последующем так и не поднявшись выше этой отметки.

Аналитики связывают падение цены акций ВТБ в предкризисный период с тем, что, во-первых, уровень цены размещения был завышен за счет участия в IPO крупного российского бизнеса, который пошел на заведомо невыгодное в краткосрочной перспективе приобретение в угоду власти, а во-вторых, не очень хорошими результатами, которые продемонстрировал банк в первом полугодии 2007 г., а также тем, что в 2007 году в мире уже начала складываться в целом неприятная для банковского сектора конъюнктура.

В IPO участвовали крупные инвесторы, которые хотели таким образом поддержать государственный проект и продемонстрировать лояльность государству. Однако позже необходимость в такой «поддержке» уменьшилась, и недовольные уровнем доходности проекта крупные инвесторы стали избавляться от акций. Таким образом, крупные пакеты оказались выброшены на биржу, соответственно сместился баланс спроса и предложения, и акции упали в цене.

Большой интерес к акциям ВТБ со стороны частных лиц обернулся в результате уязвимостью этих активов перед лицом рыночных потрясений. Инвесторы - частные лица, в отличие от профессиональных инвесторов, настроены исключительно на рост цен, любое изменение конъюнктуры к худшему провоцирует у них панические настроения. Это общее правило для всех рынков, но особенно справедливо оно для России, где люди только-только начинают присматриваться к фондовому рынку и вкладывать свои сбережения в такие высокодоходные и высокорискованные активы, как акции национальных компаний.

Ситуацию усугубило т то, что о преимуществах вложения средств в акции ВТБ людям во время рекламной кампании рассказали подробно, а вот о рыночных рисках упомянули вскользь. В результате падение котировок ВТБ ниже цены размещения обернулось первым «кризисом доверия» и по отношению к активам данного конкретного банка, и по отношению к «народным IPO» в целом.

Под воздействием мирового финансового кризиса в октябре 2008 года курс акций опустился ниже 3 копеек. 22 января 2009 года стоимость одной акции на ММВБ составила 2,33 копейки. К 12 июля 2010 года курс акций ВТБ поднялся до 7,84 копейки за акцию.

26 мая 2010 года Наблюдательный совет ВТБ одобрил стратегию развития банка до конца 2013 года, одним из результатов реализации которой должен стать рост курса акций ВТБ до 15 копеек за акцию.

              Таким образом, самое народное российское IPO оказалось крупным разочарованием для инвесторов. Даже если к концу 2013 года стоимость акций ВТБ достигнет 15 копеек, инфляция сделает их реальную стоимость ниже цены размещения.

 

2.2.1 Облигации Росбанка серии A5, выпуск 10.

 

Акционерный коммерческий банк «Росбанк» — многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров российской банковской системы. По состоянию на 1 октября 2009 г. собственный капитал Росбанка составил 44 482,79 млн. рублей, а суммарные активы – 1 079 641,97 млн. рублей. Мажоритарным акционером банка является французская банковская группа «Сосьете Женераль». Росбанк последовательно реализует стратегию создания универсального финансового института национального масштаба и обслуживает все категории клиентов. Ключевыми направлениями деятельности Росбанка являются розничное, корпоративное кредитование, инвестиционно-банковские услуги и работа с состоятельными частными клиентами (private banking). В настоящий момент Росбанк обладает крупнейшей в стране частной региональной сетью: около 700 подразделений сети в 70 регионах Российской Федерации. Его дочерние банки работают в Белоруссии и Швейцарии. Росбанк активно развивает инвестиционное направление деятельности, являясь крупнейшим организатором и андеррайтером на рынке рублевых корпоративных и муниципальных облигаций. Росбанк имеет кредитные рейтинги трех крупнейших международных агентств: Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch. В 2008 году стал обладателем Гран-при Премии «Банк года» в итоговой премии «Финансовая элита России 2008». В ноябре 2008 года авторитетный британский журнал «The Banker» удостоил Росбанк престижной награды «Bank of the Year», признав его лучшим финансовым институтом России.

 

Росбанк 3 ноября 2009 года полностью разместил на ФБ ММВБ облигации серии А5 объемом 5 млрд руб. В выпусках с погашением 6 ноября 2013 года и 7 ноября 2014 года приняли участие около 50 независимых инвесторов. Общий спрос почти в 1,5 раза превысил размещаемый объем. Размещение проходило по схеме "book building", заявки инвесторов были удовлетворены на 60-70% от первоначальных объемов подписки.

Ставка первого купона по каждому выпуску установлена в размере 12% годовых, ставки второго и третьего купонов равны ставке первого купона. Выплата купонов осуществляется через каждые 183 дня.

По замечанию управляющего директора департамента инвестиционно-банковских услуг Росбанка Михаила Афонского это было - первое с момента начала финансового кризиса полностью рыночное размещение банковских бондов. По его словам, несмотря на неоднозначную ситуацию на рынке и резкое снижение спроса по всему спектру долгов за последнюю неделю, связанную с пересмотром ценовых ориентиров, инвесторы положительно оценили предложение Росбанка, что и обеспечило значительную переподписку выпусков.

В любой день между датой начала размещения и датой досрочного погашения выпуска величина НКД по Облигации рассчитывается по следующей формуле:

НКД= N*C(i) * (Т-T(i-1))/365/100%, где:

НКД–накопленный купонный доход, в рублях;

i - порядковый номер купонного периода: i=1-10;

N - номинальная стоимость одной Облигации, в рублях;

C(i) - размер процентной ставки i-того купона в процентах годовых;

T – текущая дата в рамках срока обращения Облигаций;

T(i-1) – дата окончания (i-1)-того купонного периода (для первого купонного периода – дата начала размещения).

Величина накопленного купонного дохода  рассчитывается с точностью до копейки (округление производится по правилам математического округления. При этом под правилом математического округления следует понимать метод округления, при котором значение целой копейки (целых копеек) не изменяется, если первая за округляемой цифра равна от 0 до 4, и изменяется, увеличиваясь на единицу, если первая за округляемой цифра равна от 5 до 9).

Информация по эмиссии:

• Эмитент, номер эмиссии:

Росбанк, 10 (А5)

• Вид долговых обязательств:

Облигации

• Формат размещения:

Букбилдинг

• Статус эмиссии:

В обращении

• Вид размещения:

Публичное

• Номинал, валюта:

1000, RUR

• Объем эмиссии:

5 000 000 000

• Дата регистрации:

18.09.2009

• Гос. Регистрационный номер:

41002272B

• код ISIN:

RU000A0JQH69

• Дата начала размещения:

03.11.2009

• Дата окончания размещения:

03.11.2009

• Расчетная дата начала обращения:

10.12.2009

• Цена первичного размещения:

100

• Ставка купона:

1-3 купоны - 12% годовых. 4-10 купоны - устанавливаются эмитентом

• Периодичность выплаты купона:

2 раз(а) в год

• Дата начала начисления купонов:

03.11.2009

• Дата погашения:

07.11.2014

• Условия досрочного выкупа:

5-й рабочий день с даты окончания 3 купона купона, 
дата: 16.05.11, цена: 100.

• Агент по размещению облигаций:

Росбанк

• Торговая площадка, котировальный лист:

ММВБ

• Рейтинги эмиссии:

Moody's Investors Service

Baa3/Стабильный

Межд. шкала в ин. вал.

21.10.2009

Fitch Ratings

AAA(rus)

Нац. шкала (Россия)

16.11.2009

Fitch Ratings

BBB+

Межд. шкала в нац. вал.

16.11.2009

Moody's Interfax Rating Agency

Aaa.ru

Национальная шкала (Россия)

21.10.2009

• Поручители:

ООО  “Коммерческие инвестиции”

Таблица 2. Информация по эмиссии инструмента RU000A0JQH69

 

За более чем полугодовое обращение на рынке ценных бумаг, эти облигации Росбанка продемонстрировали положительную динамику, которую можно проследить по графику изменения котировок этих бумаг на ММВБ:

Рис 1. Динамика изменения котировок инструмента RU000A0JQH69

 

Таким образом, Росбанк не только успешно справился с задачей привлечения финансовых средств путем эмиссии облигаций, но и оправдал ожидания инвесторов, обеспечив их доходом.


Глава 3. Основные проблемы эмитентов и инвесторов

 

2.1 Анализ основных проблем эмитентов

 

Самое принципиальное решение о привлечении финансирования, которое должно принять предприятие - это то, на какой основе оно хочет привлечь финансирование: на долговой (кредиты, облигации), долевой (акции) или использовать некую гибридную форму.

На выбор решения о привлечении финансирования на долевой или на долговой основе влияют следующие факторы:

 Уровень процентных ставок. От того, какие в данный момент процентные ставки на финансовом рынке, зависит то, на каких условиях предприятие сможет привлечь долговое финансирование. Естественно, привлечение долгового финансирование выглядит привлекательнее при низких процентных ставках.

 Текущее состояние рынка акций. При благоприятной конъюнктуре рынка акций предприятие может разместить свои акции по более высоким ценам, чем в периоды спада фондового рынка. Теоретически уровень цен на акции также увязан с уровнем процентных ставок в экономике, поскольку чем выше процентные ставки, тем ниже оценивают инвесторы будущие доходы по акциям, и тем ниже должны быть цены акций. Однако на практике эта взаимосвязь может быть не столь прямолинейной. Поэтому в какие-то моменты выпуск облигаций может становиться сравнительно более привлекательным, чем выпуск акций, и наоборот.

 Круг инвесторов, которых хочет привлечь предприятие. В определенных случаях для предприятия безразлично, кто будет источником привлеченных средств. В других ситуациях это не так. Например, предприятие может разместить облигационный займ среди широкого круга инвесторов, или осуществить эмиссию крупного пакета акций и целиком продать его крупному, "стратегическому" инвестору. Во втором случае предприятию, возможно, будет легче привлекать дополнительные ресурсы за счет этого же инвестора. С другой стороны, в этом случае владельцам предприятия необходимо смириться с полной или частичной утратой контроля.

Информация о работе Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг