Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:58, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является проведение исследования сущности процесса привлечения организацией финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг, а так же анализ эффективности эмиссии долевых и долговых ценных бумаг и анализ эффективности инвестирования в различные виды ценных бумаг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрытие экономической сущности ценных бумаг;
• Рассмотрение понятия рынка ценных бумаг;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эмиссии ценных бумаг 5
1.1 Экономическая сущность ценных бумаг 5
1.2 Рынок ценных бумаг 16
1.3 Мировой финансовый кризис и его влияние на рынок ценных бумаг 21
1.4 Эмиссия ценных бумаг предприятием 25
Глава 2. Анализ примеров привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг. 33
2.1 Привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг 33
2.2 Примеры 39
2.2.1 “Народное IPO” ВТБ 2007 г. 39
2.2.1 Облигации Росбанка серии A5, выпуск 10. 45
Глава 3. Основные проблемы эмитентов и инвесторов 51
2.1 Анализ основных проблем эмитентов 51
2.2 Анализ основных проблем инвесторов 69
Заключение 83
Список используемой литературы 89
- обеспечение, необходимое для привлечения средств;
- сроки осуществления эмиссии;
- возможное изменение контроля над предприятием в зависимости от того, какой источник финансирования будет выбран.
Для предприятий наиболее распространенными источниками внешнего финансирования являются эаемный и акционерный капитал.
Наиболее значимым критерием классификации финансовых инструментов является статус инвестора, осуществляющего трансферт капитала к компаниям, нуждающимся в средствах. Большая часть ценных бумаг, предлагаемых на финансовых рынках — долговые инструменты, а их приобретатель идентифицируется как кредитор. В типичном случае такая инвестиция срочная, а наиболее часто используемый инструмент — облигация — датирована (или имеет ограниченный инвестиционный период, в конце которого зафиксировано погашение). Обычно многолетние долговые финансовые инструменты приносят своему владельцу периодический доход — процент в форме купона.
Как и большинство долговых ценных бумаг, облигацию характеризуют следующие базовые параметры:
номинальная (лицевая) стоимость — неделимая часть принятого инвестором долга — с аналогичным отношением к купюрному построению эмиссии;
эмиссионная стоимость — цена долгового инструмента при его первичном размещении (она может совпадать с номинальной стоимостью, но чаще всего ценные бумаги продаются со скидкой (дисконтом) или с надбавкой (премией) относительно номинала;
рыночная стоимость не зависит от двух предыдущих стоимостей и формируется на вторичном рынке;
фундаментальная стоимость — параметр, выведенный аналитическим способом, интегрирующий влияние комплекса макро- и микроэкономических факторов на цену, имеет характер ценового ориентира при управлении инвестициями в ценные бумаги;
процент купона — форма текущих выплат доходов держателю финансового инструмента; он объявляется предварительно как фиксированная величина или параметр, колеблющийся вместе с другой (плавающей) базой3, а его исчисление строится относительно номинальной стоимости; нулевой купон — исключение из правила, в этом случае облигации эмитируются с ценой ниже номинальной стоимости и приносят однократный доход в день погашения при инкассировании требования по ценной бумаге;
обеспечение облигаций — в качестве обеспечения может выступать определенная указанная часть патримониума эмитента (например, недвижимое имущество в случае выпуска ипотечных облигаций), которое идентифицируется как специальное обеспечение, или подобный элемент отсутствует, и тогда вся собственность служит в качестве обеспечения эмиссии, но держатель облигации будет иметь позиции, одинаковые со всеми прочими кредиторами компании;
срок погашения — период до выплаты, иногда в этот термин вкладывается понятие день (дата) погашения.
Корпоративные облигации являются долговыми эмиссионными ценными бумаги, которые могут обращаться на биржевом и внебиржевом рынках. Выпуск этих, как и других ценных бумаг, может проводиться с привлечением финансовых консультантов или инвестиционных банков.
Акционерный капитал, выражающий право собственности на долю в капитале акционерного общества, образуется путем эмиссии акций с целью мобилизации долгосрочных ресурсов, необходимых для функционирования предприятия. Первым и необходимым условием для компании, планирующей привлечение средств путем эмиссии акций, является разработка долгосрочного плана развития фирмы с указанием направлений применения капитала, который будет получен в результате выпуска этих ценных бумаг. Приобретая акции, инвестор рассчитывает получить более высокую прибыль на вложенные средства по сравнению с вложением их в долговые ценные бумаги (облигации).
Номинальная, эмиссионная, рыночная и фундаментальная стоимости акции не отличаются специфическими характеристиками от облигации, за исключением, может быть, более динамичных рыночных колебаний цены. Вместо процентных купонов текущий доход по акциям выплачивается в форме дивидендов в зависимости от посленалогового состояния прибыли корпорации.
Исключительно важное значение для акционеров имеет проводимая корпорацией дивидендная политика. Любая длительная задержка и реинвестирование прибыли создают предпосылки роста рыночных котировок и потенциальной доходности капитального типа. Конечно, предпосылками получения капитальных доходов выступают и ценовые колебания вторичного рынка ценных бумаг, зависящие от влияния других факторов, а не только от применяемой дивидендной политики: от вероятных снижений уровня ссудного процента в экономике, экономического оживления, преференциального роста конкретной отрасли экономики и других факторов.
Для акций характерна устойчивость привлеченных корпорацией-эмитентом капиталов. Акционеры не могут изъять свою инвестицию из компании, но могут получить средства другим путем — реализовать свои ценные бумаги на рынке капитала. Исключения наблюдаются в случае ликвидации компании, когда среди акционеров распределяется остаточная стоимость имущества, после удовлетворения требований кредиторов.
Как акции, так и облигации могут быть именными и на предъявителя. В первом случае возможна эмиссия ценных бумаг в безналичной форме, когда они регистрируются в выбранном с этой целью депозитарии, торговля происходит путем переброса по счетам, а сертификат удостоверяет их владение. Современная финансовая практика характеризуется процессом активно протекающей дематериализации ценных бумаг и освобождения от бумажного носителя.
Дематериализация ценных бумаг — универсальная тенденция, формирующаяся в последнее десятилетие на международном рынке капитала: торговля финансовыми инструментами на бумажных носителях все больше уступает место регистрации и торговле ценными бумагами, оформленными в виде записей на счетах (бездокументарной форме, Book-Entry). Таким образом создаются предпосылки более надежного хранения и более эффективного управления движением ценных бумаг, потому что устраняются дорогостоящие полиграфические услуги (при эмитировании документарных ценных бумаг необходимо разработать не только индивидуальный дизайн финансовых инструментов, но и несколько степеней защиты) и повышается степень защищенности собственности инвесторов.
Привлечение компаниями финансовых ресурсов имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от того, эмиссия каких фондовых инструментов для этих целей используется.
Например, среди преимуществ для эмитента, выпускающего долговые ценные бумаги (облигации), можно выделить следующие:
- руководству компании удается сохранить контроль над деятельностью компании;
- выплата процентов, как правило, относится на себестоимость продукции, а, значит, уменьшает налогооблагаемую прибыль;
- кредитор не принимает участия в управлении компанией;
- сроки и условия обязательств известны заранее.
К недостаткам привлечения кампаниями ресурсов путем эмиссии облигаций, в первую очередь, следует отнести то, что обслуживание по займам требует наличия постоянных источников поступления денежных
средств, всегда присутствует в той или иной степени риск невыполнения
обязательств по займам и др.
Среди положительных аспектов привлечения средств путем выпуска долевых ценных бумаг в виде публичного размещения акций можно выделить то, что появляется возможность привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочное сотрудничество, которые могут привнести в бизнес свой опыт и новые идеи, вывести компанию на новые рынки и каналы сбыта продукции, то, что такая эмиссия дает возможность получения реальной оценки рыночной стоимости ценных бумаг и др.
Однако такой способ привлечения средств имеет для компаний либо их руководства немало и негативных последствий, к которым относится то, что поиск стратегического инвестора порою требует значительного времени, может привести к "разводнению" контроля над капиталом и к возможности смены руководства компании, требует выполнения строгих правил по раскрытию информации и др.
Выбирая способ привлечения финансовых ресурсов, руководители компаний при изучении возможных его вариантов принимают во внимание множество различных факторов, особенно стратегию развития фирмы, и выбирают тот из возможных вариантов, который в наибольшей степени отвечает потребностям и возможностям компании. Особое внимание при этом уделяется расчетам затрат на реализацию проекта по эмиссии и на анализ рисков, связанных с осуществлением выпуска и размещения фондовых инструментов. Все это осуществляется в процессе конструирования ценных бумаг.
Конструирование ценных бумаг – это аналитический, логически последовательный процесс по разработке и созданию новых финансовых продуктов или модификации уже имеющихся с целью достижения оптимального сочетания доходности, ликвидности, уровня рискованности и других индивидуальных свойств и характеристик конкретного выпуска ценных бумаг (стандартного финансового инструмента), обоюдно выгодных и эмитенту, и инвестору. Впервые процесс конструирования ценных бумаг в российской научной литературе был рассмотрен Я.М. Миркиным в книге «Ценные бумаги и фондовый рынок».
Приводим схему этого процесса.
«Конструирование ценных бумаг предполагает прохождение следующих основных этапов:
Маркетинговое исследование финансового рынка, анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения;
Анализ целевых потребностей эмитента в дополнительных финансовых ресурсах, в росте прибылей от операций с новыми видами финансовых продуктов, в расширении рыночной ниши на рынке ценных бумаг. Определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых ценных бумаг;
Установление наиболее общих целей: создание нового финансового продукта или модификация уже выпускаемых ценных бумаг, определение предельных параметров выпуска по объему, доходности, уровню риска и перспективам роста курсовой стоимости;
Выбор вариантов видов ценных бумаг, предназначенных к выпуску;
Анализ и предварительный выбор из различных характеристик, элементов, модификаций ценных бумаг, максимально удовлетворяющих спросу инвесторов и эмитентов. Разработка черновых проектов новых финансовых продуктов;
Оценку затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора ценных бумаг – новых финансовых продуктов;
Окончательный выбор и подготовка проекта выпуска ценной бумаги в модификации, удовлетворяющей спросу эмитента и инвесторов по критериям риска, доходности, ликвидности, финансовой нагрузки на эмитента и его запросов к финансовым ресурсам, привлекаемым на основе фондового выпуска
Решение организационных вопросов, связанных с выпуском нового финансового продукта.
Первичное публичное предложение — ППП, в английском языке — IPO (от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска акционерами частной компании.
Основной целью проведения IPO является получение так называемой «учредительской прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие.
Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена акций представляет собой капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то время как реально вложенный капитал приносит прибыль по более высокой, чем ставка процента, средней норме прибыли.
Однако появление публичных компаний в определенной отрасли производства в дальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли приносит не среднюю прибыль, а только процент. Данный процесс вынуждает частные компании либо также становиться публичными, либо применять свой капитал в другой отрасли.
Как одну из целей можно выделить повышение ликвидности компании, так как акционеры после проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной цене, причём очень быстро.
Также к целям вывода компании на IPO относится возможность защиты от поглощения недружественными компаниями.
После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.
ОАО Банк ВТБ — российский коммерческий банк. Второй по величине активов (после Сбербанка) коммерческий банк страны и по размеру уставного капитала. В списке 1000 крупнейших банков мира по капиталу за 2008 год британского журнала The Banker ВТБ занял 70-е место. Штаб-квартира — в Москве, зарегистрирован банк в Санкт-Петербурге.
Уставный капитал | 104,605 млрд руб. (2009 год) |
Собственный капитал | 565,2 млрд (2009 год, МСФО) 397,1 млрд руб. (2008) |
Активы | 3,611 трлн руб. (2009 год, МСФО) 3,697 трлн руб. (2008) |
Чистая прибыль | 59,6 млрд руб. (убыток)(2009 год, МСФО) 4,6 млрд руб. (2008) |
Информация о работе Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг