Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является проведение исследования сущности процесса привлечения организацией финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг, а так же анализ эффективности эмиссии долевых и долговых ценных бумаг и анализ эффективности инвестирования в различные виды ценных бумаг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Раскрытие экономической сущности ценных бумаг;
• Рассмотрение понятия рынка ценных бумаг;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эмиссии ценных бумаг 5
1.1 Экономическая сущность ценных бумаг 5
1.2 Рынок ценных бумаг 16
1.3 Мировой финансовый кризис и его влияние на рынок ценных бумаг 21
1.4 Эмиссия ценных бумаг предприятием 25
Глава 2. Анализ примеров привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг. 33
2.1 Привлечения финансовых ресурсов путем эмиссии долевых и долговых ценных бумаг 33
2.2 Примеры 39
2.2.1 “Народное IPO” ВТБ 2007 г. 39
2.2.1 Облигации Росбанка серии A5, выпуск 10. 45
Глава 3. Основные проблемы эмитентов и инвесторов 51
2.1 Анализ основных проблем эмитентов 51
2.2 Анализ основных проблем инвесторов 69
Заключение 83
Список используемой литературы 89

Работа содержит 1 файл

DIPLOM_MOB_FIN_RES_CEN_BUM.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

              - обеспечение, необходимое   для привлечения средств;

              - сроки осуществления  эмиссии;

              - возможное изменение контроля над предприятием в зависимости от того, какой источник финансирования будет выбран.

              Для предприятий наиболее распространенными источниками  внешнего финансирования  являются  эаемный  и акционерный капитал.

Наиболее значимым критерием классификации финансовых инструментов является статус инвестора, осуществляющего трансферт капитала к компаниям, нуждающимся в средствах. Большая часть ценных бумаг, предлагаемых на финансовых рынках — долговые инструменты, а их приобретатель идентифицируется как кредитор. В типичном случае такая инвестиция срочная, а наиболее часто используемый инструмент — облигация — датирована (или имеет ограниченный инвестиционный период, в конце которого зафиксировано погашение). Обычно многолетние долговые финансовые инструменты приносят своему владельцу периодический доход — процент в форме купона.

Как и большинство долговых ценных бумаг, облигацию характеризуют следующие базовые параметры:

 номинальная (лицевая) стоимость — неделимая часть принятого инвестором долга — с аналогичным отношением к купюрному построению эмиссии;

 эмиссионная стоимость — цена долгового инструмента при его первичном размещении (она может совпадать с номинальной стоимостью, но чаще всего ценные бумаги продаются со скидкой (дисконтом) или с надбавкой (премией) относительно номинала;

 рыночная стоимость не зависит от двух предыдущих стоимостей и формируется на вторичном рынке;

 фундаментальная стоимость — параметр, выведенный аналитическим способом, интегрирующий влияние комплекса макро- и микроэкономических факторов на цену, имеет характер ценового ориентира при управлении инвестициями в ценные бумаги;

 процент купона — форма текущих выплат доходов держателю финансового инструмента; он объявляется предварительно как фиксированная величина или параметр, колеблющийся вместе с другой (плавающей) базой3, а его исчисление строится относительно номинальной стоимости; нулевой купон — исключение из правила, в этом случае облигации эмитируются с ценой ниже номинальной стоимости и приносят однократный доход в день погашения при инкассировании требования по ценной бумаге;

 обеспечение облигаций — в качестве обеспечения может выступать определенная указанная часть патримониума эмитента (например, недвижимое имущество в случае выпуска ипотечных облигаций), которое идентифицируется как специальное обеспечение, или подобный элемент отсутствует, и тогда вся собственность служит в качестве обеспечения эмиссии, но держатель облигации будет иметь позиции, одинаковые со всеми прочими кредиторами компании;

 срок погашения — период до выплаты, иногда в этот термин вкладывается понятие день (дата) погашения.

              Корпоративные облигации являются  долговыми эмиссионными ценными бумаги, которые  могут обращаться на биржевом и внебиржевом рынках. Выпуск этих, как и других ценных бумаг, может   проводиться с привлечением финансовых консультантов или  инвестиционных банков.

              Акционерный капитал,  выражающий право собственности  на долю в  капитале акционерного общества,  образуется путем   эмиссии акций с целью  мобилизации долгосрочных ресурсов, необходимых  для функционирования предприятия.  Первым и необходимым  условием  для компании, планирующей привлечение средств путем эмиссии акций, является разработка  долгосрочного плана  развития  фирмы с указанием направлений применения  капитала, который  будет   получен  в результате выпуска  этих ценных бумаг. Приобретая  акции, инвестор рассчитывает получить более высокую прибыль на вложенные средства по сравнению с  вложением их в долговые  ценные бумаги (облигации).

Номинальная, эмиссионная, рыночная и фундаментальная стоимости акции не отличаются специфическими характеристиками от облигации, за исключением, может быть, более динамичных рыночных колебаний цены. Вместо процентных купонов текущий доход по акциям выплачивается в форме дивидендов в зависимости от посленалогового состояния прибыли корпорации.

Исключительно важное значение для акционеров имеет проводимая корпорацией дивидендная политика. Любая длительная задержка и реинвестирование прибыли создают предпосылки роста рыночных котировок и потенциальной доходности капитального типа. Конечно, предпосылками получения капитальных доходов выступают и ценовые колебания вторичного рынка ценных бумаг, зависящие от влияния других факторов, а не только от применяемой дивидендной политики: от вероятных снижений уровня ссудного процента в экономике, экономического оживления, преференциального роста конкретной отрасли экономики и других факторов.

Для акций характерна устойчивость привлеченных корпорацией-эмитентом капиталов. Акционеры не могут изъять свою инвестицию из компании, но могут получить средства другим путем — реализовать свои ценные бумаги на рынке капитала. Исключения наблюдаются в случае ликвидации компании, когда среди акционеров распределяется остаточная стоимость имущества, после удовлетворения требований кредиторов.

Как акции, так и облигации могут быть именными и на предъявителя. В первом случае возможна эмиссия ценных бумаг в безналичной форме, когда они регистрируются в выбранном с этой целью депозитарии, торговля происходит путем переброса по счетам, а сертификат удостоверяет их владение. Современная финансовая практика характеризуется процессом активно протекающей дематериализации ценных бумаг и освобождения от бумажного носителя.

Дематериализация ценных бумаг — универсальная тенденция, формирующаяся в последнее десятилетие на международном рынке капитала: торговля финансовыми инструментами на бумажных носителях все больше уступает место регистрации и торговле ценными бумагами, оформленными в виде записей на счетах (бездокументарной форме, Book-Entry). Таким образом создаются предпосылки более надежного хранения и более эффективного управления движением ценных бумаг, потому что устраняются дорогостоящие полиграфические услуги (при эмитировании документарных ценных бумаг необходимо разработать не только индивидуальный дизайн финансовых инструментов, но и несколько степеней защиты) и повышается степень защищенности собственности инвесторов.

              Привлечение компаниями  финансовых ресурсов имеет свои преимущества и недостатки  в зависимости от того,   эмиссия  каких     фондовых инструментов для этих целей используется.

              Например, среди преимуществ для эмитента,  выпускающего   долговые ценные бумаги (облигации), можно  выделить следующие:

              - руководству компании удается сохранить контроль над деятельностью компании;

              - выплата процентов, как правило, относится на себестоимость продукции, а, значит, уменьшает налогооблагаемую прибыль;

              -  кредитор  не принимает  участия в управлении компанией;

              - сроки  и условия  обязательств известны заранее.

              К   недостаткам привлечения  кампаниями ресурсов путем эмиссии облигаций, в первую очередь, следует отнести то, что обслуживание по займам  требует  наличия постоянных источников  поступления денежных

средств, всегда присутствует в той или иной степени риск невыполнения

обязательств по займам  и др.

              Среди положительных  аспектов привлечения средств путем выпуска долевых ценных бумаг в виде публичного размещения акций  можно выделить то, что появляется возможность привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочное сотрудничество, которые  могут привнести  в бизнес свой опыт и новые идеи, вывести компанию на новые рынки  и каналы сбыта продукции, то, что такая эмиссия дает возможность  получения реальной оценки рыночной стоимости  ценных бумаг  и др.

              Однако  такой способ  привлечения средств имеет  для компаний  либо их руководства   немало и негативных последствий, к которым относится то, что поиск стратегического инвестора порою требует значительного времени, может привести к "разводнению" контроля над капиталом и к  возможности  смены руководства компании, требует  выполнения строгих правил по раскрытию информации и др.

              Выбирая способ привлечения  финансовых ресурсов, руководители  компаний  при изучении возможных  его вариантов   принимают во внимание  множество различных факторов,  особенно стратегию  развития фирмы,  и  выбирают  тот из возможных вариантов,  который  в наибольшей степени отвечает потребностям  и возможностям  компании. Особое внимание при этом уделяется  расчетам  затрат на реализацию проекта по эмиссии  и на анализ рисков, связанных  с осуществлением   выпуска и размещения  фондовых инструментов.  Все это осуществляется в процессе конструирования ценных бумаг.

              Конструирование ценных бумаг – это аналитический, логически последовательный процесс по разработке и созданию новых финансовых продуктов или модификации уже имеющихся с целью достижения оптимального сочетания доходности, ликвидности, уровня рискованности и других индивидуальных свойств и характеристик конкретного выпуска ценных бумаг (стандартного финансового инструмента), обоюдно выгодных и эмитенту, и инвестору. Впервые процесс конструирования ценных бумаг в российской научной литературе был рассмотрен Я.М. Миркиным  в книге «Ценные бумаги и фондовый рынок».

              Приводим схему этого процесса.

              «Конструирование ценных бумаг предполагает прохождение следующих основных этапов:

 Маркетинговое исследование финансового рынка, анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения;

 Анализ целевых потребностей эмитента в дополнительных финансовых ресурсах, в росте прибылей от операций с новыми видами финансовых продуктов, в расширении рыночной ниши на рынке ценных бумаг. Определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых ценных бумаг;

 Установление наиболее общих целей: создание нового финансового продукта или модификация уже выпускаемых ценных бумаг, определение предельных параметров выпуска по объему, доходности, уровню риска и перспективам роста курсовой стоимости;

 Выбор вариантов видов ценных бумаг, предназначенных к выпуску;

 Анализ и предварительный выбор из различных характеристик, элементов, модификаций ценных бумаг, максимально удовлетворяющих спросу инвесторов и эмитентов. Разработка черновых проектов новых финансовых продуктов;

 Оценку  затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора ценных бумаг – новых финансовых продуктов;

 Окончательный выбор и подготовка проекта выпуска ценной бумаги в модификации, удовлетворяющей спросу эмитента и инвесторов по критериям риска, доходности, ликвидности, финансовой нагрузки на эмитента и его запросов к финансовым ресурсам, привлекаемым на основе фондового выпуска

 Решение организационных вопросов, связанных с выпуском нового финансового продукта.

 

2.2 Примеры

2.2.1 “Народное IPO” ВТБ 2007 г.

 

Первичное публичное предложение — ППП, в английском языке — IPO (от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска акционерами частной компании.

Основной целью проведения IPO является получение так называемой «учредительской прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие.

Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена акций представляет собой капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то время как реально вложенный капитал приносит прибыль по более высокой, чем ставка процента, средней норме прибыли.

Однако появление публичных компаний в определенной отрасли производства в дальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли приносит не среднюю прибыль, а только процент. Данный процесс вынуждает частные компании либо также становиться публичными, либо применять свой капитал в другой отрасли.

Как одну из целей можно выделить повышение ликвидности компании, так как акционеры после проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной цене, причём очень быстро.

Также к целям вывода компании на IPO относится возможность защиты от поглощения недружественными компаниями.

После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.

ОАО Банк ВТБ — российский коммерческий банк. Второй по величине активов (после Сбербанка) коммерческий банк страны и по размеру уставного капитала. В списке 1000 крупнейших банков мира по капиталу за 2008 год британского журнала The Banker ВТБ занял 70-е место. Штаб-квартира — в Москве, зарегистрирован банк в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 

Уставный капитал

104,605 млрд руб. (2009 год)

Собственный капитал

565,2 млрд (2009 год, МСФО)

397,1 млрд руб. (2008)

Активы

3,611 трлн руб. (2009 год, МСФО)

3,697 трлн руб. (2008)

Чистая прибыль

59,6 млрд руб. (убыток)(2009 год, МСФО)

4,6 млрд руб. (2008)

Информация о работе Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг