Методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делаю-щий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необхо-димые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.

Работа содержит 1 файл

фм 2 семестр.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, который не выражается простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, но его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.

Именно условно постоянные расходы производственного и  финансового характера в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Выбор более или менее капиталоемких направлений деятельности определяет уровень операционного левериджа, выбор оптимальной структуры источников капитала связан с финансовым левериджем. Зависимость между производственным и финансовым рычагами не является детерминированной, но распространено мнение, что они должны быть обратно пропорциональны друг другу: высокий уровень операционного рычага предполагает низкий уровень финансового и наоборот.

 

5. оценка производственного  (операционного) левериджа

Известны 3 меры производственного левериджа:

- доля постоянных производственных  расходов в общей сумме расходов  или соотношение постоянных и переменных затрат;

- отношение чистой  прибыли к постоянным производственным  расходам;

- отношение темпа изменения  балансовой прибыли к темпу  изменения объема реализации в натуральных единицах.

При прочих равных условиях рост 1 и 3 показателя или снижение 2 показателя означают повышение уровня производственного левериджа, а следовательно, и увеличение риска достижения заданного уровня прибыли. Рассмотрим третий показатель:

, где  - темп изменения прибыли, %; - темп изменения объема реализации, ед., %.

Уровень производственного  левериджа:

- характеризует степень  чувствительности балансовой прибыли  к изменению объема реализованной продукции: чем выше уровень производственного рычага, тем значительнее изменение балансовой прибыли и наоборот: ; где - изменение выручки, %, - изменение балансовой прибыли, %;

- зависит от уровня  фондоемкости: чем больше удельный  вес постоянных затрат, тем выше  уровень производственного рычага и наоборот;

- определяет уровень  производственного риска: больший ОР соответствует большей вероятности недополучения балансовой прибыли даже при небольших снижениях объема реализации;

- определяет инвестиционную  стратегию предприятия в зависимости  от будущих макроэкономических состояний экономики: в условиях нестабильной экономики предприятие не заинтересовано в дополнительных инвестициях, чтобы не увеличивать уровень ОР, в условиях стабильной/растущей экономики предприятие заинтересовано в увеличении уровня ОР за счет дополнительных инвестиций;

- зависит от удаленности от порога рентабельности: максимальное значение производственный рычаг имеет вблизи критической точки, далее он уменьшается по мере роста объема реализации. И так вплоть до нового скачка постоянных затрат и нового порога рентабельности, что связано с дополнительными инвестициями в уровень производственной мощности.

Сравнения уровней операционного  рычага возможны лишь для компаний, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска продукции.

!!! Пример: проанализировать уровень производственного левериджа трех компаний, если имеются следующие данные:

Показатель

A

B

C

p, р.

3

3

3

v, р.

2

1,5

1,2

FC, р.

30 000

54 000

81 000




 

Q, ед.

C, р.

S, р.

GI, р.

A

20 000

50 000

80 000

88 000

60 000

150 000

240 000

264 000

70 000

130 000

190 000

206 000

-10 000

20 000

50 000

58 000

B

20 000

50 000

80 000

88 000

60 000

150 000

240 000

264 000

84 000

129 000

174 000

186 000

-24 000

21 000

66 000

78 000

C

20 000

50 000

80 000

88 000

60 000

150 000

240 000

264 000

105 000

141 000

177 000

186 600

-45 000

9 000

63 000

77 400




Сделаем расчеты для  разных вариантов выпуска продукции:

 

 

Рассчитаем точку критического объема продаж для каждой компании:

А:

В:

С:

Уровень производственного  левериджа при увеличении объема производства с 80 до 88 тыс. ед.

!!! А:

В:      С:

Наибольшее значение ОР и величину условно-постоянных расходов в расчете на рубль переменных затрат имеет компания С. При объеме производства в 50 000 ед. для компании А этот показатель равен 0,3, для компании В – 0,72, для компании С – 1,35. Следовательно, компания С более чувствительна к изменению объемов производства, что видно и по вариации балансовой прибыли. Если каждая компания планирует увеличить объем производства на 10% (с 80 до 88 тыс.р.), это будет сопровождаться увеличением балансовой прибыли: для компании А – на 16%, для В – 18,2%, для С – 22,9%. То же произойдет в случае снижения объема производства.

Операционный леверидж – достаточно инерционный показатель, его резкие изменения крайне редки, поскольку часто связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться найти возможность ее увеличения, а не сокращения условно-постоянных расходов (путем продажи внеоборотных активов). Пример: одна крупная западная авиакомпания установила цену пассажирских билетов, едва превышающую стоимость обеда во время полета. Постоянные расходы не могли быть снижены, но было необходимо привлечь пассажиров, предоставив им некоторые дополнительные услуги. Тактическое решение, с возвратом к нормальному уровню цен.

операционный  анализ (в курсовом проекте)

Силы операционных рычагов  определяются для планового периода по следующим факторам.

Сила операционного  рычага по объему реализации рассчитывается как:

Сила операционного  рычага по цене:

Сила операционного  рычага по переменным затратам:

Сила операционного  рычага по постоянным затратам:

 

FC2=648

v2=6,75

p2=7,54

Q2=1200

C2=9048

S2=8748

GI2=300

MC2=948

ОРI=948/300=3,16

OPII=9048/300=30,16

OPIII=6,75*1200/300=27

OPIV=648/300=2,16

Значение силы операционного рычага по каждому фактору характеризует уровень чувствительности прибыли, т.е. процентное изменение прибыли при изменении величины фактора на 1%.

Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемого фактора проводится по формуле: GI (%) = OPi * Изменение i-ого фактора (%). Расчеты сводятся в таблицу.

Фактор

Сила ОР

Процентное изменение прибыли  при изменении фактора на 1%

-10

-8

-6

-4

-2

+2

+4

+6

+8

+10

Q

3,16

-31,6

-25,28

-18,96

-12,64

-6,32

+6,32

+12,64

+18,96

+25,28

+31,6

p

30,16

-301,6

-241,28

-180,96

-120,64

-60,32

+60,32

+120,64

+180,96

+241,28

+301,6

VC

-27

+270

+216

+162

+108

+54

-54

-108

-162

-216

-270

FC

-2,16

+21,6

+17,28

+12,96

+8,64

+4,32

-4,32

-8,64

-12,96

-17,28

-21,6



На основе таблицы строится график эластичности прибыли по анализируемым факторам, где по оси абсцисс – процентное изменение фактора, по оси ординат – процентное изменение прибыли. Чем круче наклон прямой, тем выше эластичность прибыли по данному фактору.

 

6. анализ безубыточности по факторам

Данный анализ также  проводится по четырем факторам.

1. По объему реализации  находят критическое значение (порог  рентабельности) и запас финансовой прочности. Минимальный объем выручки, соответствующий нулевой рентабельности:

Минимальный объем реализации в натуральном выражении:

Запас финансовой прочности  показывает, на сколько (в процентах  или рублях) может снизиться выручка до достижения порога рентабельности.

                               

2. По цене:

- критическое значение  цены:

Это минимальная цена, при которой при прочих равных условиях прибыль равна нулю.

- запас финансовой  прочности:

                              

3. По переменным затратам:

- критическое значение  переменных затрат:

Это максимальные переменные затраты, которые может позволить  себе предприятие до того, как начнет получать убытки.

- запас финансовой прочности:

                                 

4. Анализ безубыточности  по постоянным затратам:

- критическое значение  постоянных затрат: - это максимальный объем постоянных затрат, которые снижают прибыль предприятия до нулевой отметки.

- запас финансовой  прочности по постоянным затратам:

                              

Процентные значения запаса финансовой прочности по факторам заносятся на график. По оси абсцисс – изменение фактора в процентах, по оси ординат – прибыль в тысячах рублей. Запас финансовой прочности по цене и объему реализации заносится со стороны отрицательных значений, что показывает: снижение данных факторов ведет к уменьшению прибыли; запас финансовой прочности постоянных и переменных затрат заносится как положительное значение: увеличение этих факторов ведет к снижению прибыли.

Фактор

Критическое значение фактора

ЗФП

%

абс., р.

Q

6185 р. или 820 шт.

31,65

2863

p

7,29 р.

3,32

0,25

VC

8400 р.

3,70

300

FC

948 р.

46,30

300




По результатам расчетов запаса финансовой прочности в процентах строится график, где по оси ординат откладывается прибыль прогнозного периода, а по оси абсцисс – изменения факторов в процентах. Запас финансовой прочности по цене и объему реализации заносится со стороны отрицательных значений, что показывает: снижение данных факторов ведет к уменьшению прибыли; запас финансовой прочности постоянных и переменных затрат заносится как положительное значение: увеличение этих факторов ведет к снижению прибыли.

Информация о работе Методы экономического анализа