Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делаю-щий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необхо-димые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.
- обосновать наиболее
оптимальный вариант
Для факторного анализа изменения маржинальной прибыли можно использовать следующие модели:
- на единицу продукции – удельная маржинальная прибыль: mi=pi-vi ;
- на весь объем продаж i-ого вида продукции: MCi=Qi(pi-vi);
- в целом по предприятию: .
Определение маржинальной прибыли помогает иногда принять правильные решения, которые искажаются при использовании полного калькулирования.
Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной себестоимости
Показатель |
Изделие | ||
A |
B |
C | |
1. Объем продаж, шт. |
800 |
750 |
500 |
2. Цена единицы, р. |
100 |
120 |
150 |
3. Полная себестоимость ед., р. |
110 |
90 |
105 |
4. Прибыль на единицу продукции, р. (п.2 – п.3) |
- 10 |
+ 30 |
+ 45 |
5. Рентабельность продаж, % (п.4/п.2*100%) |
- 10 |
25 |
30 |
6. Усеченная себестоимость ед., р. |
60 |
75 |
97,5 |
7. Маржа покрытия на единицу продукции, р. (п.2 – п.6) |
40 |
45 |
52,5 |
8. Маржинальная рентабельность, % (п.7/п.2*100%) |
40 |
37,5 |
35 |
Изделие А имеет наибольшую маржинальную прибыль, но постоянные затраты были распределены пропорционально заработной плате по удельному весу производства каждого вида продукции. Полная себестоимость производства изделия А оказалась выше цены, а его производство убыточно. Если изменить ассортимент продукции, сократив производство изделия А, то можно потерять значительную часть прибыли.
Показатель |
Значение показателя | |
до исключения изделия А |
после исключения изделия А | |
Выручка от продаж, тыс.р. |
245 |
165 |
Переменные затраты, тыс.р. |
153 |
105 |
Маржа покрытия, тыс.р. |
92 |
60 |
Постоянные затраты, тыс.р. |
55 |
55 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
37 |
5 |
Средний уровень рентабельности продаж, % |
15,1 |
3,0 |
Если предприятие увеличит продажи продукции с более высокими значениями маржинальной рентабельности, то получит более высокую сумму покрытия, а следовательно, и более высокую сумму прибыли, поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения максимального результата.
Если условно постоянные затраты учитывают по местам их возникновения (для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции, общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом с разбивкой по местам их возникновения), то существует многоступенчатый порядок расчета валовой маржи и конечного финансового результата:
Выручка от реализации – Переменные затраты, отнесенные на конкретные виды продукции
Маржа покрытия 1 – Постоянные расходы, относящиеся к конкретным видам продукции
Маржа покрытия 2 – Постоянные расходы, относящиеся к нескольким видам продукции
Маржа покрытия 3 – Общие постоянные расходы структурного подразделения
Маржа покрытия 4
– Общие для предприятия
Финансовый результат предприятия
Тогда можно заметить участие каждого центра затрат в формировании финансового результата, выявить и конкретизировать причины убытков, определить основные направления их снижения.
В России для маржинального анализа применяют следующую модель: . При этом считают, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Модель не учитывает взаимосвязь объема производства продукции и ее себестоимости. В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель: . В данной модели учитывается прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата.
Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б
Показатель |
Значение показателя | |
t 0 |
t 1 | |
Объем реализации Q, шт. |
10 045 |
5 904 |
Цена ед. продукции p, тыс.р. |
3,1 |
3,7 |
Себестоимость изделия s, тыс.р. |
2,6 |
3,1 |
в т.ч. переменные затраты v, тыс.р. |
1,85 |
2,0 |
Сумма постоянных расходов FC, тыс.р. |
7 533,75 |
6 494,4 |
Прибыль GI, тыс.р. |
5 022,5 |
3 542,4 |
Используем метод цепных подстановок.
= 10 045 (3,1-1,85) – 7 533,75 = 5 022,5 тыс.р.
= 5 904 (3,1-1,85) – 7 533,75 = -153,75 тыс.р.
= 5 904 (3,7-1,85) – 7 533,75 = 3 388,65 тыс.р.
= 5 904 (3,7-2,0) – 7 533,75 = 2 503,05 тыс.р.
= 5 904 (3,7-2,0) – 6 494,4 = 3 542,4 тыс.р.
Общее изменение прибыли составляет: =3 542,4 – 5 022,5 = -1480,1 тыс.р.
В т.ч. за счет изменения:
- количества реализованной продукции = -153,75 – 5 022,5 = -5 176,25 тыс.р.;
- цены реализации = 3 388,65 – (-153,75) = 3 542,4 тыс.р.;
- удельных переменных затрат = 2 503,05 – 3 388,65 = -885,6 тыс.р.;
- постоянных затрат = 3 542,4 – 2 503,05 = 1 039,35 тыс.р.
; -5 176,25 + 3 542,4 – 885,6 + 1039,35 = -1480,1.
Д/з: рассчитать влияние факторов по российской модели. Сравнить результаты.
Методика усложняется в условиях многопродуктового производства, когда необходимо учитывать также и структуру реализуемой продукции: .
Продукция |
Объем продаж, шт. |
Структура продаж |
Цена, тыс.р. |
Удельные переменные затраты, тыс.р. |
Постоянные затраты, тыс.р. | |||||
t 0 |
t 1 |
t 0 |
t 1 |
t 0 |
t 1 |
t 0 |
t 1 |
t 0 |
t 1 | |
А |
10 455 |
12 546 |
0,51 |
0,68 |
5,0 |
6,0 |
2,8 |
3,2 |
12 546 |
20 073,6 |
Б |
10 045 |
5 904 |
0,49 |
0,32 |
3,1 |
3,7 |
1,85 |
2,0 |
7 533,75 |
6 494,4 |
Итого |
20 500 |
18 450 |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
20 079,75 |
26568 |
GI0 =20 500 * 0,51(5-2,8) + 20 500 * 0,49(3,1-1,85) – 20 079,75 = 15 477,5 тыс.р.
GI /=18 450 * 0,51(5-2,8) + 18 450 * 0,49(3,1-1,85) – 20 079,75 = 11 921,775 тыс.р.
GI //=18 450 * 0,68(5-2,8) + 18 450 * 0,32(3,1-1,85) – 20 079,5 = 14 901,7 тыс.р.
GI ///=18 450 * 0,68(6-2,8)+ 18 450 * 0,32(3,7-1,85) – 20 079,5 = 30 990,1 тыс.р.
GI ////=18 450 * 0,68(6-3,2) + 18 450 * 0,32(3,7-2,0) – 20 079,5 = 25 086,1 тыс.р.
GI1 =18 450 * 0,68(6-3,2) + 18 450 * 0,32(3,7-2,0) – 26 568 = 18 597,6 тыс.р.
=11 921,775 – 15 477,5 = -3 555,725 тыс.р.
=14 901,7 – 11 921,775 = 2 979,925 тыс.р.
=30 990,1 – 14 901,7 = 16 088,4 тыс.р.
=25 086,1-30 990,1 = -5 904 тыс.р.
=18 597,6 – 25 086,1 = 6 488,5 тыс.р.
; -3 555,725+2 979,925+16 088,4-
Д/з: рассчитать влияние факторов по российской модели . Сравнить результаты.
На практике издержки предприятия и его прибыль изменяются не пропорционально объему реализации.
Произведем факторный анализ рентабельности:
- одного вида продукции (
;
;
;
;
.
=-0,83-19,23=-20,06%
=18,36+0,83=19,19%
=12,94-18,36=-5,42%
=19,35-12,94=6,41%
; -20,06 + 19,19 – 5,42 + 6,41 = 0,12%
- продукции в целом по предприятию ;
R0=22,78%; R /=18,88%; R //=22,53%; R ///=46,86%; R ////=34,82%; R1=23,68%.
Изменение уровня рентабельности за счет объема продаж -3,9%; структуры продаж +3,65%; цен +24,33%; переменных затрат -12,04%; постоянных затрат -11,14%. Итого 0,9%.
- анализ рентабельности продаж ;
- маржинальной рентабельности в целом по предприятию ; сократить Q
- маржинальной рентабельности отдельного вида продукции ;
- анализ рентабельности капитала .
Преимущество методики в том, что учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности: объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и прогнозирование финансовых результатов.
3. определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточность – состояние, при котором бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, а выручка покрывает только затраты (рентабельность =0). Чаще всего определяется как количество единиц продукции, которое необходимо продать для покрытия затрат, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли, запас финансовой прочности), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия – основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий. Для их определения можно использовать аналитический и графический методы.
Производственная мощность предприятия, шт. |
1 000 |
Цена изделия, тыс.р. |
20 |
Выручка, тыс.р. |
20 000 |
Постоянные затраты, тыс.р. |
4 000 |
Удельные переменные затраты, тыс.р. |
12 |
Переменные затраты, тыс.р. |
12 000 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.р. |
4 000 |
Маржа покрытия, тыс.р. |
8 000 |
Доля маржи покрытия, d m |
8 000 / 20 000 = 0,4 |
Удельная маржинальная прибыль, тыс.р. |
8 |
GI=0 => C=S;
Q*p=FC+Q*v;
Q*20=4 000+Q*12;
8*Q=4000; Q=500шт.
(C=10 млн.р.; 50% мощ-ти)
Графический метод
Построим график, где по горизонтали показывается объем реализации продукции в % от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается 1 вид продукции), или в денежной оценке (если видов продукции несколько); по вертикали – себестоимость проданной продукции, выручка и прибыль.
Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, то запас финансовой прочности составит 50% (500 шт. продукции или 10 млн.р.). Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем реализации выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Другой вариант: при Q=0, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных затрат, при Q=1 000 шт. (полной загрузке производственной мощности) прибыль составит 4 млн.р. Соединив эти точки, получим на пересечении прямой с осью абсцисс точку критического объема производства.
Аналитический метод определения безубыточного объема продаж:
- в стоимостном выражении =4/0,4=10 млн.р.; где d m - доля маржи в выручке;
- в натуральном выражении =4000/(20-12)=500 шт.;
- в процентах от
Можно определить объем реализации
продукции для получения
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении: