Методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делаю-щий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необхо-димые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.

Работа содержит 1 файл

фм 2 семестр.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

- обосновать наиболее  оптимальный вариант управленческих  решений об изменении производственных мощностей, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологий и прочего с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Для факторного анализа изменения маржинальной прибыли можно использовать следующие модели:

- на единицу продукции  – удельная маржинальная прибыль: mi=pi-vi ;

- на весь объем продаж i-ого вида продукции: MCi=Qi(pi-vi);

- в целом по предприятию:  .

Определение маржинальной прибыли помогает иногда принять правильные решения, которые искажаются при использовании полного калькулирования.

Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной себестоимости

Показатель

Изделие

A

B

C

1. Объем продаж, шт.

800

750

500

2. Цена единицы, р.

100

120

150

3. Полная себестоимость ед., р.

110

90

105

4. Прибыль на единицу продукции, р. (п.2 – п.3)

- 10

+ 30

+ 45

5. Рентабельность продаж, % (п.4/п.2*100%)

- 10

25

30

6. Усеченная себестоимость ед., р.

60

75

97,5

7. Маржа покрытия на  единицу продукции, р. (п.2 – п.6)

40

45

52,5

8. Маржинальная рентабельность, % (п.7/п.2*100%)

40

37,5

35


Изделие А имеет наибольшую маржинальную прибыль, но постоянные затраты  были распределены пропорционально заработной плате по удельному весу производства каждого вида продукции. Полная себестоимость производства изделия А оказалась выше цены, а его производство убыточно. Если изменить ассортимент продукции, сократив производство изделия А, то можно потерять значительную часть прибыли.

Показатель

Значение показателя

до исключения изделия А

после исключения изделия А

Выручка от продаж, тыс.р.

245

165

Переменные затраты, тыс.р.

153

105

Маржа покрытия, тыс.р.

92

60

Постоянные затраты, тыс.р.

55

55

Прибыль от продаж, тыс.р.

37

5

Средний уровень рентабельности продаж, %

15,1

3,0


Если предприятие увеличит продажи продукции с более  высокими значениями маржинальной рентабельности, то получит более высокую сумму  покрытия, а следовательно, и более  высокую сумму прибыли, поэтому  планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения максимального результата.

Если условно постоянные затраты учитывают по местам их возникновения (для каждого вида продукции, общие  для нескольких однородных видов продукции, общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом с разбивкой по местам их возникновения), то существует многоступенчатый порядок расчета валовой маржи и конечного финансового результата:

Выручка от реализации         – Переменные затраты, отнесенные на конкретные виды продукции

Маржа покрытия 1                  – Постоянные расходы, относящиеся  к конкретным видам продукции


Маржа покрытия 2                  – Постоянные расходы, относящиеся  к нескольким видам продукции


Маржа покрытия 3                  – Общие постоянные расходы структурного подразделения


Маржа покрытия 4                  – Общие для предприятия постоянные расходы


Финансовый результат  предприятия


Тогда можно заметить участие каждого центра затрат в формировании финансового результата, выявить и конкретизировать причины убытков, определить основные направления их снижения.

В России для маржинального  анализа применяют следующую  модель: . При этом считают, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Модель не учитывает взаимосвязь объема производства продукции и ее себестоимости. В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель: . В данной модели учитывается прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата.

Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б

Показатель

Значение показателя

t 0

t 1

Объем реализации Q, шт.

10 045

5 904

Цена ед. продукции p, тыс.р.

3,1

3,7

Себестоимость изделия s, тыс.р.

2,6

3,1

в т.ч. переменные затраты v, тыс.р.

1,85

2,0

Сумма постоянных расходов FC, тыс.р.

7 533,75

6 494,4

Прибыль GI, тыс.р.

5 022,5

3 542,4


Используем метод цепных подстановок.

= 10 045 (3,1-1,85) – 7 533,75 = 5 022,5 тыс.р.

= 5 904 (3,1-1,85) – 7 533,75 = -153,75 тыс.р.

= 5 904 (3,7-1,85) – 7 533,75 = 3 388,65 тыс.р.

= 5 904 (3,7-2,0) – 7 533,75 = 2 503,05 тыс.р.

= 5 904 (3,7-2,0) – 6 494,4 = 3 542,4 тыс.р.

Общее изменение прибыли  составляет: =3 542,4 – 5 022,5 = -1480,1 тыс.р.

В т.ч. за счет изменения:

- количества реализованной продукции = -153,75 – 5 022,5 = -5 176,25 тыс.р.;

- цены реализации = 3 388,65 – (-153,75) = 3 542,4 тыс.р.;

- удельных переменных  затрат  = 2 503,05 – 3 388,65 = -885,6 тыс.р.;

- постоянных затрат  = 3 542,4 – 2 503,05 = 1 039,35 тыс.р.

; -5 176,25 + 3 542,4 – 885,6 + 1039,35 = -1480,1.

Д/з: рассчитать влияние факторов по российской модели. Сравнить результаты.

 

 

 

Методика усложняется в условиях многопродуктового производства, когда необходимо учитывать также и структуру реализуемой продукции: .

Продукция

Объем продаж, шт.

Структура продаж

Цена, тыс.р.

Удельные переменные затраты, тыс.р.

Постоянные затраты, тыс.р.

t 0

t 1

t 0

t 1

t 0

t 1

t 0

t 1

t 0

t 1

А

10 455

12 546

0,51

0,68

5,0

6,0

2,8

3,2

12 546

20 073,6

Б

10 045

5 904

0,49

0,32

3,1

3,7

1,85

2,0

7 533,75

6 494,4

Итого

20 500

18 450

1,0

1,0

-

-

-

-

20 079,75

26568


GI0 =20 500 * 0,51(5-2,8) + 20 500 * 0,49(3,1-1,85) – 20 079,75 = 15 477,5 тыс.р.

GI /=18 450 * 0,51(5-2,8) + 18 450 * 0,49(3,1-1,85) – 20 079,75 = 11 921,775 тыс.р.

GI //=18 450 * 0,68(5-2,8) + 18 450 * 0,32(3,1-1,85) – 20 079,5 = 14 901,7 тыс.р.

GI ///=18 450 * 0,68(6-2,8)+ 18 450 * 0,32(3,7-1,85) – 20 079,5 = 30 990,1 тыс.р.

GI ////=18 450 * 0,68(6-3,2) + 18 450 * 0,32(3,7-2,0) – 20 079,5 = 25 086,1 тыс.р.

GI1 =18 450 * 0,68(6-3,2) + 18 450 * 0,32(3,7-2,0) – 26 568 = 18 597,6 тыс.р.

=11 921,775 – 15 477,5 = -3 555,725 тыс.р.

=14 901,7 – 11 921,775 = 2 979,925 тыс.р.

=30 990,1 – 14 901,7 = 16 088,4 тыс.р.

=25 086,1-30 990,1 = -5 904 тыс.р.

=18 597,6 – 25 086,1 = 6 488,5 тыс.р.

; -3 555,725+2 979,925+16 088,4-5 904-6 488,5=3 120,1

Д/з: рассчитать влияние факторов по российской модели . Сравнить результаты.

На практике издержки предприятия  и его прибыль изменяются не пропорционально объему реализации.

Произведем факторный анализ рентабельности:

- одного вида продукции (изделия  Б)  ;

;

;

;

;

.

=-0,83-19,23=-20,06%

=18,36+0,83=19,19%

=12,94-18,36=-5,42%

=19,35-12,94=6,41%

; -20,06 + 19,19 – 5,42 + 6,41 = 0,12%

- продукции в целом  по предприятию ;

R0=22,78%; R /=18,88%; R //=22,53%; R ///=46,86%; R ////=34,82%; R1=23,68%.

Изменение уровня рентабельности за счет объема продаж -3,9%; структуры продаж +3,65%; цен +24,33%; переменных затрат -12,04%; постоянных затрат -11,14%. Итого 0,9%.

- анализ рентабельности  продаж  ;

- маржинальной рентабельности  в целом по предприятию  ; сократить Q

- маржинальной рентабельности  отдельного вида продукции ;

- анализ рентабельности капитала .

Преимущество методики в том, что учитывается взаимосвязь  элементов модели, в частности: объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и прогнозирование финансовых результатов.

 

3. определение  безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

Безубыточность – состояние, при котором бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, а выручка покрывает только затраты (рентабельность =0). Чаще всего определяется как количество единиц продукции, которое необходимо продать для покрытия затрат, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли, запас финансовой прочности), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия – основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий. Для их определения можно использовать аналитический и графический методы.

Производственная мощность предприятия, шт.

1 000

Цена изделия, тыс.р.

20

Выручка, тыс.р.

20 000

Постоянные затраты, тыс.р.

4 000

Удельные переменные затраты, тыс.р.

12

Переменные затраты, тыс.р.

12 000

Прибыль от реализации продукции, тыс.р.

4 000

Маржа покрытия, тыс.р.

8 000

Доля маржи покрытия, d m

8 000 / 20 000 = 0,4

Удельная маржинальная прибыль, тыс.р.

8




GI=0 => C=S;

Q*p=FC+Q*v;

Q*20=4 000+Q*12;

8*Q=4000; Q=500шт.

(C=10 млн.р.; 50% мощ-ти)

 

Графический метод

Построим график, где по горизонтали  показывается объем реализации продукции в % от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается 1 вид продукции), или в денежной оценке (если видов продукции несколько); по вертикали – себестоимость проданной продукции, выручка и прибыль.

Если предприятие полностью  использует свою производственную мощность, то запас финансовой прочности составит 50% (500 шт. продукции или 10 млн.р.). Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем реализации выше критического, при котором рентабельность равна нулю.


Другой вариант: при Q=0, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных затрат, при Q=1 000 шт. (полной загрузке производственной мощности) прибыль составит 4 млн.р. Соединив эти точки, получим на пересечении прямой с осью абсцисс точку критического объема производства.

 

Аналитический метод определения безубыточного объема продаж:

- в стоимостном выражении =4/0,4=10 млн.р.; где d m - доля маржи в выручке;

- в натуральном выражении  =4000/(20-12)=500 шт.;

- в процентах от производственной мощности = =4/8*100%=50%.

Можно определить объем реализации продукции для получения требуемой  суммы прибыли. Например, 2000 тыс.р.:

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

Информация о работе Методы экономического анализа