Методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делаю-щий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необхо-димые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.

Работа содержит 1 файл

фм 2 семестр.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

тыс.р.

Запас финансовой прочности по стоимостным показателям находится как:

 или 50%.

Для одного вида продукции  запас финансовой прочности можно  найти по количественным показателям:                                 или 50%.

Расчеты и графики показывают, что  безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы условно постоянных затрат, переменных затрат и цен на продукцию. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. Если допустить, что цена единицы продукции снизилась с 20 до 19 тыс.р., удельный переменные затраты – с 12 до 10 тыс.р., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 тыс.р., а объем производства уменьшился с 1000 до 920 ед., то критическая величина объема продаж составит:

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж: Qкр 0 = 4000/(20-12)=500 ед., Qкр/ = 3600/(20-12)=450 ед., Qкр// = 3600/(19-   -12)=514 ед., Qкр 1 = 400 ед.

Изменение точки окупаемости произошло  за счет: суммы постоянных затрат в размере (450-500)= -50 ед., цены (514-450)= +64 ед., удельных переменных затрат (400-514)= -114 ед.

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

ЗПФ0 =(1000-500)/1000=50%; ЗПФ / =(920-500)/920=45,6%; ЗПФ // =(920-450)/920=51,1%;

ЗПФ /// =(920-514)/920=44,1%; ЗПФ1 =(920-400)/920=56,5%.

В целом зона безопасности предприятия повысилась на 6,5%, в  т.ч. за счет снижения: объема продаж на 80 ед.: 45,6-50,0= -4,4%; постоянных затрат на 400 млн.р.: (51,1-45,6)= +5,5%; цены ед. продукции на 1000 р.: (44,1-51,1)= -7,0%; удельных переменных затрат на 2000 р.: (56,5-44,1)= +12,4%.

Если при производстве нескольких видов продукции безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель: . Деление затрат на условно постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, запас финансовой прочности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

С помощью маржинального  анализа можно установить критический  уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, цены и удельных переменных затрат при заданном значении других факторов.

Критический уровень  постоянных затрат: .

Пример: p=50 тыс.р., v=30 тыс.р., Q=5000 ед. => FCкр=5000(50-30)=100 000 тыс. р.

Срок окупаемости постоянных затрат отчетного периода: .

Пример: Q=2500 ед., FC=600 млн.р., GI=400 млн.р. => MC=600+400=1000 млн.р., m=1000/2500=0,4; t=12*1500/2500=7,2 мес. Остальные 4,8 мес. предприятие будет получать прибыль. Большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.

Критический уровень  удельных переменных затрат: .

Критический уровень  цены: .

Пример: Q=4000 ед., v=35 тыс.р., FC=120 000 тыс.р. => pкр=120 000/4000+35=65 тыс.р.

Объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль  по различным вариантам управленческих решений:

; => .

Объем продаж, при котором  общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений: => .

На основе проведенных  расчетов выбирается один из вариантов  управленческих решений.

 

4. финансовое  обоснование управленческих решений

4.1. обоснование  решения об увеличении производственной мощности, эффект кривой опыта

Поскольку с увеличением  производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и запас его финансовой прочности.

Показатель

1-ый вариант

2-ой вариант

Изменение, %

Объем производства продукции, шт.

500

600

+20

Постоянные затраты, млн.р.

600

750

+25

Удельные переменные затраты, тыс.р.

3

3

-

Цена, тыс.р.

5

5

-

Выручка, млн.р.

2500

3000

+20

Прибыль, млн.р.

400

450

+12,5

Безубыточный объем продаж, шт.

300

375

+25

ЗФП, %

40

37,5

-6,25

Срок окупаемости постоянных расходов, мес.

7,2

7,5

+4,16


При увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 25%, а сумма прибыли  – на 12,5%. Уменьшится запас финансовой прочности и повысится срок окупаемости затрат на 0,3 мес. (9 дней).

Окончательное решение  об увеличении производственной мощности надо принимать с учетом окупаемости  инвестиций, возможностей сбыта продукции, создания новых рабочих мест, наличия необходимых трудовых и материальных ресурсов и проч. Также необходимо учитывать эффект кривой опыта: по мере повышения уровня стандартизации, квалификации, совершенствования техники, технологий и проч. происходит постепенное снижение переменных затрат. При удвоении объема производства себестоимость снижается на 20-30%. Рассчитать таблицу при v1=2,85 тыс.р. (GI=540тыс.р. или +35%; Qкр=350 ед.; ЗФП=42%).

4.2. обоснование  принятия дополнительного заказа  по цене ниже критического  уровня

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, ели предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.

Допустим, производственная мощность предприятия – 100 000 изд., рыночная цена которых 200 тыс.р. Постоянные затраты 7 200 млн.р., удельные переменные – 90 тыс.р.

       

        

В связи с потерей  рынков сбыта портфель заказов уменьшился до 30 000 изд.

        

         

Это объясняется высоким  удельным весом постоянных затрат в себестоимости продукции. Если поступит предложение на выпуск продукции по несколько иной технологии с несением дополнительных затрат, предприятие может выполнить его даже по ценам ниже критического уровня.

Допустим, дополнительный заказ на 50 000 изд. по цене 180 тыс.р., дополнительные затраты – 160 млн.р.

         

         

Дополнительный заказ  позволяет значительно снизить  себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства.

 

4.3. выбор варианта  машин и оборудования

Допустим, выполнять операцию можно с использованием одного из трех вариантов оборудования:

Вариант

FC, тыс.р.

v, тыс.р.

S, тыс.р.

A

2000

2

2000+2х

B

5000

1

5000+1х

C

8000

0,5

8000+0,5х


При каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования?

2000+2х=5000+1х; х=3000 ед.            5000+1х=8000+0,5х; х=6000 ед.

При годовом объеме производства до 3000 ед. выгоднее использовать первый вариант, от 3000 до 6000 ед. – второй, свыше 6000 ед. – третий.

Это же решение можно найти и  графическим способом. Д./з.: построить графики.

Если был принят неправильный вариант  решения, то можно подсчитать убытки предприятия. Например, при годовом выпуске 4000 ед. решили использовать третий вариант. Потери считаются как разница в затратах по второму и третьему варианту: (8000+0,5*4000)-(5000+1*4000)=10000-9000=1000 тыс.р.

 

4.4. обоснование решения  «покупать или производить»

Для ремонта техники  требуются детали. Производство: FC=200 тыс.р. в год, v=100 р. Купить можно любое количество по цене 150 руб. за ед.

Себестоимость покупки: S/=p*Q, себестоимость производства: S=FC+v*Q => Q=4000 ед.

При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным  является собственное производство, а при меньшей потребности выгоднее покупать детали.

Это можно изобразить графически.

 

 

 

4.5. обоснование  варианта технологии производства

Показатель

А

Б

Q, ед.

10000

10000

p, тыс.р.

250

250

FC, млн.р.

400

925

v, тыс.р.

170

100

m, тыс.р.

80

150

MC, млн.р.

800

1500

GI, млн.р.

400

575

Qкр, ед.

5000

6167




Вариант Б обеспечивает большую прибыль, но А имеет более низкий порог рентабельности, т.е. при малых объемах спроса он даст более высокую прибыль или меньшие убытки. Найдем Q, при котором оба варианта обеспечивают одинаковую прибыль.

Графический метод: при Q=0, GI= -FC, при Q=10000 ед. – см. таблицу.

Аналитический метод: GI=m*Q-FC.

Тогда по варианту А: GI=80*Q-400000, по Б: GI=150*Q-925000 => Q=7500 ед., GI=200 млн.р.

 

4.6. обоснование  выпуска продукции

Изделие

p, тыс.р.

v, тыс.р.

m, тыс.р.

dm=m/p

Структура

Вариант 1

Вариант 2

A

8

6

2

0,25

0,50

0,30

B

12

8

4

0,33

0,30

0,20

C

18

12

6

0,33

0,20

0,40

D

20

12

8

0,40

-

0,10


Постоянные затраты  за год составляют для 1-ого варианта 1 млрд.р., для 2-ого 1,2 млрд.р.

Выручка от реализации для 1-ого варианта 5,6 млрд.р., для 2-ого 6 млрд.р.

GI=C*dm –FC, где

dm 1=0,25*0,5+0,33*0,3+0,33*0,2=0,29; dm 2=0,25*0,3+0,33*0,2+0,33*0,4+0,4*0,1=0,313.

GI1=5600000000*0,29-1000000000=624 млн.р.; GI2=6000000000*0,313-1200000000=678 млн.р.

Второй вариант выгоднее.

 

Предприятие производит изделия А и Б, мощность оборудования задействована полностью. Нужно увеличить производство изделия А на 500 ед.

Показатель

А

Б

Цена, тыс.р.

15

12

Удельные переменные затраты, тыс.р.

9

8

Удельная маржинальная прибыль, тыс.р.

6

4

Время выработки, мин.

8

10

Удельная маржинальная прибыль на 1 минуту, тыс.р.

0,75

0,40


Определить:

- на сколько ед. нужно  сократить выпуск продукции Б,  чтобы можно было принять заказ  на изделие А;

Информация о работе Методы экономического анализа