Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делаю-щий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необхо-димые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.
Запас финансовой прочности по стоимостным показателям находится как:
Для одного вида продукции запас финансовой прочности можно найти по количественным показателям: или 50%.
Расчеты и графики показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы условно постоянных затрат, переменных затрат и цен на продукцию. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. Если допустить, что цена единицы продукции снизилась с 20 до 19 тыс.р., удельный переменные затраты – с 12 до 10 тыс.р., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 тыс.р., а объем производства уменьшился с 1000 до 920 ед., то критическая величина объема продаж составит:
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж: Qкр 0 = 4000/(20-12)=500 ед., Qкр/ = 3600/(20-12)=450 ед., Qкр// = 3600/(19- -12)=514 ед., Qкр 1 = 400 ед.
Изменение точки окупаемости произошло за счет: суммы постоянных затрат в размере (450-500)= -50 ед., цены (514-450)= +64 ед., удельных переменных затрат (400-514)= -114 ед.
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
ЗПФ0 =(1000-500)/1000=50%; ЗПФ / =(920-500)/920=45,6%; ЗПФ // =(920-450)/920=51,1%;
ЗПФ /// =(920-514)/920=44,1%; ЗПФ1 =(920-400)/920=56,5%.
В целом зона безопасности предприятия повысилась на 6,5%, в т.ч. за счет снижения: объема продаж на 80 ед.: 45,6-50,0= -4,4%; постоянных затрат на 400 млн.р.: (51,1-45,6)= +5,5%; цены ед. продукции на 1000 р.: (44,1-51,1)= -7,0%; удельных переменных затрат на 2000 р.: (56,5-44,1)= +12,4%.
Если при производстве нескольких видов продукции безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель: . Деление затрат на условно постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, запас финансовой прочности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, цены и удельных переменных затрат при заданном значении других факторов.
Критический уровень постоянных затрат: .
Пример: p=50 тыс.р., v=30 тыс.р., Q=5000 ед. => FCкр=5000(50-30)=100 000 тыс. р.
Срок окупаемости постоянных затрат отчетного периода: .
Пример: Q=2500 ед., FC=600 млн.р., GI=400 млн.р. => MC=600+400=1000 млн.р., m=1000/2500=0,4; t=12*1500/2500=7,2 мес. Остальные 4,8 мес. предприятие будет получать прибыль. Большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.
Критический уровень удельных переменных затрат: .
Критический уровень цены: .
Пример: Q=4000 ед., v=35 тыс.р., FC=120 000 тыс.р. => pкр=120 000/4000+35=65 тыс.р.
Объем реализации продукции,
который дает одинаковую прибыль
по различным вариантам
; => .
Объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений: => .
На основе проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
4. финансовое обоснование управленческих решений
4.1. обоснование решения об увеличении производственной мощности, эффект кривой опыта
Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и запас его финансовой прочности.
Показатель |
1-ый вариант |
2-ой вариант |
Изменение, % |
Объем производства продукции, шт. |
500 |
600 |
+20 |
Постоянные затраты, млн.р. |
600 |
750 |
+25 |
Удельные переменные затраты, тыс.р. |
3 |
3 |
- |
Цена, тыс.р. |
5 |
5 |
- |
Выручка, млн.р. |
2500 |
3000 |
+20 |
Прибыль, млн.р. |
400 |
450 |
+12,5 |
Безубыточный объем продаж, шт. |
300 |
375 |
+25 |
ЗФП, % |
40 |
37,5 |
-6,25 |
Срок окупаемости постоянных расходов, мес. |
7,2 |
7,5 |
+4,16 |
При увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 25%, а сумма прибыли – на 12,5%. Уменьшится запас финансовой прочности и повысится срок окупаемости затрат на 0,3 мес. (9 дней).
Окончательное решение об увеличении производственной мощности надо принимать с учетом окупаемости инвестиций, возможностей сбыта продукции, создания новых рабочих мест, наличия необходимых трудовых и материальных ресурсов и проч. Также необходимо учитывать эффект кривой опыта: по мере повышения уровня стандартизации, квалификации, совершенствования техники, технологий и проч. происходит постепенное снижение переменных затрат. При удвоении объема производства себестоимость снижается на 20-30%. Рассчитать таблицу при v1=2,85 тыс.р. (GI=540тыс.р. или +35%; Qкр=350 ед.; ЗФП=42%).
4.2. обоснование
принятия дополнительного
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, ели предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Допустим, производственная мощность предприятия – 100 000 изд., рыночная цена которых 200 тыс.р. Постоянные затраты 7 200 млн.р., удельные переменные – 90 тыс.р.
В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов уменьшился до 30 000 изд.
Это объясняется высоким удельным весом постоянных затрат в себестоимости продукции. Если поступит предложение на выпуск продукции по несколько иной технологии с несением дополнительных затрат, предприятие может выполнить его даже по ценам ниже критического уровня.
Допустим, дополнительный заказ на 50 000 изд. по цене 180 тыс.р., дополнительные затраты – 160 млн.р.
Дополнительный заказ
позволяет значительно снизить
себестоимость единицы продукци
4.3. выбор варианта машин и оборудования
Допустим, выполнять операцию можно с использованием одного из трех вариантов оборудования:
Вариант |
FC, тыс.р. |
v, тыс.р. |
S, тыс.р. |
A |
2000 |
2 |
2000+2х |
B |
5000 |
1 |
5000+1х |
C |
8000 |
0,5 |
8000+0,5х |
При каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования?
2000+2х=5000+1х; х=3000 ед. 5000+1х=8000+0,5х; х=6000 ед.
При годовом объеме производства до 3000 ед. выгоднее использовать первый вариант, от 3000 до 6000 ед. – второй, свыше 6000 ед. – третий.
Это же решение можно найти и графическим способом. Д./з.: построить графики.
Если был принят неправильный вариант
решения, то можно подсчитать убытки
предприятия. Например, при годовом выпуске
4000 ед. решили использовать третий вариант.
Потери считаются как разница в затратах
по второму и третьему варианту: (8000+0,5*4000)-(5000+1*4000)=
4.4. обоснование решения «покупать или производить»
Для ремонта техники требуются детали. Производство: FC=200 тыс.р. в год, v=100 р. Купить можно любое количество по цене 150 руб. за ед.
Себестоимость покупки: S/=p*Q, себестоимость производства: S=FC+v*Q => Q=4000 ед.
При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности выгоднее покупать детали.
Это можно изобразить графически.
4.5. обоснование
варианта технологии производст
Показатель |
А |
Б |
Q, ед. |
10000 |
10000 |
p, тыс.р. |
250 |
250 |
FC, млн.р. |
400 |
925 |
v, тыс.р. |
170 |
100 |
m, тыс.р. |
80 |
150 |
MC, млн.р. |
800 |
1500 |
GI, млн.р. |
400 |
575 |
Qкр, ед. |
5000 |
6167 |
Вариант Б обеспечивает большую прибыль, но А имеет более низкий порог рентабельности, т.е. при малых объемах спроса он даст более высокую прибыль или меньшие убытки. Найдем Q, при котором оба варианта обеспечивают одинаковую прибыль.
Графический метод: при Q=0, GI= -FC, при Q=10000 ед. – см. таблицу.
Аналитический метод: GI=m*Q-FC.
Тогда по варианту А: GI=80*Q-400000, по Б: GI=150*Q-925000 => Q=7500 ед., GI=200 млн.р.
4.6. обоснование выпуска продукции
Изделие |
p, тыс.р. |
v, тыс.р. |
m, тыс.р. |
dm=m/p |
Структура | |
Вариант 1 |
Вариант 2 | |||||
A |
8 |
6 |
2 |
0,25 |
0,50 |
0,30 |
B |
12 |
8 |
4 |
0,33 |
0,30 |
0,20 |
C |
18 |
12 |
6 |
0,33 |
0,20 |
0,40 |
D |
20 |
12 |
8 |
0,40 |
- |
0,10 |
Постоянные затраты за год составляют для 1-ого варианта 1 млрд.р., для 2-ого 1,2 млрд.р.
Выручка от реализации для 1-ого варианта 5,6 млрд.р., для 2-ого 6 млрд.р.
GI=C*dm –FC, где
dm 1=0,25*0,5+0,33*0,3+0,33*0,2=
GI1=5600000000*0,29-
Второй вариант выгоднее.
Предприятие производит изделия А и Б, мощность оборудования задействована полностью. Нужно увеличить производство изделия А на 500 ед.
Показатель |
А |
Б |
Цена, тыс.р. |
15 |
12 |
Удельные переменные затраты, тыс.р. |
9 |
8 |
Удельная маржинальная прибыль, тыс.р. |
6 |
4 |
Время выработки, мин. |
8 |
10 |
Удельная маржинальная прибыль на 1 минуту, тыс.р. |
0,75 |
0,40 |
Определить:
- на сколько ед. нужно
сократить выпуск продукции Б,
чтобы можно было принять