Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России.
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Система государственного финансового контроля.
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности Росс
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России (на примере Камчатского края).
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_finansy.docx

— 89.59 Кб (Скачать)

 

Например, участник кругосветной экспедиции Ж. Ф. Лаперуза – Жан Батист Лессепс писал в конце XVIII века о злоупотреблениях камчатских администраторов следующее (с сохранением авторской орфографии): «…Нельзя в самом деле подумать, чтоб при столь великом разстоянии приказания и угрозы Государя могли всегда удержать их от злодеяний. Опыт довольно показывает; наипаче в пространстве Российского государства, что могущество ослабевает по мере, как оно удаляется от своего центра…».

 

Будет нелишним также привести мнение современных американских исследователей. Б. Смит и Р. Барнет, выясняя причины потерь части североамериканского континента для России, пишут о том, что: «Русское присутствие в Северной Америке было уникальным в истории этого материка с XV по XVIII век. Испания, Англия и Франция, захватив новые земли, сразу устанавливали там государственный контроль. Русские появились в Америке, преследуя коммерческие цели и заполняя вакуум, не заботясь ни о населении новых земель, ни о военном контроле над ними…».

 

Здесь надо отметить, что  сегодня меняются способы государственного контроля над территориями и приоритет  в них принадлежит, прежде всего, экономическим методам. Это стало  возможным благодаря тому, что  именно экономика стала играть ведущую  роль в мировом процессе всеобщей глобализации.

 

В свою очередь, движущей силой  экономики можно назвать финансы  – своеобразный вид «тяжёлого  оружия» в современном мире. Ещё  в 1651 году европейский философ Томас  Гоббс, говоря о питании государства  и о произведении им потомства, назвал деньги «кровью государства». Спустя более полувека «артерией войны» деньги назовет Пётр I – российский самодержец.

 

В наши дни, по мнению немецкого  ученого К. Фогеля, финансы – это  реальность Конституции, сила государства  и его нервы. А из такого определения можно прийти к дуализму значения принципа законности в государственном финансовом контроле: с одной стороны, контрольные органы создаются в строгом соответствии с законом, а с другой, исходя из вышеприведенного мнения, принцип законности означает обязанность для таких органов государства строго соблюдать и исполнять закон, обеспечивая тем самым защиту национальных интересов.

 

Сегодня с помощью финансов можно оказывать значительное влияние  на регионы и государства, даже более  мощное по сравнению с военной  экспансией. Последняя, как известно, требует гораздо большего количества разнообразных ресурсов. Как справедливо отмечает В. К. Сенчагов: «…экономическая слабость государства превращает всю нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства».

 

Такое положение дел существовало в России в целом в 1990-х годах, когда нехватка финансовых средств для выполнения задач по обеспечению социальных, оборонных и иных функций государства вела к постоянным внешним заимствованиям этих средств у международных финансовых организаций и, как следствие, была направлена на частичную утрату суверенитета. Замкнутый круг – отсутствие средств ослабляет экономику, а слабая экономика порождает отсутствие средств.

 

Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Повторимся, ослабление государственных интересов  в любом регионе приводит к  тому, что интересы других держав к  этому региону усиливаются. Для  того чтобы этого не допустить, необходима правильная политика государства в  области защиты своих интересов  на Камчатке.

 

Зададимся основным вопросом, на который необходим ответ: «Какова  же цель, которую следует достигнуть?»  По отношению ко всей России её стратегической целью является превращение страны в динамично развивающуюся экономическую  державу на основе разумной и последовательной экономической политики, интенсивного труда и деловой инициативы, обеспечивающей среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических  и географических условиях. Иными  словами, задача заключается в достижении роста и процветания экономики, обеспечении на этой основе благосостояния и свободы граждан. Это естественная цель любого демократического общества. Данная стратегия актуальна и  для отдельных регионов, в каждом из которых она конкретизируется определенным образом. Очевидно, что  для Камчатки стратегическая национальная цель формулируется как создание условий для эффективного развития имеющих сравнительные преимущества в рыночных условиях секторов регионального хозяйства и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона. На Камчатке (как и в любом другом регионе страны) реализуются долговременные стратегические цели государства.

 

Вместе с тем эффективное  управление невозможно без действенного контроля, в том числе финансового, который играет особо важную роль в регулировании экономических и общественных процессов. От того, насколько качественной и своевременной будет информация, предоставляемая таким контролем, во многом зависит обоснованность финансово-хозяйственных, экономических, а нередко и политических решений. Причем важно осуществлять не дискретный контроль, а сплошной, в отношении всех регионов России. С этой точки зрения именно развитие дальневосточных регионов могло и может обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы.

 

Так, еще в мае 1998 года участники парламентских слушаний «О финансировании мероприятий по обеспечению  завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера с ограниченными  сроками завоза» отмечали, что  средства, выделяемые государством на завоз в районы Крайнего Севера, хотя и составляют одну из крупных  статей расходов бюджета, являются одним  из важных факторов поддержки экономики  государства, обеспечения безопасности и повышения его общенационального  значения. Этот факт сам по себе является подтверждением необходимости государственного контроля над бюджетными средствами.

 

В то же время вся система  государственного финансового контроля, сложившаяся на сегодняшний день, объективно нуждается в дальнейшем серьезном совершенствовании. А  это, в свою очередь, ставит перед  всеми ветвями государственной  власти чрезвычайно важные задачи, решение которых требует комплексного подхода. Сегодня принципиально  важно понять, что государственный  финансовый контроль не естественно  сложившийся институт, и не саморегулирующееся образование, а искусственная, насаждаемая  и вездесущая идея, властный инструмент государства, один из его возможных, так сказать, «прибыльных» проектов.

 

Подводя итог, отмечу, что  создание целостной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, построенной исключительно  на условиях вертикали и на единых принципах, – это залог национальной безопасности России в будущем. Применительно  к Камчатке, исходя из вышеизложенного, исторического опыта и современной  ситуации – вертикальная модель построения государственного финансового контроля, по сути, единственно приемлемый вариант, обеспечивающий позиции России в  этом периферийном регионе. Эффективный  государственный финансовый контроль как функция управления государственными финансовыми потоками должен предотвращать  подрыв экономического суверенитета государства, целостности и единства финансово-экономического политики и пространства.

 

Создание действенной  системы государственного финансового  контроля в Камчатском крае как особого  элемента экономической безопасности России будет соответствовать широко распространенным социальным ожиданиям  граждан, проживающих на территории полуострова. И наоборот, отказ от восстановления элементарного порядка  в финансовой системе региона  не может быть оправдан ничем.

 

2.2. Оценка эффективности  государственного финансового контроля.

 

Эффективность финансового  контроля — сложная экономическая  категория. Она характеризуется  определенными критериями и показателями.

 

Обычно, когда рассматривают  вопрос об эффективности управленческой  деятельности, прежде всего имеют  в виду адекватность достигнутых  в процессе ее осуществления результатов  намеченным  целям, степень приближения  результата к цели с одновременным  учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и  т. д.). С учетом этого  положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

 

В широком смысле такими целями для государственного финансового  контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального  бюджета и  экономия средств в его расходной  части.

 

Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий  финансового контроля, — это главный  критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под  влиянием контроля в управленческой деятельности.

 

Однако результаты финансового  контроля будут неточными, если не учитывать  сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих  в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при  выезде на место и т. п. Затраты  на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи  одним из критериев эффективности  финансового контроля является его  экономичность.

 

Критерий действенности  финансового контроля отражает то положительное  влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.

 

Показатели, отражающие степень  воздействия финансового контроля  на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.

 

Структура эффективности  финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.

 

Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

 

  • социальный эффект;

 

  • организационный эффект;

 

  • экономический эффект.

 

Социальный эффект финансового  контроля проявляется в том, что  по его результатам применяются  меры к лицам, допустившим нарушение  финансового законодательства, включая  их увольнение и привлечение к  уголовной ответственности. Кроме  того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

 

Организационный эффект заключается  в том, что по итогам контрольных  мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и  реализуются меры по улучшению структуры  федеральной исполнительной власти, в результате  повышается управляемость  в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для  экономики, повышается оперативность  управления.

 

Экономический эффект достигается  в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных  и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства,  снижения себестоимости продукции и  т.д.

 

Промежуточная эффективность  деятельности органа государственного финансового контроля — это соотношение  экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат  средств в федеральный  бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля.

 

Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей  формуле:

 

                                (1)

 

где Ээф — экономическая эффективность;   Эс — денежное выражение социального эффекта;  Эо — денежное выражение организационного эффекта;   Ээ — денежное выражение экономического эффекта;  З — затраты на содержание органа финансового контроля.

 

Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно  оценить количественно и в  денежной форме,  поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:

                                                                        (2)

 

где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.

 

Промежуточная эффективность  деятельности органа государственного финансового контроля  рассчитывается по формуле:

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России