Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России.
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Система государственного финансового контроля.
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности Росс
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России (на примере Камчатского края).
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_finansy.docx

— 89.59 Кб (Скачать)

 

Комплексные ревизии и  тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых  объектов. Сроки, объемы и способы  их проведения устанавливаются Коллегией  Счетной палаты Российской Федерации.

 

О результатах проведенных  ревизий и проверок Счетная палата Российской Федерации информирует  Совет Федерации и Государственную  Думу, доводит их до сведения руководителей  соответствующих федеральных органов  исполнительной власти, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

 

Счетная палата Российской Федерации систематически анализирует  итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины  и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств  федерального бюджета.

 

На основе полученных данных Счетная палата Российской Федерации  разрабатывает предложения по совершенствованию  бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

 

Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, Федеральная  служба контрразведки Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство  правительственной связи и информации, правоохранительные органы, контрольные  органы субъектов Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации  и его контрольно-ревизионное  управление, Министерство Финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное  управление, Государственная налоговая  служба Российской Федерации и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.

 

При проведении контрольно-ревизионной  деятельности в пределах своей компетенции, Счетная палата Российской Федерации  вправе привлекать к участию в  проводимых ею мероприятиях государственные  контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные  аудиторские службы и отдельных  специалистов.

 

По результатам проведенных  контрольных мероприятий Счетная  палата Российской Федерации направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям  проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления  для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству  ущерба и привлечению к ответственности  должностных лиц, виновных в нарушении  законодательства Российской Федерации  и бесхозяйственности.

 

Представление Счетной палаты Российской Федерации должно быть рассмотрено  в указанный в представлении  срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О  принятом по представлению решении  и о мерах по его реализации Счетная палата должна уведомляться незамедлительно.

 

В случаях выявления при  проведении проверки или ревизии  хищения государственных денежных или материальных средств, а также  иных злоупотреблений Счетная палата Российской Федерации незамедлительно  передает материалы проверки или  ревизии в правоохранительные органы.

 

При выявлении на проверяемых  объектах финансовых нарушений, наносящих  государству прямой непосредственный ущерб и требующий в связи  с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного  или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений  Счетной палаты, создания препятствий  для проведения контрольных мероприятий  Счетная палата Российской Федерации  имеет право давать администрации  проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для  исполнения предписания.

 

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний  Счетной палаты Коллегия Счетной  палаты Российской Федерации может  по согласованию с Государственной  Думой принять решение о приостановлении  всех видов финансовых платежных  и расчетных операций по счетам проверяемых  предприятий, учреждений и организаций.

 

Инспектора Счетной палаты Российской Федерации при выполнении своих служебных обязанностей имеют  право:

 

  • беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

 

Требования инспекторов  Счетной палаты Российской Федерации, связанные с исполнением ими  своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных  органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

 

Воздействие на должностных  лиц Счетной палаты Российской Федерации  с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в  чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета  либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную  законодательством Российской Федерации.

 

Независимость и объективность  контроля Счетной палаты Российской Федерации обеспечивается необходимой  организационной и функциональной независимостью от подконтрольных ему  институтов, а также установлением  равного права влияния на определение  объекта и предмета контроля для  субъектов с противоположно направленными  интересами. Этот принцип реализуется  путем предоставления равного права  и большинству и меньшинству (в 20 %) депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации дать поручения Счетной палате на проведение контрольного мероприятия.

 

Объективность внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной  палатой Российской Федерации, обеспечивается сочетанием коллегиальности при  принятии решений с персональной ответственностью каждого члена  Коллегии Счетной палаты по вопросам об объектах и предмете контроля. Такое  сочетание достигается посредством  процедуры оформления членом Коллегии Счетной палаты, несогласным с  ее решением, “особого мнения”, являющегося  неотъемлемым приложением к этому  решению.

 

Одним из важнейших принципов  деятельности Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающим объективность  и законность контроля - является гласность. По существу, это механизм обеспечения  общественного контроля за деятельностью уже самой Счетной палаты. И Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", кроме установления гласности как одного из основных принципов деятельности Счетной палаты, определяет и обязанность регулярного представления информации о результатах проведенных контрольных мероприятий средствам массовой информации.

 

Необходимо отметить, что  не все вопросы деятельности Счетной  палаты регламентированы Федеральным  законом "О Счетной палате Российской Федерации" в расчете на то, что  они должны были быть конкретизированы в принятом Коллегией Счетной  палаты Регламенте Счетной палаты Российской Федерации. Однако, с учетом непростых взаимоотношений между членами Коллегии Счетной палаты, решение отдельных спорных вопросов должны взять на себя депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный  финансовый контроль в обеспечении  финансовой безопасности России.

 

2.1. Место и роль государственного  финансового контроля в обеспечении  финансовой безопасности России.

 

Приоритетным интересом  любого государства является обеспечение  своей национальной безопасности, которая, как известно, имеет многофакторную природу: в её комплекс входят экономический (в том числе, финансовый), политический, социальный, экологический, геополитический  и иные факторы. Таким образом, я  понимаю национальную безопасность как состояние защищённости нации  от возникающих угроз в отношении указанных факторов. При этом финансово-экономический фактор можно с полной уверенностью считать материальной основой национальной безопасности.

 

Финансовая безопасность как тема теоретических и прикладных исследований стала разрабатываться  отечественными учеными в последнее  десятилетие. Именно в этот период особое внимание уделялось проблеме обеспечения  национальной безопасности государства, как конкурентоспособного, независимого от внешних воздействий хозяйственного комплекса. Это было обусловлено  тем, что современная эпоха характеризовалась  глобальными изменениями, коснувшимися всех основ общества, прежде казавшихся незыблемыми.

 

Безусловно, финансовая безопасность является важным звеном в способности  государства осуществлять самостоятельную  финансовую политику в соответствии с национальными интересами. На мой  взгляд, сущность финансовой безопасности России заключается в способности  формирования достаточных финансовых ресурсов, которых бы хватило для  выполнения многочисленных государственных  задач и функций. На сегодняшний  день я не могу сказать, что у нас  в стране выполняются все обозначенные задачи и функции, это влечёт за собой  ослабление финансовой безопасности и  позволяет внешним факторам негативно  воздействовать на национальное богатство (national wealth).

 

Финансовая безопасность обусловливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной  системы и основных финансово-экономических  параметров. При этом она должна сохранять способность нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую  и социально-политическую систему  и предотвращать крупномасштабный вывоз капитала, а также привлекать и использовать средства иностранных  заимствований наиболее оптимально для экономики страны. В задачу финансовой безопасности бесспорно входят разрешение конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы, предотвращение преступлений и административных правонарушений в финансовых правоотношениях. Необходимо отметить, что эти задачи выполняются не в полной мере, что приводит к нестабильному развитию экономики России и влечёт ряд проблем, которые порождаются, главным образом, неэффективностью системы государственного финансового контроля, взаимными неплатежами, нарушением гарантированного бюджетного финансирования и тому подобное.

 

По моему мнению, в контексте  национальной безопасности следует  рассматривать государственный  финансовый контроль как установленную  законодательством деятельность органов  государственной власти по выявлению, предупреждению и пресечению дериваций  в управлении национальным богатством и направленную на своевременное  и полное формирование, эффективное  сохранение и рациональное использование  этих ресурсов.

 

Вопросам соотношения  финансовой безопасности с государственным  финансовым контролем посвящены  работы В. В. Бурцева и В. В. Моданова. Соглашаясь с мнением вышеупомянутых исследователей о неоспоримой важности государственного финансового контроля в финансовой безопасности России, отмечу, что, к сожалению, в становлении государственного финансового контроля роль регионов очень незначительна. Камчатка здесь не исключение, а скорее яркий пример.

 

Сейчас в регионе сложилась  такая ситуация, что говорить о  том, что на полуострове существует целостная система государственного финансового контроля, а тем более, что она работает удовлетворительно, не приходится.

 

Неэффективность сложившегося государственного финансового контроля в регионе в целом обусловлена  отсутствием правовой регламентации  его осуществления и координации  в деятельности разных контролирующих органов, слабостью правовой и методологической основы их деятельности.

 

Достаточно проблемным наследством  для нового субъекта Федерации –  Камчатского края будет, с одной  стороны несовершенство существующей региональной системы государственного финансового контроля (если исходить из того, что такая система в  регионе действительно существует), а с другой – регионализация реформ, традиционные проблемы финансирования территории (высокая капиталоемкость  регионального развития с постоянными  факторами, удорожающими текущие расходы) и самое главное, установки федерального центра на финансовую самодостаточность  края.

 

Между тем существуют условия, при которых Камчатка как периферия  России в ближайшем будущем станет своеобразным «окном в Азиатско-Тихоокеанский  регион» для всей страны. Являясь  форпостом Российской Федерации  на востоке, полуостров находится на пересечении многих маршрутов движения различных потоков – материальных, финансовых и других. Причём удалённость  от центра и приближённость к сопредельным государствам даёт определённый стимул для последних к его использованию. К сожалению, не всегда в интересах России. Снижение или отсутствие контроля (в том числе финансового) в регионе со стороны государства приведет к тому, что контроль над ним попытаются получить иные державы. Алгоритм прост – периферийные регионы в силу территориальной удалённости от центра (особенно в условиях больших пространств) утрачивают связь с ним как в административном, так и экономическом плане.

 

Этот тезис не является безосновательным и подтверждён  многочисленными работами зарубежных исследователей. На протяжении более  трех веков ими достаточно детально и с большим интересом освещались самые различные аспекты российского  влияния на восточных окраинах государства, которые до 1867 года достигали даже американского континента.

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России