Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России.
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Система государственного финансового контроля.
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности Росс
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России (на примере Камчатского края).
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_finansy.docx

— 89.59 Кб (Скачать)

 

В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован  по следующим признакам:

 

  • контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;

 

  • контроль на уровне центральной исполнительной власти;

 

  • контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым особенностям;

 

  • контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;

 

  • контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.

 

Особое место в системе  финансового контроля занимает государственный  финансовый контроль. Он имеет более  узкий спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу  формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств  государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и  эффективным использованием средств  государственного бюджета и государственной  собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).

 

Кроме того, государство  должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью  государственного банка.

 

С учетом изложенного возникает  вопрос о высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура, функции, права и ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика (президентская или парламентская).

 

Говоря о сущности и  месте государственного финансового  контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления  приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ  и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих  субъектов. И на этом уровне государственный  финансовый контроль приобретает черты  финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто  финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с  тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность  производства и эффективность использования  бюджетных средств.

 

Объектом финансового  контроля в этой связи является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального  производства и непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком  его понимании на первый план выдвигаются  два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности  денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных  и отчетных данных, соблюдение государственной  финансовой дисциплины; во-вторых, объективная  оценка деятельности предприятий, выявление  резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования.

 

В литературе распространена точка зрения, что финансовый контроль представляет собой синтез практического  опыта и данных бухгалтерского учета  финансов, анализа хозяйственной  деятельности и др. Сторонники этой концепции, по существу, ставят знак равенства  между контролем как функцией управления и спецификой деятельности отдельных управленческих звеньев.          Такой подход вызывает возражение, так как любая функция управления выступает как общая категория  для всех его звеньев независимо от конкретной структуры управленческого  аппарата. Поэтому одну и ту же функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять различные подразделения  аппарата управления и, наоборот, одно подразделение часто осуществляет несколько функций.

 

Вопрос о соотношении  финансового контроля и бухгалтерского учета заслуживает особого рассмотрения в связи с тем, что теория бухгалтерского учета, в отличие от теории финансового  контроля, имеет богатую литературу и прочные традиции. Некоторые экономисты отрицают правомерность отпочкования финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового контроля общий предмет - состояние и использование средств предприятий, организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С подобной позицией, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит своими корнями в необоснованную трактовку содержания и предмета двух взаимосвязанных, но различных отраслей экономической науки, из которых каждая изучает хозяйственные процессы и явления в своем аспекте.

 

Бухгалтерский учет служит основным источником информационного  обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе  и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - предварительного, текущего и последующего - теоретическое обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета.

 

С нашей точки зрения, нельзя отождествлять понятие контрольной  функции бухгалтерского учета с  понятием финансового контроля, также  как нельзя ставить знак равенства  между внутренним свойством предмета или явления и его практическим использованием. Если бы бухгалтерский  учет не обладал объективно присущим ему свойством - контрольной функцией, то государство не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. Финансовый контроль выступает как  результат практического использования  государством контрольных функций  бухгалтерского учета, финансов, кредита, хозрасчета и других категорий экономики.

 

Сама постановка бухгалтерского учета должна стать объектом постоянного  надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его сферу  входит также изучение степени напряженности и обоснованности плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление внутрихозяйственных резервов.

 

Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку  у них единый объект - финансово-хозяйственная  деятельность предприятий и объединений. Отличие состоит в целевой  направленности каждой из этих отраслей экономических знаний. Главное направление  финансового контроля и ревизии - изучение хозяйственных процессов  и операций с позиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, эффективности использования финансовых средств.

 

Как система специальных  знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства (равно как  и анализ хозяйственной деятельности) возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная  отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования. Достижение своих  целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в  предварительном контроле, последующем  фактическом контроле нередко применяются  специальные источники данных и  методики, выходящие за пределы учетной  информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического  контроля, обратного счета, встречных  проверок и др.).

 

Бухгалтерский учет основан  на непрерывной, сплошной и документальной регистрации всех хозяйственных  операций, связанных с движением  товарно-материальных ценностей и  денежных средств. Финансовый контроль, в отличие от бухгалтерского учета, часто основывается на данных несплошного (выборочного) наблюдения или однократного действия (контрольные обмеры, экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля являются не только бухгалтерия, но и другие функциональные службы предприятия (объединения), а также специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих звеньев управления и органов вневедомственного контроля.

 

Место финансового контроля в системе экономических дисциплин  характеризуется тем, что это  межотраслевая функциональная экономическая  дисциплина. Возникновение ее является результатом необходимости удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции управленческой деятельности.

 

Исходя из этого, можно  говорить о специфических его  целях, задачах, функциях, предмете и  принципах осуществления.

 

Целью государственного финансового  контроля является обеспечение законности и эффективности использования  государственных бюджетных и  внебюджетных финансовых средств и  государственной собственности.

 

 

 

 

В соответствии с этим основными  его задачами являются:

 

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;          определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

 

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

 

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

 

  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

 

  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

 

  • обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

 

  • оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

 

  • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 

  • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

 

  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

 

  • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

 

  • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

 

  • контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

 

  • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

 

  • выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

 

  • проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

 

Хотя государственный  финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как  видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую  деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых  расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления

Иными словами, объектом финансового  контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации  бюджетных средств, перераспределения  части национального дохода в  территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования  с целью выполнения государством своих функций.

 

Система финансового контроля в целом состоит из следующих  элементов:

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России