Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России.
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Система государственного финансового контроля.
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности Росс
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России (на примере Камчатского края).
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_finansy.docx

— 89.59 Кб (Скачать)

 

  • ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;

 

  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

 

  • устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета страховых операций и отчетности по страховой деятельности;

 

  • разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

 

В связи с ликвидацией  Росстрахнадзора в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года, ныне эти функции переданы Министерству Финансов России.

 

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года была создана специальная государственная структура - Российская финансовая корпорация.

 

Российская финансовая корпорация является государственным предприятием, осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Основными  ее задачами являются:

 

  • проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов;

 

  • осуществление финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов;

 

  • организация финансового контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.

 

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному банку России (ЦБР). Согласно Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2002 года, он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Высшим органом Банка  России является Совет директоров, куда входят Председатель Центрального Банка России, назначаемый Государственной  Думой по представлению Президента Российской Федерации, и 12 членов Совета директоров Банка России, работающих на постоянной основе. А Министры экономики и финансов Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

 

Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные  акты, обязательные для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, всех юридических  и физических лиц.

 

Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет также надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение -- Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

 

Самая строгая мера, применяемая  Центральным Банком России в отношении  коммерческих банков за нарушение финансовой дисциплины - это отзыв лицензии. И эта действительно действенная  мера в последние годы стала применяться  все чаще и чаще.

 

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как Счетной палаты Российской Федерации.

 

Счетная палата Российской Федерации была создана в соответствии с Федеральным законом "О Счетной  палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года и уже в апреле 1995 года приступила к работе на базе работников ликвидированного Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе (ранее при Верховном Совете Российской Федерации).

 

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему.

 

В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная  палата Российской Федерации обладает организационной и функциональной независимостью.

 

Задачами Счетной платы  Российской Федерации являются:

 

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

 

  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

 

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

 

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

 

  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

 

  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

 

  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

 

Счетная палата Российской Федерации обязана также контролировать:

 

  • состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга;

 

  • эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации;

 

  • предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям, а также финансовую деятельность представительств Российской Федерации за рубежом.

 

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

 

Председатель Счетной  палаты Российской Федерации назначается  на должность Государственной Думой  сроком на шесть лет. Заместитель  Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначается на должность  Советом Федерации также на шесть  лет.

 

Председателем Счетной палаты Российской Федерации и его заместителем могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и  опыт профессиональной деятельности в  области государственного управления, государственного контроля, экономики  и финансов.

 

Председатель Счетной  палаты Российской Федерации и его  заместитель имеют право принимать  участие в заседаниях Совета Федерации  и Государственной Думы, их комитетов  и комиссий, Правительства Российской Федерации и его Президиума.

 

При формировании Счетной  палаты Российской Федерации Государственная  Дума и Совет Федерации назначают  по шесть аудиторов сроком на шесть  лет.

 

Аудиторами Счетной палаты Российской Федерации могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и  опыт профессиональной деятельности в  области государственного контроля, экономики и финансов.

 

Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной  Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

 

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты Российской Федерации, методологии и контрольно-ревизионной  деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации  и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты в составе Председателя Счетной палаты, его заместителя и 12 аудиторов Счетной палаты.

 

Контрольная деятельность Счетной  палаты Российской Федерации осуществляется по 12 основным направлениям. Каждое направление  контроля возглавляется аудитором  Счетной палаты, за которым закреплены соответствующие разделы (по доходам  и расходам) бюджетной классификации  и подконтрольные министерства и  ведомства. Названия этих направлений  контроля говорят сами за себя.

 

1. Направление по контролю за формированием и исполнением доходов федерального бюджета, налогового законодательства и налоговой политики.

 

2. Направление по контролю за доходами от приватизации и эффективным использованием государственной собственности.

 

3. Направление по контролю  за внешнеэкономической и международной  деятельностью.

 

4. Направление по контролю за государственным долгом и банковской системой.

 

5. Направление по контролю за расходами федерального бюджета на государственное управление и правоохранительные органы.

 

6. Направление по контролю  расходов федерального бюджета  на МВД, МЧС, ФПС, воинские  формирования министерств и ведомств  Российской Федерации.

 

7. Направление по контролю  расходов федерального бюджета  на национальную оборону.

 

8. Направление по контролю за расходами федерального бюджета в сельском хозяйстве и рыболовстве, на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию.

 

9. Направление по контролю за расходами федерального бюджета в промышленности, строительстве, транспорте, связи, кредитными ресурсами и банковской системой.

 

10. Направление по контролю  расходов федерального бюджета  на социальную сферу и науку.

 

11. Направление по контролю  взаимоотношений федерального бюджета  с бюджетами субъектов Российской  Федерации.

 

12. Направление по контролю за исполнением бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

 

В процессе реализации своих  основных задач Счетная палата Российской Федерации осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

 

Основными видами проводимых Счетной палатой Российской Федерации  контрольных мероприятий являются организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году (квартале) и комплексных ревизий (проверок) по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных (государственных) внебюджетных фондов.

 

Контрольные полномочия Счетной  палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, а также  на федеральные внебюджетные фонды.

 

Контрольные полномочия Счетной  палаты Российской Федерации распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные  учреждения, их союзы, ассоциации и  иные объединения вне зависимости  от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

 

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации  распространяются в части, связанной  с получением, перечислением или  использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной  собственности и управлением  ею, а также в части предоставленных  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

 

Все органы государственной  власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный  Банк Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и их должностные  лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты Российской Федерации  информацию, необходимую для обеспечения  ее деятельности.

 

Счетная палата Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении  с законодательно утвержденными  показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и вносит предложения по их устранению.

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России