Источники средств предприятия и методы их финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях финансово-экономического кризиса коммерческие организации вынуждены пересматривать структуру источников финансирования текущей деятельности. Обычно все внимание руководства организации направлено главным образом на поиск резервов снижения затрат. Однако это не всегда является панацеей, так как необоснованная экономия способна ухудшить качество продукции и усугубить кризисные проявления для организации.

Содержание

теоретическая часть
Источники средств предприятия и методы их финансирования.
Введение……………………………………………………………………………3
1.1.Источники краткосрочного финансирования……………………..................4
1.2.Источники долгосрочного финансирования…………………………..….....7
1.3. Внутренние источники собственных средств….......……………….……....11
1.4. Внешние источники собственных средств………………………..…….....16
1.5Выбор способов и источников финансирования……………………..…..…21
II-Практическая часть
Управление активами и источниками финансирования.
2.1. Экономическая диагностика предприятия……………………….…………28
2.2. Управление оборотным капиталом………………………………..………...39
2.3 Управление собственным капиталом………………………………….…….51
2.4. Управление заёмным капиталом…………………………………..………...54
2.5. Оценка производственно – финансового левериджа…………………..….56
Заключение………………………………………………………………………...59
Список используемой литературы…………………………………….………....61
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

фин.менеджмент курсовая.doc

— 947.00 Кб (Скачать)

В общем  случае первичное размещение акций  предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering — IPO) представляет собой процедуру  их реализации на организованном рынке  с целью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.

Согласно  Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» под публичным размещением понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».

Таким образом, IPO российской компании — это размещение дополнительной эмиссии акций ОАО путем открытой подписки на фондовых биржах, при условии, что до момента размещения акции не обращались на рынке. При этом в соответствии с директивами ФСФР не менее 30% от общего объема проводимого IPO должно быть размещено на отечественном рынке.

В общем  случае подготовка и проведение IPO предполагает осуществление четырех этапов.

На первом (подготовительном) этапе предприятие  должно выработать стратегию размещения, выбрать финансового консультанта, перейти на международные стандарты финансовой отчетности, провести аудит финансовой отчетности и систем внутреннего контроля за 3-4 года, предшествующих IPO, осуществить необходимые структурные преобразования, создать публичную кредитную историю, например, путем эмиссии облигаций. На втором этапе определяются основные параметры предстоящего IPO, проводятся процедуры юридической и финансовой комплексной проверки, а также независимой оценки бизнеса (due diligence).

На третьем  этапе осуществляется подготовка и регистрация проспекта эмиссии, принимается решение о выпуске, доводится информация об IPO до потенциальных инвесторов, определяется окончательная цена размещения.

На заключительном этапе происходит собственно проведение размещения, т. е. допуск компании на биржу и подписка на акции.

Финансирование  за счет эмиссии обыкновенных акций  имеет следующие преимущества:

этот  источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается  советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;

акции не имеют фиксированной даты погашения  — это постоянный капитал, который  не подлежит «возврату» или погашению;

проведение IPO существенно повышает статус предприятия  как заемщика (повышается кредитный  рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;

обращение акций предприятия на биржах предоставляет  собственникам более гибкие возможности  для выхода из бизнеса;

повышается  капитализация предприятия, формируется  рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия  для привлечения стратегических инвесторов;

эмиссия акций создает положительный  имидж предприятия в деловом  сообществе, в том числе — международном, и т. д.

К общим  недостаткам финансирования путем  эмиссии обыкновенных акций следует  отнести:

предоставление  права участия в прибылях и  управлении фирмой большему числу владельцев;

возможность потери контроля над предприятием;

более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;

сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;

дополнительная  эмиссия может рассматриваться  инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.

Следует отметить, что проявление перечисленных  недостатков в Российской Федерации  имеет свою специфику. В дополнение к ним, широкому распространению  практики проведения IPO российскими  предприятиями препятствуют как внешние факторы (неразвитость фондового рынка, особенности правового регулирования, доступность иных источников финансирования), так и внутренние ограничения (неготовность большинства предприятий к IPO, настороженное отношение собственников к возможным издержкам «прозрачности», опасения потери контроля и т. п.). Рассмотрим их более детально.

Значительной  проблемой, вызванной особенностями  правового регулирования, является временной разрыв между датой  принятия решения о размещении акций  и началом их обращения на вторичном рынке. По оценкам специалистов РТС, в среднем на подготовку и проведение IPO уходит около полугода.

Еще одним  существенным ограничением является требование обеспечения «прозрачности». Раскрытие  информации при IPO требуется в значительно  большем объеме, чем при получении различных видов займов. В то же время в силу сформировавшегося правового климата и сложившейся деловой практики (преобладание закрытых сделок, «серые» схемы расчетов и оптимизации налогообложения, непрозрачная структура бизнеса) многие российские предприятия весьма болезненно реагируют на требование «прозрачности». Раскрытие информации о конечных собственниках, схемах снижения налоговой нагрузки и т. д. может сделать компанию легкой мишенью для поглощения с использованием судебных, правоохранительных и фискальных органов.

Многие  российские предприятия не готовы к  осуществлению IPO. Прозрачность бизнеса  в большинстве случаев является следствием наличия четкой стратегии  развития (экономически оправданного бизнес-плана) и соответствующей ей структуры управления, позволяющей достигать поставленных целей, управлять ростом, контролировать риски и эффективно использовать капитал. Лишь немногие отечественные предприятия соответствуют этим критериям.

Владельцев  российских предприятий пугает возможность потери контроля над бизнесом в результате IPO. Согласно закону «Об акционерных обществах» достаточно иметь всего 2% акций, чтобы их владелец получил право выносить на повестку дня собрания акционеров любые вопросы, например о снятии генерального директора. При свободном обращении акций подобный пакет можно консолидировать в течение одного дня биржевых торгов. Собственники 10% голосующих акций уже имеют право созвать внеочередное собрание акционеров. Поэтому отечественные бизнесмены предпочитают самостоятельно вести поиск стратегического инвестора, который согласился бы войти в долю, обеспечив необходимые вложения.

Владельцы предприятий, которые все же решили осуществить IPO, перестраивают бизнес так, чтобы уменьшить возможные  потери от «размывания» своего пакета акций и не потерять контроль. После публичного размещения акций многие крупные акционеры сохраняют за собой контрольный пакет.

Осуществление IPO требует значительных расходов. Единовременные издержки по организации IPO, как прямые (оплата услуг финансового консультанта, андеррайтера, юридических и аудиторских фирм, биржи, регистратора, маркетинговых агентств и т. п.), так и косвенные (расходы на реорганизацию систем управления и контроля, финансовых потоков, продвижение бренда компании) могут быть довольно значительными — от 7 до 20% от привлеченных средств.

Наконец, низкая емкость отечественного фондового  рынка не позволяет привлечь значительные объемы средств. В этой связи крупные  российские предприятия (с капитализацией от 200 млн. долл. США) предпочитают проводить IPO на международных рынках (NYSE, NASDAQ, AIM, LSE) в виде размещения депозитарных расписок на свои обыкновенные акции.

В целом  в настоящее время российским предприятиям выгоднее привлекать займы, которые в сложившихся условиях представляют собой более дешевый, простой и эффективный способ привлечения капитала

1.5.Выбор способов и источников финансирования

Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния  и тенденций развития, доступности  тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить все требуемые документы и представить проект финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала). Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе). Получить полное представление о существующих на рынке условиях финансирования можно без особых проблем и в кратчайшие сроки, опросив ключевые финансовые институты или обратившись к консультантам по корпоративным финансам. При этом следует оценить как существующие условия финансирования, так и вероятность успешного привлечения капитала из предполагаемого источника.

Финансирование  предприятия обычно осуществляется различными способами. При этом чем  выше риски инвестора, тем выше ожидаемый  инвесторами доход. Неспособность вовремя мобилизовать капитал привела к потере многими российскими предприятиями конкурентоспособности, а иногда и к полной их деградации. Фактор времени в современной экономике, характеризуемой высокой степенью глобализации и повышенными требованиями к способностям предприятия оперативно реагировать на изменения на рынке, является наиболее значимым. При этом собственники и менеджмент предприятия должны отдавать себе отчет в том, что предприятие может быть профинансировано только из тех источников и только на тех условиях, которые реально представлены на финансовом рынке.

Государственное финансирование

Подавляющее большинство российских предприятий  ориентируются на финансирование из государственного бюджета. Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, государство — самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если ваше предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании российской промышленности превышает 1 млрд. долл. США, а следовательно, вероятность получения государственного финансирования коммерческими предприятиями ничтожно мала и не превышает 1%.  

Лизинг, или финансирование поставщиками оборудования

Приобретение  активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее  финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в  качестве обеспечения служит приобретаемый  предприятием актив, который переходит  в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при приобретении транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.).

Финансирование  поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень широко распространено. Многие производители в качестве механизма стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в рассрочку, после оплаты первоначального авансового взноса. При этом они также отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям. Также необходимо принимать во внимание, что наличие авторитетного частного инвестора (например, известного инвестиционного банка или фонда), который пошел на риск и приобрел акции предприятия, является значимым положительным фактором для производителей при принятии решения о поставке оборудования в рассрочку.

(Вопрос, связанный с темой лизинга, мы более подробно рассматривали в № 2 и 3 «ФМ» за 2001 г.)  

Коммерческие  кредиты 

Это наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия финансирования в банках различны. Например, в зарубежном банке процентная ставка может составлять LIBOR + 2%. Однако российское предприятие, претендующее на получение кредита в зарубежном банке, должно не только иметь высокую платежеспособность и ликвидность, но и представить финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам, подтвержденную одной из ведущих международных аудиторских фирм. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие ликвидного обеспечения или надежных гарантий. Необходимо также учитывать то, что российские банки практически не располагают дешевыми ресурсами, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 3—5 лет. В последнее время появились примеры успешного финансирования долгосрочных промышленных проектов, например Сбербанком. Таким образом, если ваше предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако они вряд ли могут быть единственным инструментом долгосрочного финансирования. Обычно используется комбинация акционерного и заемного капитала.

Информация о работе Источники средств предприятия и методы их финансирования