Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:12, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент – одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее как теоретические разработки, так и практическую направленность в области управления финансами. Финансовый менеджмент является связующим звеном между всеми аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку практически любое решение, принимаемое на предприятии в области производственного, кадрового, инновационного менеджмента и т.д. прямо или косвенно оказывает влияние на денежные потоки и финансовые результаты деятельности предприятия.

Содержание

Введение
4
Раздел 1. Сущность и задачи финансового менеджмента на предприятии
Промежуточные тесты
Раздел 2 Диагностика финансового состояния предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 3 Политика управления оборотными активами предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 4 Финансовый рычаг и рациональная политика заимствования
Промежуточные тесты
Раздел 5 Операционный анализ
Промежуточные тесты
Раздел 6 Политика управления денежными потоками предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 7 Дивидендная политика предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 8 Финансовое планирование деятельности предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 9 Сущность, виды и процедура банкротства
Промежуточные тесты
Итоговый тест

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 967.50 Кб (Скачать)

Основные направления реализации политики управления дебиторской задолженностью предприятий:

  • Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами. Контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включаются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые «проблемные кредиты»); в категорию «В» - кредиты средних размеров; в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьёзного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия
  • Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

В условиях инфляции любая  отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной  продукции. Следует оценить возможность  предоставления скидки при досрочной оплате.

Пример. Предприятие рассматривает две альтернативных возможности: предоставление скидки покупателям при оплате по факту отгрузки или привлечение краткосрочного банковского кредита. Исходные данные:

    • инфляционный рост цен - в среднем 2 % в месяц;
    • договорной срок оплаты - 1 месяц;
    • при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3 %;
    • банковский процент по краткосрочному кредиту- 30 % годовых;
    • рентабельность альтернативных вложений капитала- 10 % годовых.

Расчет приведен в табл. 3.4

Таблица 3.4

Расчет финансового  результата

 

Показатели 

Предоставление скидки

Кредит

1. Индекс цен

1,02

1,02

2. Коэффициент  падения покупательной способности денег*

0,98

0,98

3. Потери от  скидки с каждой 1000 ден. ед.

30

-

4. Потери от  инфляции с каждой 1000 ден. ед.

 

1000-1000*0,98=20

5. Доход от  альтернативных вложений капитала, ден. ед.

(1000-30)* 0,1*0,98 =95,06

(1000*0,1)*0,98=98

6. Оплата процентов,  ден. ед.

-

1000*0,3/12=25

7. Финансовый  результат, ден. ед.

95,06-30=65,06

98-20-25=53


*Коэффициент  падения покупательной способности  денег, величина обратная индексу  цен

Расчет показывает, что при предоставлении скидки предприятие  может получить доход больше, чем при использовании кредита.

При управлении дебиторской задолженностью необходимо проводить оценку не только своих  собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок поставщиков.

Пример. Поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 3 % при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценить целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной оплаты кредит под 30 % годовых. Расчет приведен в таблице 3.5

Таблица 3.5

Расчет финансового  результата (на каждую 1000 ден.ед.)

ден. ед.

Показатели 

Оплата со скидкой

Оплата без скидки

  1. Оплата за сырье
  2. Расходы по выплате процентов

970

970*0,3*45/360=36,4

1000

ИТОГО

1006,4

1000


 

Предприятию невыгодно при данных условиях использовать скидки и совершать досрочную оплату. При иных условиях вывод может другим.

Минимально  допустимый уровень скидки=(30%*45)/360=3,75 %

Минимально  допустимая величина скидки 1000*3,75%=37,5 ден. ед. на 1000 ден. ед.

Наименьший  допустимый процент скидки, на который  может согласиться предприятие при прочих равных условиях, равен 3,75 %.

  1. Определение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями по следующим показателям:

Коэффициент эффективности инвестирования средств  в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями рассчитывается как отношение суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенный период и среднего остатка дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Сумма эффекта, полученного от инвестирования средств  в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенный период равна дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита минус текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга минус сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Пример. Имеются следующие данные:

тыс. ден. ед.

1. Средняя величина дебиторской задолженности

1950

2. Дополнительная прибыль,  полученная от увеличения объема  реализации продукции за счет предоставления кредита

 

585

3. Текущие затраты  предприятия, связанные с организацией  кредитования покупателей и инкассацией долга

 

20


 

Определение эффективности  инвестирования средств в дебиторскую  задолженность по расчетам с покупателями:

    1. Сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенный период составляет 565 тыс. ден. ед. (585 – 20).
    2. Коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями 29 % (565*100 %/ 1950).
  • Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции. Политика предоставления кредита и инкассации включает в себя принятие решений по следующим вопросам:
    • кому предоставлять кредит при условии допустимого уровня риска;
    • определение срока кредита;
    • определение величины предоставляемой скидки;
    • расчет уровня допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга;
    • осуществление контроля за балансом дебиторской и кредиторской задолженности.

Типы кредитной политики и механизм их реализации представлены в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Типы кредитной  политики

 

Тип кредитной политики

Цель кредитной политики

Механизм реализации

Консервативный

Минимизация кредитного риска

Сокращение круга покупателей  продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточения срока предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный

Ориентировка на средний уровень кредитного риска

Средний срок предоставления кредита; средняя стоимость кредита 

Агрессивный

Максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит

Распространение кредита  на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита


 

  •  Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в табл. 3.7.

 

Таблица 3.7

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности

 

Классификация дебиторской  задолженности по срокам возникновения

Сумма дебиторской задолженности, тыс. ден. ед.

Удельный вес в общей сумме, %

Вероятность безнадежных долгов*, %

Сумма безнадежных долгов, тыс. ден. ед.

(стл. 2*стл.4)

Реальная величина задолженности, тыс. ден. ед.

(стл. 2-стл.5)

1

2

3

4

5

6

0-30 дней

  1. 60

60- 90

  1. 120

120- 150

150- 180

180- 360

свыше 360

1000

600

500

100

50

20

10

2

43,82

26,29

21,91

4,38

2,19

0,88

0,44

0,09

2

4

7

15

25

50

75

95

20

24

35

15

12,5

10

7,5

1,9

980

576

465

85

37,5

10

2,5

0,1

Итого

2282

100,00

5,52**

125,9

2156,1


* Рассчитывается на  основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия

** Расчетная величина: (125,9/2282)*100 %=5,52 %

 

Полученные данные свидетельствуют, что предприятие, возможно, недополучит 125,9 тыс. ден. ед. дебиторской задолженности, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

  • Оценка целесообразности использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия): денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

  • факторинг;
  • учет векселей, выданных покупателями продукции;
  • форфейтинг.

Данные финансовые операции позволяют предприятию - продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым  период финансового и операционного цикла; способствуют более быстрой оборачиваемости капитала. К недостаткам следует отнести дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции; утрата прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателями в процессе осуществления платежей

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в том, что предприятие - продавец уступает банку (или специализированной “фактор–фирме”) право получения денежных средств по платежным документам за предоставленную продукцию. При проведении такой операции банк (фактор- фирма) в срок до трех дней возмещает предприятию продавцу основную часть суммы долга за поставленную продукцию. За осуществление такой операции банк (фактор- фирма) взимают с предприятия - продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.

Эффективность факторинговой  операции для предприятия–продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту.

Пример. В целях более быстрого рефинансирования дебиторской задолженности предприятие хочет продать банку (факторинговой фирме) право взыскания дебиторской задолженности на сумму 1600 тыс. ден. ед. Оцените эффективность факторинговой операции по следующим данным:

комиссионная плата  за осуществление факторинговой  операции взимается банком в размере 2 % от суммы долга;

банк предоставляет  продавцу кредит в форме предварительной  оплаты его долговых требований в размере 75 % от суммы долга;

процентная ставка за предоставленный банком кредит составляет 20 % годовых;

Информация о работе Финансовый менеджмент