Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:12, курс лекций
Финансовый менеджмент – одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее как теоретические разработки, так и практическую направленность в области управления финансами. Финансовый менеджмент является связующим звеном между всеми аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку практически любое решение, принимаемое на предприятии в области производственного, кадрового, инновационного менеджмента и т.д. прямо или косвенно оказывает влияние на денежные потоки и финансовые результаты деятельности предприятия.
Введение
4
Раздел 1. Сущность и задачи финансового менеджмента на предприятии
Промежуточные тесты
Раздел 2 Диагностика финансового состояния предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 3 Политика управления оборотными активами предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 4 Финансовый рычаг и рациональная политика заимствования
Промежуточные тесты
Раздел 5 Операционный анализ
Промежуточные тесты
Раздел 6 Политика управления денежными потоками предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 7 Дивидендная политика предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 8 Финансовое планирование деятельности предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 9 Сущность, виды и процедура банкротства
Промежуточные тесты
Итоговый тест
Среднесуточный расход сырья, материалов, готовой продукции = общая потребность в сырье, материалах, готовой продукции за период/ число дней в периоде
Пример. Предприятие покупает сырье у поставщика, по цене 9 ден. ед. за единицу. Общая годовая потребность в этом продукте 6000 ед. Среднесуточный расход 24 ден. ед. Стоимость хранения единицы запасов 1 ден. ед. Расходы на один заказ на поставку (стоимость выполнение одного заказа): конторские, постоянные, почтовые, телефонные и т.д. 30 ден. ед. Страховой запас 5,5 дней. Количество рабочих недель в году 50, время выполнения заказа 2 недели.
Определить:
Экономически обоснованный размер заказа = 2*6000*30/1 = 600 ед. (5400 ден. ед.)
3. Периодичность заказов, нед. (количество рабочих недель в году/ количество заказов в год) 50/10= 5 недель
4. Резервный запас 24*5,5= 132 ед.
5. Момент возобновления
заказа (периодичность заказов, нед.
- время необходимое для изготовл
Единицы |
|||||
732
|
600 ед. | ||||
Точка 372 возоб- новления |
|||||
заказа 132 |
|
Резервный запас |
|||
|
|
3 |
5 |
Время, раб. недели | |
|
Время выполнения заказа | ||||
Рис. 3.2 Экономически обоснованный размер заказа, точка возобновления заказа и резервный запас
2)Выбор метода оценки запасов
Согласно общепринятым стандартам базой оценки материально-производственных запасов является их себестоимость, под которой понимаются затраты на их приобретение. Один и тот же вид товара может иметь различную себестоимость в зависимости от срока его закупки. В условиях большого количества запасов трудно определить фактическую себестоимость товаров, уже находящихся в переработке, и товаров, еще остающихся на складе. Чтобы решить эту проблему, используется допущение, согласно которому последовательность поступления запасов в переработку трактуется не как поток физических единиц товара, а как движение их стоимостей. В таб. 3.3 приведены основные методы оценки запасов.
Таблица 3.3
Методы оценки запасов
Метод |
Сущность метода |
Себестоимости единицы закупок |
Метод оценки на основании
определения себестоимости |
Средней себестоимости |
Согласно этому методу запасы оцениваются по средней себестоимости закупок, произведенных за отчетный период времени. |
ФИФО |
Согласно этому методу
запасы, купленные первыми, первыми
продаются (используются). Те запасы, которые
первыми поступают в |
ЛИФО |
Сущность данного метода заключается в том, что запасы, первыми поступающие в производство (продажу) оцениваются по себестоимости последних по времени закупок, а себестоимость запасов на конец периода рассчитывается, исходя из себестоимости ранних закупок. Основная цель этого метода - максимально приблизить себестоимость реализованной продукции к последним издержкам на приобретение запасов. |
Пример. Известны показатели поступления и отпуска материалов в производство:
Показатели |
Кол-во материалов, кг |
Цена за единицу, ден.ед. |
Сумма, ден. ед. |
1. Остаток на начало месяца |
100 |
1200 |
120 000 |
2. Поступления всего, в том числе по дням: |
* |
||
5 |
60 |
1100 |
66000 |
9 |
30 |
1300 |
39000 |
16 |
150 |
1250 |
187500 |
21 |
40 |
1400 |
56000 |
27 |
90 |
1450 |
130500 |
3. Итого материалов (с
учётом остатка на начало |
470 |
* |
599000 |
4. Отпущено в производство |
230 |
* |
* |
Средняя себестоимость единицы запасов =599000 / 470= 1274, 47 ден. ед.
230* 1274, 47= 293128,1 ден. ед.
Остаток материалов на конец периода по методу средней себестоимости:
599000- 293128,1= 305871,9 ден.ед.
100* 1200 + 60* 1100 + 30* 1300 +40 * 1250= 275000 ден. ед.
Остаток материалов на конец периода по методу FIFO:
599000-275000 = 324000 ден. ед.
90* 1450 + 40* 1400 +100 *1250 = 311500 ден. ед.
Остаток материалов на конец периода по методу LIFO:
599000-311500 = 287500 ден. ед.
Влияние различных
методов оценки запасов на себестоимость
реализованной продукции и
Метод оценки запасов |
Выручка от реализации |
Себестоимость запасов |
Другие элементы себестоимости |
Себестоимость реализованной продукции |
Валовая прибыль |
Стоимость запасов на конец периода |
средней себестоимости |
650000 |
293128,1 |
250000 |
543128,1 |
106871,9 |
305871,9 |
FIFO |
650000 |
275000 |
250000 |
525000 |
125000 |
324000 |
LIFO |
650000 |
311500 |
250000 |
561500 |
88500 |
287500 |
В зависимости от поставленных целей (минимизация себестоимости, снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и имущество предприятия, увеличение оборачиваемости активов и т.д.) менеджер предприятия выбирает тот или иной метод оценки запасов.
3) Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.
Основной задачей таких контролирующих систем, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов.
Среди систем контроля за движением запасов наиболее широкое применение получила “Система АВС”. Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т. п. Концентрация в управлении на отдельных, наиболее ценных видах запасов позволит достичь наибольшей экономии денежных средств.
Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного мониторинга (возможно даже ежедневного) в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Объем поставок и частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе “Модели экономического размера заказов”.
Категория В состоит из тех товарно-материальных ценностей, которые имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса. Для этой категории запасов, как и для категории А, также возможен расчет экономически обоснованного размера заказа.
Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.
Наиболее важные запасы входят в первые две группы, запасам включенным в них должно уделяться особое внимание.
Следует отметить, что особое выделение видов сырья и материалов в первые две группы не означает, что внимание ко всем остальным видам товарно-материальных запасов может быть ослаблено. Ясно, что осуществление нормального технологического процесса невозможно без наличия на предприятии всех необходимых видов сырья.
Пример. Ниже приведены затраты на единицу продукции и совокупный процент от общих затрат:
Наименование |
Затраты на единицу продукции, ден. ед. |
Удельный вес, % |
Совокупный процент от общих затрат, % |
Категория |
Сухое молоко |
0,40 |
53,33 |
53,33 |
А |
Консервная банка |
0,20 |
26,67 |
80 |
А |
Картонная упаковка (на 12 банок) |
0,10 |
13,33 |
93,33 |
В |
Ингредиенты |
0,04 |
5,33 |
98,66 |
С |
Этикетка на банке |
0,01 |
1,34 |
100 |
С |
Итого |
0,75 |
100 |
100 |
Дебиторская задолженность – суммы денежных средств, которые покупатели и прочие контрагенты должны предприятию. Эта задолженность образуется во время реализации товаров (работ, услуг) и превращается в денежные средства по истечении определенного времени. Возникновение дебиторской задолженности представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности предприятия при системе безналичных расчетов. Отрицательно на финансовое состояние предприятия влияет неоправданная дебиторская задолженность, к которой относят: задолженность по претензиям, возмещению материального ущерба, недостача, порча, хищение и другие. Неоправданная задолженность представляет собой форму незаконного отвлечения оборотных средств и нарушения финансовой дисциплины.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по видам (рис.3.3).
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
Дебиторская задолженность по векселям полученным |
Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом | |||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
Виды дебиторской задолженности |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом |
Дебиторская задолженность дочерних и зависимых обществ |
Прочие виды дебиторской задолженности |
Рис. 3.3 Основные виды дебиторской задолженности предприятий
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной её инкассации.