Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса разработки финансового плана и доказать необходимость финансового прогнозирования и планирования деятельности любой фирмы, а также исследование ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры финансового управления.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и роль финансового прогнозирования и планирования в бизнесе;
охарактеризовать основные аспекты финансового прогнозирования;
охарактеризовать основные аспекты финансового планирования, основанного на финансовых индикаторах;
рассмотреть основные виды финансового плана;
проанализировать финансовое состояние ОАО «Газпром» и разработать направления совершенствования механизма планирования для данной организации.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3
1. Теоретические основы финансового прогнозирования и планирования......5
Сущность финансового прогнозирования и планирования на предприятии...................................................................................................5
Организация и методы планирования финансовых показателей...........12
Виды финансовых планов..........................................................................18
2. Совершенствование финансового планирования в ОАО «ГАЗПРОМ»...26
2.1. Общая характеристика компании и основные экономические показатели деятельности......................................................................................26
2.2. Основные направления финансового планирования в ОАО «Газпром»...............................................................................................................32
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38

Работа содержит 1 файл

финансовое прогнозирование и планирование.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Газпром  планирует  постоянный рост объемов  добычи газа, что, несомненно, приведет к росту  объемов валовой выручки от его  продажи. На это указывает прогноз цен реализации продуктов в данный период.

Операционные  расходы увеличились на 23% и составили 2 119 289 млн. руб. по сравнению с 1 726 604 млн. руб. за аналогичный период прошлого года. Доля операционных расходов в  выручке от продаж уменьшилась с 69% до 64%.

В результате изменений  указанных выше изменений выручка от продаж (за вычетом акциза, НДС и таможенных пошлин) увеличилась на 801 099 млн. руб., или на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 3 296 656 млн. руб.

Прибыль от продаж выросла на 401 791 млн. руб., или на 52%, и составила 1 176 530 млн. руб. по сравнению с 774 739 млн. руб. за аналогичный период прошлого года.

Проанализировав два отчетных периода, можно сделать  вывод о предстоящем увеличении операционных расходов, а также самой прибыли предприятия.

К 2020 году в ОАО «Газпром» прогнозируется рост средней цены за газ по всем группам покупателей на 21,6% [18].

При этом не учитывается  влияния фактора индекса цен. Учитывается лишь повышение мировых  цен на данный вид энергоресурса.

Очевидно, что  цена реализации газа является одним  из важнейших факторов доходности компании.

Для более эффективного прогнозирования  прибыли предлагается использовать корреляционный метод прогнозирования. Суть данного метода следующая. При помощи электронных таблиц рассчитается коэффициент корреляции (коэффициент корреляции Пирсона). Он составил 0,828, что указывает на высокую степень зависимости выручки от реализации газа от фактора средней цены за его реализацию в ОАО «Газпром».

Для расчета коэффициента корреляции в программе Excel была сформирована исходная таблица (массив) [18].

 Таблица 2.

 

2000 год

2002 год

2004 год

2006 год

2008 год

2011 год

Средняя цена за 1000 куб. м. газа

0

5672

5772

5984

6712

6858

Валовая выручка, млрд. руб.

764

1318

1233

1199

1225

1716


 

Таким образом, можно прогнозировать объем выручки  в стратегическом разрезе, основываясь  именно на величине данного коэффициента.

Помимо  валовой  выручки, компанию интересуют значения балансовой прибыли (прогнозировать чистую прибыль гораздо сложнее из-за непредсказуемости налоговой политики государства).

Помимо фактора объема валовой  выручки на уровень балансовой прибыли  влияет целое множество иных факторов, прежде всего, затраты и издержки, которые подразделяются на постоянные и переменные.

Такое деление  достаточно условно, ибо  постоянные издержки также изменяются, хотя и  не пропорционально объему производства предприятия.

Планирование  постоянных, равно как и переменных издержек можно производить эффективно не далее, чем на 1 год, что достигается  путем сопоставления планируемого объема производства (добычи) продукции, а также различных изменений (например, численности персонала, заработной платы и т.д.) и коэффициента-дефлятора, учитывающего инфляционные ожидания в стране.

Использовать  механизм такого, производственно-финансового  планирования в стратегическом разрезе, конечно же, возможно, однако эффективность  результатов такого планирования окажется ниже, чем трудоемкость расчетов.

Для повышения  эффективности финансового  планирования следует стремиться к  обеспечению более-менее устойчивых трендов основных финансовых параметров компании. Прежде всего, это тренды эффективности использования капитала, его стоимости (в том числе  и публичной) и тренды доходности и прибыльности самого бизнеса.

Среднее значение коэффициента рентабельности – 0,0202. Таким образом, необходимо стремиться к сохранению уровня данного коэффициента при росте валовой выручки в фиксированных ценах.

То  есть, если допустим, в 2012 году компания планирует получить валовую выручку  на уровне 20 трлн. руб., то при условии сохранения средней рентабельности активов, необходимо, чтобы совокупная стоимость активов ОАО «Газпром» составляла: 20*(100-0,0202) = 2000 трлн. руб. [18].

Таким образом, здесь мы видим, что для  совершенствования системы планирования в компании более эффективно не искать возможности многофакторного моделирования  существующего бизнеса, а именно «подгонять» основные параметры и показатели бизнеса под возможности наиболее простых и доступных статистических методов. Это особенно важно в случае стратегического планирования, для которого фактически не существует сколь-нибудь эффективных многофакторных моделей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, связанные с основными функциями менеджмента.

В первой главе  были рассмотрены основные определения  понятия «финансовое прогнозирование и планирование».

Финансовое рогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на определенную перспективу. Основой прогнозирования служит обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Финансовое  планирование определяется как выбор  целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Значение прогнозирования и планирования велико. Успех любой организации зависит от того, насколько тщательно продуманы и определены общие цели деятельности, а также средства их достижения.

Также были рассмотрены основные аспекты планирования. К его видам в зависимости от периода можно отнести долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование, по степени детализации планов – стратегическое, текущее и оперативное.

Большое значение придается методам планирования финансовых показателей. Выделяют метод экстраполяции, нормативный, индексный и программно-целевой методы. Подробная характеристика также представлена в первой главе.

Также были исследованы  способы организации планирования, которые более подробно описаны во второй части первой главы.

Во второй главе  были рассмотрены процесс формирования финансовых планов, а также методы его совершенствования на примере ОАО «Газпром». Проанализированы основные финансовые показатели деятельности компании. Кроме того, предложен принцип усовершенствования системы финансового планирования в стратегическом разрезе. Установлено, что для достижения эффективности системы стратегического финансового планирования необходимо постоянно удерживать основные финансовые показатели деятельности компании на заданном уровне. В противном случае даже использование сверхмощных компьютеров не повысит эффективность разработанных планов и прогнозов финансовой деятельности компании.

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены все представленные цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Статьи в  периодических изданиях

  1. Самойлов И.А. Премирование и материальное стимулирование // Экономика и жизнь [Текст]. – 2006. - №28, июль. – 59 с.
  2. Гадецкая О. Система вознаграждения // Управление персоналом [Текст].—2010.—№ 4. – 75 с.
  3. Симонов Е. Организация оплаты и стимулирования труда на промышленном предприятии // Управление персоналом [Текст]. – 2006. - №6. – 85 с.
  4. Кленов Д. Мотивируйте людей на работу, а не на преданность // Управление персоналом [Текст]. – 2010. - №14. – 146 с.
  5. Ованесов А., Идрисов А. Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе // Стратегический менеджмент [Текст]. – 2002. - № 5. – 67 с.
  6. Корпоративный журнал «Газпром» [Текст]. - М.: Издание «Газпром». – 2008–2011г.
  7. Дойль П. Маркетинг – менеджмент и стратегии [Текст]. - СПб.: Питер. – 2007. – 78 c.
  8. Смирнова В.Г. Менеджмент как искусство // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» [Текст]. - Н.: 1993. – № 4. – 87 с.
  9. «Газпром сегодня» // Описание создания и развития «ОАО Газпром» [Текст]. –  М.: Издание «Газпром». – 2011. – 180 c.

Учебные пособия

  1. Веснин В.П. Основы менеджмента [Текст]: учебник. – М.: Проспект. – 2010. – 201 с.
  2. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: ТК Вэлби, Изд-во Проспект, 2003. - 264с.
  3. Бондаревская Е.Н. Финансовый менеджмент для неспециалистов: перевод с английского [Текст]: учебник. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.
  4. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами [Текст]: учебник. – М.: Либроком. 2009. – 264 с.
  5. Попов В.М. Финансовый бизнес-план [Текст]: учебник. – М.: Финансы и статистика. 2005. – 464 с.
  6. А.В. Щепкин. Внутрифирменное управление (модели и методы) [Текст]: учебник. – М.: ИПУ РАН. – 2001. – 80 с.
  7. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2001. – 400 с.
  8. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768 с.

Электронные ресурсы

  1. «Газпром» реализует программы повышения надежности газоснабжения российских регионов //Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gazprom.ru.
  2. Российский рынок акций закрылся уверенным ростом  // РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rbc.ru.
  3. Стратегия роста: быстро бежать и не падать // Практический журнал по управлению финансами компании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fd.ru.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование