Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса разработки финансового плана и доказать необходимость финансового прогнозирования и планирования деятельности любой фирмы, а также исследование ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры финансового управления.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и роль финансового прогнозирования и планирования в бизнесе;
охарактеризовать основные аспекты финансового прогнозирования;
охарактеризовать основные аспекты финансового планирования, основанного на финансовых индикаторах;
рассмотреть основные виды финансового плана;
проанализировать финансовое состояние ОАО «Газпром» и разработать направления совершенствования механизма планирования для данной организации.
Введение.................................................................................................................. 3
1. Теоретические основы финансового прогнозирования и планирования......5
Сущность финансового прогнозирования и планирования на предприятии...................................................................................................5
Организация и методы планирования финансовых показателей...........12
Виды финансовых планов..........................................................................18
2. Совершенствование финансового планирования в ОАО «ГАЗПРОМ»...26
2.1. Общая характеристика компании и основные экономические показатели деятельности......................................................................................26
2.2. Основные направления финансового планирования в ОАО «Газпром»...............................................................................................................32
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38
Таким образом, фирма, не сумевшая правильно направить свою деятельность и разработать качественный финансовый план, оказывается чрезвычайно уязвимой в экономическом отношении на перспективу. Финансовое планирование является основополагающим в любой организации.
2. Совершенствование финансового планирования в ОАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Общая характеристика компании и основные экономические показатели деятельности
ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 161 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа и обеспечивает около 5% мирового производства СПГ.
Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.
Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993 г. создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром».
За рубежом и в России Обществом зарегистрированы товарные знаки, исключительное право использования которых принадлежит ОАО «Газпром».
ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд. куб. м природного газа.
ОАО «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2008 году объем продаж в страны дальнего зарубежья достиг 184,4 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии — 96,5 млрд. куб. м.
Приоритетным направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
По поручению Правительства РФ «Газпром» является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.
Высшим органом управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно.
Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных акций.
Совет директоров
ОАО «Газпром» осуществляет общее
руководство деятельностью
Финансовое управление в компании осуществляют следующие структурные звенья (департаменты):
- департамент по управлению конкурентными закупками;
- департамент по управлению проектами;
- департамент экономической экспертизы и ценообразования;
- финансово-экономический департамент.
В соответствии
с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992
г. на компанию возложены следующие обязательс
В таблице 1 представим основные результаты финансовой деятельности ОАО «Газпром» за 6 месяцев 2010 и 2011 годов [18].
Таблица 1.
Основные результаты финансовой деятельности ОАО «Газпром» за 6 месяцев 2010 и 2011 годов, млн. руб.
Статья доходов и расходов |
Сумма |
Изменение | ||
2010 год |
2011 год |
Млн. руб. |
% | |
Выручка от продаж |
1716279 |
2347071 |
630792 |
136,8 |
Прибыль от продаж |
577720 |
848495 |
270775 |
146,9 |
Прибыль до налогообложения |
640198 |
973982 |
333784 |
152,1 |
Налог на прибыль |
131964 |
188780 |
56816 |
143,0 |
Прибыль за период |
508234 |
785202 |
276968 |
154,5 |
Совокупный доход |
495819 |
751427 |
255608 |
151,6 |
Порядка половины добытого газа ОАО «Газпром» поставляет в страны Европы, 24% потребляется внутри страны. При этом, цена за газ на экспорт составляет в 2011 году 10356 руб. за тысячу кубических метров газа; для стран СНГ – 7630 руб. за тысячу кубических метров газа и внутри страны – 2586 руб. за тысячу кубических метров газа. Таким образом, внутри страны газ оказывается в 4 раза дешевле, чем поставляемый в Европу.
Система управления компании ОАО «Газпром» строится в соответствии с действующим российским законодательством, Уставом и внутренними документами Компании, а также положениями Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Высшим органом управления ОАО «Газпром» является Общее собрание акционеров, в функции которого входит формирование Совета директоров, избрание Ревизионной комиссии, утверждение аудитора, утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов.
В настоящее время аудитором Компании является PricewaterhouseCoopers. В дополнение к внешнему аудиту, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании на предмет соответствия действующему законодательству, Уставу и внутренним документам Компании осуществляет Ревизионная комиссия.
Совет директоров курирует общее руководство деятельностью Компании. Основными задачами Совета директоров являются: определение приоритетных направлений деятельности и стратегии развития Компании, направленной на повышение ее капитализации и инвестиционной привлекательности, утверждение перспективных планов и основных программ деятельности Компании, определение принципов распоряжения активами и обеспечение эффективной системы контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности.
В целях предварительного рассмотрения и углубленной проработки наиболее важных вопросов, при Совете директоров сформированы два комитета.
Комитет по аудиту содействует Совету директоров в осуществлении контроля за:
Комитет по кадрам и вознаграждениям содействует в рассмотрении вопросов корпоративного управления, кадровой политики и социальной сферы.
Текущее руководство деятельностью Компании возлагается на исполнительные органы, являющиеся ключевым звеном структуры корпоративного управления: генерального директора (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган). Исполнительные органы обеспечивают ежедневную оперативную работу Компании в соответствии с принятым финансово-хозяйственным планом и эффективное и своевременное исполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров.
Так как в состав ОАО «Газпром» входит несколько десятков различных дочерних предприятий, то, соответственно, система планирования в Корпорации представлена множеством подсистем планирования на каждом предприятии. Каждая внутренняя система планирования подчинена общим стратегическим рамкам делового, инвестиционного, рыночного развития Корпорации.
2.2. Основные направления финансового планирования в ОАО «Газпром»
Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.
Стратегической целью данной компании является становление ее как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Стратегической задачей «Газпрома» в отношении ресурсной базы является сохранение паритета между приростом запасов и добычей на период до 2014 г. и обеспечение расширенного воспроизводства запасов в дальнейшей перспективе.
Компания планирует
проводить геологическое
Менеджмент
Газпрома прогнозирует, что в 2015 году
объем добычи газа достигнет 610-615 млрд.
куб. м, в 2020 году — 650-670 млрд. куб. м. Это
качественно более высокий
Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование