Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.07 Кб (Скачать)

Финансовое  планирование и прогнозирование 

  Важным элементом  управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

  Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается  в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической  литературе и на практике часто отождествляются.

  Фактически  финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

  Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные  задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие  достижению выбранной цели.

  Финансовое  прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

  Прогнозы могут  быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

  Финансовое  прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

  Целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

  Прогнозы позволяют  органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования  системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

  Финансовое  планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

  Объектом финансового  планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения  ВВП, а итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы  отдельного учреждения до сводного финансового  баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие  их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

  Финансовое  планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

  Финансовое  планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей  развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

  Финансовые  планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

  Все финансовые планы  подразделяются на две  группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур. 

  По  длительности действия различают:

  • перспективные  финансовые планы (на период больше 1 года);

  • текущие (на 1 год);

  • оперативные (на квартал, месяц). 

  Финансовое  планирование основано на следующих принципах:

  1) принцип  научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не  только реальность финансовых  планов, но и выбор лучших решений  с учетом долгосрочной выгоды;

  2) предметно-целевой  принцип, предлагающий определение  конкретного назначения финансирования.

  Основными методами финансового планирования являются:

  • метод экономико-математического  моделирования;

  • нормативный  метод;

  • балансовый метод;

  • метод коэффициентов;

  • метод экстраполяции  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФИНАНСОВЫЕ  РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА 

Фонды финансовых ресурсов являются объективно необходимым условием осуществления процесса расширенного воспроизводства на всех его стадиях  и во всех формах. При перемещении  финансовых ресурсов они отделяются от материальных ценностей. Однако движение материальных ценностей всегда предшествует движению финансовых ресурсов.

Финансовые  ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей..

Необходимо заметить, что структура финансовых ресурсов не совпадает со структурой общегосударственного продукта по его стоимости, т.е. элементы стоимости общественного продукта («с», «V», «т») не являются одновременно элементами финансовых ресурсов общества. Дело в том, что: 1) элемент "V", -представляющий фонд оплаты труда, образует финансовые ресурсы общество только в той части, которая перераспределяется и направляется в бюджет и государственные внебюджетные фонды; 2) элемент «с» (перенесенная стоимость средств и орудий труда, равная величине их износа)- отражает финансовые ресурсы только в той части, которая представлена амортизационными отчислениями, а не материальными затратами; 3) элемент "т" (стоимость прибавочного продукта, т. е. чистый доход) - полностью входит в состав финансовых ресурсов.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что преимущественная часть финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого  дохода, созданного в государстве. Это - прибыль, сборы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в  фонд содействия занятости, во внебюджетные фонды местного самоуправления, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Вторая  часть финансовых ресурсов является частью фонда потребления, который перераспределяется с помощью финансов. Сюда входят прямые и косвенные налоги с населения, в том числе подоходный налог с граждан, налог на промысел, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, местные налоги и сборы.

Третью  часть финансовых ресурсов представляют различные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Это - амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и др.

Финансовые ресурсы  общества разделяются на централизованные (т.е. государственные) и децентрализованные (финансовые ресурсы первичных хозяйствующих  звеньев). Соотношение между ними зависит от того, как формируются  финансовые ресурсы на микроуровне (например, как распределяется прибыль предприятия) и на макроуровне (например, сколько налоговых платежей и отчислений уплачивают хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица и т. п.).

На  макроуровне финансовые ресурсы - это денежные фонды, которые формируются в процессе распределения и использования ВВП за определенный период времени.

На  микроуровне финансовые ресурсы - это аккумулированные предприятием из различных источников денежные средства, поступающие в его обращение и предназначенные для покрытия потребностей предприятия

К государственным  финансовым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, ресурсы государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений). 

Основными направлениями использования  финансовых ресурсов государства являются:

• расходы на развитие народного хозяйства, его структурное  преобразование;

• финансирование учреждений социальной сферы;

• социальная защита населения;

• внешнеэкономическая  деятельность;

• охрана окружающей среды;

• управление;

• оборона страны;

• формирование материальных и финансовых резервов;

• другие направления. 

Предприятия используют финансовые ресурсы на:

• расширенное воспроизводство  и развитие предприятия;

• решение социальных проблем коллектива;

• материальное стимулирование;

• формирование финансовых резервов;

• другие направления. 

Основным  источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном  исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, за счет которого формируются финансовые ресурсы, как самого субъекта хозяйствования, так и государства. 

Баланс  финансовых ресурсов и расходов государства  состоит из двух разделов: 1-й - доходы; 2-й - расходы. 

Раздел  доходов баланса включает финансовые ресурсы, созданные в экономике и сконцентрированные в Государственном бюджете, в распоряжении хозяйствующих структур, в централизованных и децентрализованных целевых фондах, страховых и кредитных учреждениях, часть доходов физических и юридических лиц, а также ресурсы, которые поступают от международных финансовых институтов и иностранных инвесторов.

Раздел  расходов баланса включает: расходы на развитие экономики, которые осуществляются государством и субъектами хозяйственной деятельности всех форм собственности и подчинения за счет всех источников финансирования, на капитальные вложения, прирост оборотных средств, капитальный ремонт, проведение геологоразведочных работ, на содержание и развитие ЖКХ и др. расходы; расходы на социальные нужды, на финансирование социально-культурной сферы, на оборону государства и управление и др. 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование