Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

Работа содержит 1 файл

Финансовое планирование и прогназирование.docx

— 20.99 Кб (Скачать)

Финансовое  планирование и прогназирование

Неотъемлемой  частью финансовой деятельности государства  и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в  том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся  на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление  о направлениях их развития и состоянии  в будущем.

В условиях рыночной экономики прогнозирование  является научно-аналитической стадией  планирования, исследовательской основой  для подготовки плановых решений  и заданий плана.

Главные функции финансового прогнозирования:

·  научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

·  оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;

·  выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.

Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые  должны стать объектом разработки в  плане. В нем рассматриваются  варианты активного воздействия  на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз  – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его  не ограничены рамками планируемого периода.

 

Разработка  прогноза и формирование плана – взаимосвязанные стадии плановой работы, которые, однако, имеют специфику. Различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Он не ставит каких-либо обязательных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки. Прогнозы могут быть среднесрочными (5–10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Однако конкретно временнoй горизонт каждого частного прогноза определяется в зависимости от характера изучаемого объекта; комплексные прогнозы экономического развития разрабатываются применительно к горизонтам и срокам разработки очередных планов социальноэкономического развития.

 

Финансовое  планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.

Финансовое  планирование является органической частью социально-экономического планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе  финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие разрезы финансовых планов: общегосударственный, отраслевые, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

Система финансовых планов построена иерархически. Центральным  звеном системы является бюджетный  план. Государственные социальные внебюджетные фонды также разрабатывают финансовые планы по своим доходам и расходам. В плановом порядке мобилизуются и используются страховые фонды  для возмещения потерь и устранения рисков различных участников страховых  отношений. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях  финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений.

Для практического  построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический  анализ, нормативный и балансовый методы.

Экономический анализ – это один из важнейших  инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.

Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных  сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности.

Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:

  1. использование системы абсолютных и относительных показателей;
  2. сравнительный анализ;
  3. метод группировки;
  4. индексные расчеты;
  5. экономико-математические методы;
  6. балансовый метод.

Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной  базе, состоящей из научно и практически  обоснованных норм и нормативов. При  помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих  субъектов с государством.

В качестве примеров финансовых нормативов можно  рассматривать ставки налоговых  и других обязательных платежей в  бюджет, внебюджетные фонды и в  другие финансовые институты. Механизм квотирования или присоединения  ставок налогов – еще один пример нормативного распределения федеральных  налогов. 
При квотировании налоги остаются в определенной процентной доле в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны (например, разделение НДС, некоторых акцизов и др.). При использовании способа присоединения ставок территориям разрешено взимать в дополнение к общегосударственным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом (например, распределение налога на прибыль организаций).

Финансирование  затрат на нормативной основе распространяется прежде всего на бюджетные расходы  по образованию, культуре, здравоохранению  и социальной политике, а также  по жилищно-коммунальному хозяйству.

Например, в области образования эти  нормативы следующие:

·  нормативы текущих финансовых затрат на предоставление услуг образования в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;

·  нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение различных видов обучения и воспитания в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;

·  нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение функционирования образовательных учреждений разных типов и видов в год;

·  нормативы удельных капитальных вложений на строительство, приобретение оборудования и капитальный ремонт образовательных учреждений разных типов и видов в год.

При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовые нормативы  в форме коэффициентов. Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматриваться  лишь как ориентировочные показатели.

Применение  финансовых норм и нормативов придает  отношениям устойчивый характер, определенность, позволяет государству и отдельным  хозяйствующим субъектам реально  оценивать свои финансовые возможности.

Балансовый  метод в планировании – метод  планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных  пропорций, а также пропорций  в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой  баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно  устанавливаемая пропорциональность. Установление необходимых, соответствующих задачам плана материальновещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране в целом, по регионам, т.е. всесторонняя увязка планов производства и потребления конкретных видов продукции – средств производства и предметов потребления, осуществляется посредством разработки материальных балансов (и планов распределения, составляемых на основе этих балансов), балансов межотраслевых связей, балансов производственных мощностей, районных балансов производства и потребления отдельных продуктов.

Планомерное развитие экономики требует установления и строгого соблюдения стоимостных  пропорций воспроизводства: возмещения произведенных затрат, обеспечения  правильных соотношений в доходах  государства и населения, в размерах покупательных фондов населения  и товарных фондов в розничном  товарообороте и др. Стоимостные  балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности  увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.

Стоимостные балансы – это одна из групп  балансов: их особенностью является то, что все величины в них выражены в стоимостной (денежной), а не натуральной  форме, как это имеет место  в материальных балансах. Стоимостные  балансы составляются и отдельными предприятиями, и отраслевыми министерствами, но в этом случае они имеют более  ограниченное значение и носят оперативный  характер. Объективная необходимость  составления стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс  расширенного воспроизводства происходит не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ в натуре, но и по стоимости, т.е. опосредствуется деньгами как денежным выражением стоимости произведенных товаров. Важнейшие элементы стоимостных балансов, их структура, пропорции, темпы роста и тенденции движения должны находиться в единстве и взаимной связи, в определенном и закономерном соответствии с движением основных элементов материальных, натуральных балансов.


Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование