Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, реферат
Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.
Финансовое планирование и прогназирование
Неотъемлемой
частью финансовой деятельности государства
и хозяйствующих субъектов
В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана.
Главные
функции финансового
· научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
· оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;
· выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.
Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода.
Разработка прогноза и формирование плана – взаимосвязанные стадии плановой работы, которые, однако, имеют специфику. Различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Он не ставит каких-либо обязательных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки. Прогнозы могут быть среднесрочными (5–10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Однако конкретно временнoй горизонт каждого частного прогноза определяется в зависимости от характера изучаемого объекта; комплексные прогнозы экономического развития разрабатываются применительно к горизонтам и срокам разработки очередных планов социальноэкономического развития.
Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.
Финансовое
планирование является органической частью
социально-экономического планирования.
Поскольку планируются
Система финансовых
планов построена иерархически. Центральным
звеном системы является бюджетный
план. Государственные социальные внебюджетные
фонды также разрабатывают
Для практического
построения финансовых планов используется
целый набор методов
Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.
Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности.
Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:
Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.
В качестве
примеров финансовых нормативов можно
рассматривать ставки налоговых
и других обязательных платежей в
бюджет, внебюджетные фонды и в
другие финансовые институты. Механизм
квотирования или присоединения
ставок налогов – еще один пример
нормативного распределения федеральных
налогов.
При квотировании налоги остаются в определенной
процентной доле в распоряжении той административной
единицы, на территории которой они собраны
(например, разделение НДС, некоторых акцизов
и др.). При использовании способа присоединения
ставок территориям разрешено взимать
в дополнение к общегосударственным одноименные
налоги, размеры которых ограничиваются
определенным пределом (например, распределение
налога на прибыль организаций).
Финансирование
затрат на нормативной основе распространяется
прежде всего на бюджетные расходы
по образованию, культуре, здравоохранению
и социальной политике, а также
по жилищно-коммунальному
Например, в области образования эти нормативы следующие:
· нормативы текущих финансовых затрат на предоставление услуг образования в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;
· нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение различных видов обучения и воспитания в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;
· нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение функционирования образовательных учреждений разных типов и видов в год;
· нормативы удельных капитальных вложений на строительство, приобретение оборудования и капитальный ремонт образовательных учреждений разных типов и видов в год.
При выборе
управленческих решений отдельными
субъектами финансовой деятельности,
а также для выбора критерия оценки
достигаемой финансовой результативности
разрабатываются финансовые нормативы
в форме коэффициентов. Финансовые
коэффициенты не имеют универсального
значения и могут рассматриваться
лишь как ориентировочные
Применение
финансовых норм и нормативов придает
отношениям устойчивый характер, определенность,
позволяет государству и
Балансовый
метод в планировании – метод
планомерного установления и соблюдения
материально-вещественных и стоимостных
пропорций, а также пропорций
в распределении трудовых ресурсов.
В практике планирования используется
система балансов: натуральные (материальные),
стоимостные (денежные), трудовые, баланс
народного хозяйства и
Планомерное развитие экономики требует установления и строгого соблюдения стоимостных пропорций воспроизводства: возмещения произведенных затрат, обеспечения правильных соотношений в доходах государства и населения, в размерах покупательных фондов населения и товарных фондов в розничном товарообороте и др. Стоимостные балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.
Стоимостные
балансы – это одна из групп
балансов: их особенностью является то,
что все величины в них выражены
в стоимостной (денежной), а не натуральной
форме, как это имеет место
в материальных балансах. Стоимостные
балансы составляются и отдельными
предприятиями, и отраслевыми министерствами,
но в этом случае они имеют более
ограниченное значение и носят оперативный
характер. Объективная необходимость
составления стоимостных
Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование