Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - раскрыть содержание дивидендной политики организации на примере конкретного экономического субъекта, и предложить меры по ее совершенствованию.
Основной тезис настоящей работы состоит в следующем: российские компании должны придерживаться дивидендной политики с растущими дивидендными выплатами с целью поддержания положительной финансовой репутации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику
1.4 Основные показатели дивидендных выплат зарубежных компаний
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД»
2.1 Анализ развития отрасли и динамики стоимости акций
2.2 Дивидендная политика ОАО «РЖД»
2.3 Оценка движения выплат в ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Определение оптимального размера дивиденда
3.2 Основные направления по формированию дивидендной политики ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД.docx

— 775.63 Кб (Скачать)
 

     3.2 Основные направления  по формированию  дивидендной политики  ОАО «РЖД» 

     Эффективность политики управления прибылью предприятия  определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. В идеале, на предприятии  должна существовать определенная политика распределения прибыли, определяющая направления использования ее в  соответствии с целями и задачами предприятия.

     Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии предприятия, являются основным инструментом воздействия  на рост его рыночной стоимости, важнейшим  индикатором инвестиционной привлекательности. Одновременно распределение прибыли  является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия, обеспечения  дополнительной социальной защищенности работников. Характер распределения  прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

     Основу  распределения прибыли составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач управления предприятием: необходимо учитывать  противоположные мотивации собственников  предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов  или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

     Поэтому основной целью политики распределения  прибыли, с учетом обеспечения стратегии  предприятия, является оптимизация  пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

     В практике управления были выработаны следующие принципы осуществления  этой задачи.

     Приоритетность  учета интересов и менталитета  собственников предприятия. Менталитет собственников может быть направлен  на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. И часто именно он определяет главную  пропорцию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке  текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием  этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении  высокой доли потребляемой прибыли  в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются  в высоких текущих доходах  и предпочитают еще более высокий  уровень этих доходов в предстоящем  периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли  будет возрастать. Эта пропорция  может меняться во времени в связи  с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

     Стабильность  политики распределения прибыли. Базовые  принципы распределения прибыли  должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности" (например, в крупных  акционерных компаниях с большим  количеством акционеров).

     Предсказуемость политики распределения прибыли. При  необходимости изменения пропорций  распределения прибыли в связи  с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы (в первую очередь  акционеры) должны быть заранее извещены об этом.

     Оценка  эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих  основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат (или выплат прибыли собственникам), коэффициента участия персонала в прибыли и других.

     Специфика задач, стоящих перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий  их хозяйственной деятельности не позволяют  выработать единую модель распределения  прибыли, которая носила бы универсальный  характер. Поэтому основу механизма  распределения прибыли конкретного  предприятия составляет анализ и  учет в процессе этого распределения  отдельных факторов, которые увязывают  этот процесс с текущей и предстоящей  хозяйственной деятельностью данного  предприятия.

     Факторы, влияющие на пропорции и эффективность  распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности  их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту  капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

     По  характеру возникновения все  факторы, влияющие на распределение  прибыли, можно разделить на две  основные группы:

     а) внешние (генерируемые внешними условиями  деятельности предприятия);

     б) внутренние (генерируемые особенностями  хозяйственной деятельности предприятия).

     Внешние факторы рассматриваются как  своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся: правовые ограничения, налоговая  система, среднерыночная норма прибыли  на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, конъюнктура товарного  рынка, "прозрачность" фондового  рынка и темп инфляции.

     Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд) и другие условия.

     Конкретные  ставки отдельных налогов и система  налоговых льгот существенным образом  влияет на пропорции распределения  прибыли. Если уровень налогообложения  личных доходов граждан значительно  ниже уровня налогообложения хозяйственной  деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к  повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система  предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные  и иные цели, это создает предпосылки  стимулирования таких форм использования  прибыли.

     Характер  среднерыночной нормы прибыли на инвестированный капитал формирует  эффективность пропорций потребления  и реинвестирования прибыли, являясь  своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли  на капитал возрастают тенденции  повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки  к более эффективному использованию  реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению доли капитализируемой части прибыли.

     Если  предприятие имеет возможность  привлекать ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость  собственного капитала, оно может  больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности  будут удовлетворяться за счет более  дешевых альтернативных внешних  источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

     Фактор  инфляции генерирует риск обесценения  будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих  выплат. Однако, если предприятие выпускает  инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно  опережать темпы инфляции) или  его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала (в форме основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей  и т.п.), то негативным влиянием этого  фактора на реально обусловленные  пропорции распределения прибыли  можно пренебречь.

     В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует  свою продукцию, эффективность капитализации  прибыли в процессе ее распределения  возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в  предстоящем периоде гораздо  большую норму прибыли на реинвестируемый  капитал, чем в предшествующие периоды.

     Внутренние  факторы оказывают решающее воздействие  на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать  их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного  предприятия. К числу важнейших  из этих факторов относятся: уже упоминавшийся  менталитет собственников предприятия, рентабельность деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов, стадия жизненного цикла  предприятия, риски осуществляемых операций и видов деятельности, уровень  текущей платежеспособности предприятия.

     Так, при низком уровне рентабельности хозяйственной  деятельности (а соответственно и  меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций  ее распределения существенно ограничена.

     Если  в портфеле предприятия имеются  готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно  превышает средневзвешенную стоимость  капитала, и такие проекты, могут  быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях) должна существенно возрасти. Ряд  ранее начатых инвестиционных проектов могут требовать ускоренного  завершения в условиях усиливающейся  конкуренции, меняющейся конъюнктуры  рынка и т.п. При недостатке инвестиционных ресурсов для завершения их реализации следует отказаться от высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.

     Если  потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования, то возможности использования прибыли  на цели потребления существенно  расширяются. И наоборот - если прибыль  является основным внутренним источником финансовых ресурсов предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к  внешним источникам финансирования).

     На  ранних стадиях своего жизненного цикла  предприятия вынуждены больше средств  инвестировать в свое развитие, ограничивая  размеры выплат доходов собственникам. Это связано с высоким уровнем  инвестиционных потребностей таких  предприятий, их ограниченным доступом к кредитным ресурсам, более высокой  стоимостью привлекаемого капитала. В то же время предприятия в  стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального  инвестирования, имеют возможность  привлекать необходимые им кредитные  ресурсы на более выгодных условиях, а, следовательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат доходов владельцам и персоналу.

     Если  предприятие ведет агрессивную, высокорисковую политику в отдельных  сферах своей деятельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения такого минимального внутреннего страхования хозяйственной деятельности возрастает неотвратимая угроза банкротства предприятия.

     Если  собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением  предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного  увеличения доли собственной его  части, а это означает, что при  распределении прибыли уровень  ее капитализации должен существенно  повышаться.

     В условиях низкого уровня текущей  платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие  не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление. Это привело  бы к значительному снижению уровня ликвидности активов, а также  к возрастанию угрозы банкротства  предприятия. Снижение платежеспособности более опасно, чем снижение уровня дивидендных выплат с его отрицательным  воздействием на рыночную цену акций.

     Дивидендная политика представляет собой часть  управления распределением прибыли. Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных  обществах. Однако все названные  нами принципы распределения прибыли  применимы не только к акционерным  обществам, но и к предприятиям любой  иной формы деятельности. Меняется только терминология - вместо терминов акция и дивиденд используются термины  пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам  остается таким же. Распределение  прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный  его вариант. В принципе же, в более  широкой трактовке под термином "дивидендная политика" можно  понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

     1. Теория независимости дивидендов. Ее авторы - Ф. Модильяни и М.  Миллер (упоминаемые обычно при  ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная  политика не оказывает никакого  влияния ни на рыночную стоимость  предприятия (цену акции), ни на  благосостояние собственников в  текущем или перспективном периоде.  Так как в действительности  эти показатели зависят от  суммы формируемой, а не распределяемой  прибыли. В соответствии с этой  теорией дивидендной политике  отводится пассивная роль в  механизме управления прибылью. Несмотря на свою уязвимость  в плане практического использования,  теория ММ стала отправным  пунктом поиска более оптимальных  решений механизма формирования  дивидендной политики.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД