Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - раскрыть содержание дивидендной политики организации на примере конкретного экономического субъекта, и предложить меры по ее совершенствованию.
Основной тезис настоящей работы состоит в следующем: российские компании должны придерживаться дивидендной политики с растущими дивидендными выплатами с целью поддержания положительной финансовой репутации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику
1.4 Основные показатели дивидендных выплат зарубежных компаний
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД»
2.1 Анализ развития отрасли и динамики стоимости акций
2.2 Дивидендная политика ОАО «РЖД»
2.3 Оценка движения выплат в ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Определение оптимального размера дивиденда
3.2 Основные направления по формированию дивидендной политики ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД.docx

— 775.63 Кб (Скачать)

     Существенное  увеличение объема данного сегмента рынка (на 30 процентов за два года) связано прежде всего с повышением тарифов на железнодорожные и автомобильные перевозки, а также ростом объема услуг, оказываемых автомобильным транспортом. 

     

     Рис. 2.3 – Структура вагонного парка  Российской Федерации в 2006 г. 

     ОАО "РЖД" является крупнейшим работодателем  в России, насчитывая более 1,3 млн  сотрудников. Ежегодно по российским железным дорогам перевозится свыше 1,3 млрд пассажиров, 1,3 млрд тонн грузов. Активы компании включают около 20 тыс локомотивов, 690 тыс грузовых и пассажирских вагонов, станции и вокзалы, депо и диспетчерские  системы. Компания располагает собственной  научно-исследовательской базой  и владеет рядом активов, не входящих в сферу ее основной деятельности, но в то же время значимых для  бизнеса, в области телекоммуникаций и ипотечного кредитования.

     По  уровню производительности труда, интенсивности  использования подвижного состава  и инфраструктуры "Российские железные дороги" опережают железнодорожные  системы развитых европейских государств, а по протяженности электрифицированных  линий являются крупнейшими в  мире.

     100 процентов акций "РЖД" принадлежат  государству. В 2006 году компания  перевезла 1,35 млрд пассажиров  и 1,3 млрд тонн грузов. Выручка  по РСБУ за 2006 год - 848,9 млрд  руб, чистая прибыль - 26,4 млрд  рублей. Балансовые активы "РЖД"  на 1 апреля 2007 года составляли 2,7 трлн  рублей.

     По  итогам работы за 2006 год ОАО "РЖД" получено балансовой прибыли 59,2 млрд рублей, в том числе прибыль от грузовых перевозок составила 105,3 млрд рублей, убыток от пассажирских перевозок составил 43,2 млрд рублей.

     В 1-м полугодии 2007 года ОАО "РЖД" направила на развитие пропускных способностей сети более 11,7 млрд рублей. Также компания вложила в инвестиционную программу "Обновление оборудования и устройств  хозяйства электроснабжения" более 1,8 млрд рублей, сообщает Департамент  корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД". На эти средства была выполнена полная реконструкция контактной сети на участках общей протяженностью 68,3 км, линии электропередач автоблокировки - 62,9 км.

     В рамках программы реализованы 7 проектов. На Северной железной дороге проведено  обновление устройств контактной сети на перегоне Дебаловская - Петровск и  участка Ярославль-Главный - Александров. Техническое перевооружение устройств  электроснабжения на участке Ростов - Локомотивстрой реализовано на Северо-Кавказской железной дороге. На Московской железной дороге реконструировано внешнее электроснабжение тяговой подстанции Лосиноостровская. Проведено техническое перевооружение устройств контактной сети на участках Лиски - Зориновка и Белгород - Ржава  Юго-Восточной железной дороги. На Приволжской  железной дороге модернизировано электроснабжение автоблокировки на участке Анисовка - Урбах.

     С учетом лизинга с начала года компанией  было приобретено 468 пассажирских вагонов (в прошлом году на этот период было закуплено 314 вагонов), 111 локомотивов (в  прошлом году 104) и более 8 тысяч  грузовых вагонов (в прошлом году 3 тысячи). Кроме того, в первом полугодии  прошли модернизацию более 100 пассажирских вагонов, 105 секций электропоездов, 121 локомотив, около 4 тысяч грузовых вагонов.

     За  четыре прошедших года существенно  повысились роль и статус "Российских железных дорог" на мировом транспортом  рынке. Как отметил президент  ОАО "РЖД" Владимир Якунин, восстановлено  участие компании в деятельности Международного союза железных дорог: "В июне в Москве проведена 70-я сессия Генеральной ассамблеи этой организации. Это важные шаги по дальнейшей интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему".

     Благодаря активному позиционированию ОАО "РЖД" на мировом транспортом рынке  возрождается интерес корейских, китайских  и японских грузовладельцев к  перевозкам по Транссибирской магистрали. Так, в 2007 году объемы контейнерных перевозок  японских товаров по российским железным дорогам увеличились почти в  полтора раза. Дочерняя компания "Трансконтейнер" заключила соглашение о партнерстве  с японской экспедиторской фирмой "Кинтецу" в организации перевозок контейнеров  через Транссиб в Европу.

     На  фоне роста спроса на услуги железнодорожного транспорта и еще более значительного  его увеличения в прогнозной перспективе  в настоящее время сохраняется  ряд нерешенных внутренних проблем:

     - не завершены структурные преобразования;

     - продолжается старение подвижного  состава и инфраструктуры, а обновления  идут недостаточными темпами.  Средний возраст универсальных  вагонов ОАО "РЖД" на начало 2007 года достиг 22,5 года, износ составляет  более 80 процентов;

     - низкий технический и технологический  уровень используемой техники и оборудования;

     - не полностью реализованы возможности  взаимодействия железнодорожного  транспорта с отечественным транспортным  машиностроением, приборостроением  и связью;

     - отсутствует необходимая комплексность  в координации развития с другими  видами транспорта.

     Недостаточные темпы развития железнодорожного транспорта сдерживает развитие ряда других отраслей. В частности недостаточная разветвленность  сети железных дорог и слишком  медленное обновление железнодорожного транспорта существенно сдерживает развитие лесной отрасли России. 70% процентов лесных запасов страны не могут в настоящее время быть освоены из-за инфраструктурных ограничений

     Для дальнейшего развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" разрабатывает  долгосрочную Стратегию развития. Она  должна обеспечить планомерную коренную модернизацию и перевооружение существующей сети железных дорог, а также активное расширение сети железных дорог в  России. "Без этого экономика  всей страны и Северо-Западного федерального округа, в частности, не получит необходимой  инфраструктурной поддержки для  дальнейшего устойчивого и интенсивного социально-экономического развития", - сказал Владимир Якунин. "Стратегия  развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" предполагает крупномасштабное развитие железных дорог России. В нее включен  ряд важнейших инвестиционных проектов по Северо-Западному федеральному округу.

     Предполагается строительство ряда технологических линий общей протяженностью около 1200 км, в том числе линий Карпогоры - Вендинга, Сыктывкар - Пермь (Григорьевская). Эти участки сформируют новую железнодорожную магистраль Белкомур по направлению Архангельск - Карпогоры - Вендинга - Сыктывкар - Пермь.

     Планируется электрифицировать участки Гатчина - Веймарн - Усть-Луга/Ивангород-Нарвский, Обозерская - Архангельск, Будогощь - Ярославль  и дополнительно развивать Вологодский  и Череповецкий железнодорожные  узлы, станции Беломорск и Бабаево. Кроме того, для организации высокоскоростного  пассажирского сообщения Северо-Западного  и Центрального федеральных округов  и повышения качества обслуживания пассажиров предусматривается строительство  высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

     На  отдельных направлениях будут построены  дополнительные главные пути общей  протяженностью более 1600 км, в том числе на подходах к существующим и новым портам в регионе.

     Кроме того, до 2015 года ОАО "РЖД" планирует  приобрести более 7500 новых локомотивов  и снизить средний возраст  локомотивного парка до 22 лет  по электровозам и до 19 лет по тепловозам.

     Реформа "Российских железных дорог" не должна ущемлять интересы пассажиров. Как  заявил Президент России Владимир Путин, "социальный аспект развития железных дорог следует поставить в  самый центр реформы". Поэтому  вместе со строительством новых дорог, развитием инфраструктуры железнодорожного хозяйства, обновлением основных фондов, совершенствованием управления необходимо проводить и взвешенную тарифную политику.

     На  перевозки грузов в 2008-2010 годах темп роста тарифов установлен несколько  выше инфляции в связи с необходимостью финансирования увеличения объемов  капитального ремонта основных фондов для поддержания их в работоспособном  состоянии, а также выравнивания тарифов на грузовые железнодорожные  перевозки во внутригосударственном  и международном сообщениях.

     Прирост тарифов в среднем составит не выше: в 2008 году - 11 процентов, в 2009 году - 9 процентов, в 2010 году - 8 процентов. При  этом объемы капитального ремонта путей увеличатся в 2008 году до 12,5 тыс км, в 2009 году - до 13,5 тыс км, в 2010 году - до 16 тыс км; грузовых вагонов в 2008 году - до 21,5 тыс единиц, в 2009 году - до 30 тыс единиц, в 2010 году - до 35 тыс единиц.

     На  пассажирские перевозки дальнего следования в регулируемом секторе темпы  роста тарифов повышены в большей  степени в связи с необходимостью сокращения убыточности пассажирского  комплекса: в 2008 году - в среднем не выше 14 процентов, в 2009 году - 13 процентов, в 2010 году - 12 процентов. Индекс роста указанных тарифов может быть дифференцирован по календарным периодам года и направлениям10.

     Акционерный капитал Компании на 31 декабря 2006 и 2005 гг. состоит из 1535700000 разрешенных  к выпуску, выпущенных и находящихся  в обращении обыкновенных акций  номиналом 1 тысяча рублей. Единственным акционером Компании является Правительство  Российской Федерации, имеющее один голос на акцию.

     Выпущенные  Компанией акции были оплачены путем  внесения чистых активов предприятий  и организаций, входивших в состав МПС России, по состоянию на 30 сентября 2003 г., а также участков земли стоимостью 4 305 миллионов рублей, на которых находились объекты МПС России.

     Компания  не имеет права свободной реализации своих акций, поэтому цена акции  на протяжении всего анализируемого периода не изменяется и составляет 1000 руб. за акцию. 

     2.2 Дивидендная политика  ОАО «РЖД» 

     Целью государства в отношении реализации своих прав на дивиденды является обеспечение дивидендных поступлений в бюджет. Право Российской Федерация на получение дивидендов от акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, непосредственно реализуют Минимущество России и Российский фонд федерального имущества на основании Федерального закона «Об акционерных обществах», других нормативно-правовых актов.

     Основными задачами дивидендной политики Министерства являются:

  • выполнение бюджетного задания по дивидендным поступлениям в федеральный бюджет;
  • улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
  • повышение рыночной стоимости акций, находящихся в федеральной собственности.

     Ценность  дивидендов по отношению к доходам, получаемым государством при продаже акций, заключается в том, что они относятся к возобновляемым ресурсам. Так, по итогам 1999 г. в качестве дивидендов по федеральным пакетам государство получило 6,5 млрд. рублей. При этом от реализации государственного имущества был получен сопоставимый доход в размере 8,5 млрд. руб. В 2000 г. поступления от приватизации значительно возросли и составили 31,37 млрд. руб, но в то же время в качестве дивидендов в федеральный бюджет поступило всего 5,58 млрд. руб. Таким образом, очевидно, что активизация продаж государственной доли акций несовместима с ростом дивидендных поступлений в федеральный бюджет.

     В связи с этим стратегия приватизации должна вырабатываться в неразрывной  связи с дивидендной политикой  государства, что позволяло бы обеспечить соблюдение баланса его долгосрочных и краткосрочных интересов и, в частности, рост дивидендных поступлений  в бюджет. Представляется целесообразным воздерживаться от продажи акций  наиболее прибыльных предприятий, являющихся источником значительных дивидендных  поступлений (дивидендообразующих  обществ), исключительно с целью  пополнения доходной части федерального бюджета. В то же время реализация акций малоэффективных предприятий  с целью привлечения стратегических инвесторов, заинтересованных в развитии производства, расширении рабочих мест, продолжает оставаться наиболее актуальной задачей приватизации.

     Смещение  в целом акцента с приватизации государственного имущества (доля которого в структуре собственности в  настоящее время не превышает 30%) на совершенствование системы его  экономического и правового регулирования  представляется необходимым также  в связи с проведением в  настоящее время правительством политики занижения реального курса  рубля к доллару (и, соответственно, другим мировым валютам). Данная политика, несомненно, выгодна по отношению  к отраслям, традиционно ориентированным  на экспорт, позволяет обеспечивать положительное торговое сальдо страны, выплачивать внешние государственные долги, защищать внутреннего производителя. Тогда как политика «твердого» рубля не способствовала развитию производства, приводила к увеличению российского внешнего долга.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД