Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - раскрыть содержание дивидендной политики организации на примере конкретного экономического субъекта, и предложить меры по ее совершенствованию.
Основной тезис настоящей работы состоит в следующем: российские компании должны придерживаться дивидендной политики с растущими дивидендными выплатами с целью поддержания положительной финансовой репутации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику
1.4 Основные показатели дивидендных выплат зарубежных компаний
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД»
2.1 Анализ развития отрасли и динамики стоимости акций
2.2 Дивидендная политика ОАО «РЖД»
2.3 Оценка движения выплат в ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Определение оптимального размера дивиденда
3.2 Основные направления по формированию дивидендной политики ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД.docx

— 775.63 Кб (Скачать)

     Впрочем, инвесторов можно заинтересовать, если предложить им участие не в реализации Стратегии в целом, а в конкретных проектах, которые являются основной частью развития новых промышленных производств или добычи сырья.

     Другой  путь привлечения инвестиций, эффективность  которого мало у кого вызывает сомнения, - проведение IPO. По подсчетам экспертов, при размещении до 20% акций ОАО "РЖД" может обеспечить реализацию порядка 12% Стратегии развития 2030 года. При  этом, рассказывая о возможности  размещения акций на бирже, глава  ОАО "РЖД" Владимир Якунин отметил, что контроль над компанией в  любом случае останется в руках  государства.

     Основным  вопросом, который стоит перед  ОАО "РЖД", остается поиск частных  инвесторов, готовых вкладывать свои средства в развитие железнодорожного комплекса России.

     Так как практически все экономические  показатели компании (статьи баланса и отчета о прибылях и убытках) так или иначе связаны с объемом сбыта компании, то изменение статей будет вызываться изменением объемов продаж.

     Поэтому логично выразить все базовые  статьи как процент от продаж в стоимостном выражении (такой подход называется построением sales-driven proformas) и считать данные процентные соотношения постоянными для данного вида бизнеса.

     Вопросы постоянства процентного соотношения (дискретности, нелинейности) и связи объема сбыта в натуральном выражении или стоимостном и описанных статей будут рассмотрены более детально в дальнейших статьях. Для начала будем считать, что практически все статьи зависят линейно от объема продаж в стоимостном выражении.

     Прогноз отчета о прибылях и убытках: продажи

     Прогноз отчета о прибылях и убытках начинается в первую очередь с прогноза продаж компании. Продажи могут выражаться в натуральном и денежном выражении (количество единиц, умноженных на цену). Продажи – это факт совпадения спроса и предложения в будущем, и для того чтобы спрогнозировать это совпадение, необходим экономический анализ спроса и предложения. По сути, здесь можно разделить анализ в зависимости от стадии развития рынка. Но в любом случае на текущий момент имеется статическая величина – сколько продано и куплено. Для оценки же динамики в будущем, необходимо в первую очередь определить потенциал спроса. Дополнительный спрос порождает рыночные возможности (market opportunities), которые можно удовлетворить за счет инвестирования и расширения предложения на открывающемся или растущем рынке, и создавать стоимость для акционеров за счет инвестирования в рост. На падающем рынке все наоборот – снижающийся спрос, дезинвестиции и создание стоимости для акционеров за счет дезинвестиций.

     Будущие продажи и спрос на продукцию  компании можно оценивать различными методами, которые будут зависеть в основном от жизненного цикла отрасли, продукта и насыщения рынка компании. Прогноз разделяется на две составляющие – оценка будущего спроса в натуральных показателях (тонны, унции, кубические, квадратные и обычные метры, километры, штуки, количество/поток клиентов, и т.д. — в зависимости от типа продукции); и прогноз ценовой динамики (цена продукта, средний счет, ARPU и т.д.). Прогноз также может строиться по отдельным продуктам, товарным группам или агрегированным показателям (например, кубический метр деловой древесины, объединяющей в себе различные сортименты).

     Прогноз продаж компании строится на основе прогноза продаж отрасли и оценке доли компании на рынке.

     Рост  отраслевых продаж в первую очередь порождается ростом спроса. Рост спроса зависит от текущего уровня потребления, предпочтений потребителей, доходов потребителей отрасли (покупательной способности) и конкуренции со стороны отраслей, оттягивающих спрос из рассматриваемой отрасли. В данном вопросе важно четко определять рассматриваемую отрасль.

     В рамках транспортной отрасли существуют подотрасли — речного, морского, железнодорожного, авто- и авиатранспорта, – которые конкурируют за удовлетворение спроса на транспорт. Отрасли и рынки находятся в постоянном развитии и взаимодействии, появляются новые продукты, поэтому для прогноза спроса требуется четкое понимание рынка и отрасли в разрезе продукта, технологии, географии и целевой клиентской аудитории.

     На  возросшей кривой спроса в процессе конкуренции нащупывается равновесие путем пересечения новой кривой предложения отрасли и новой кривой спроса. Таким образом, на объем продаж (точку равновесия) будет влиять и рост предложения, который зависит от технологии (кривая предложения, как известно, представляет собой кривую предельных издержек фирм) и стратегий конкурентов (поведение фирм в отрасли в отношении объема инвестиций в расширение и прирост мощностей, структура затрат, бизнес-модели).

     В процессе анализа вышеперечисленных  факторов и строится прогноз продаж и цен на конкретном рынке. Затем на основе анализа конкурентной позиции компании, ее стратегии и стратегий конкурентов можно оценить долю компании на расширившемся рынке и получить прогноз ее продаж.

     На  практике наиболее распространены следующие  методы прогнозирования продаж.

     Прогноз на основе исторических данных предполагает, что предыдущий рост стабилизировался и будет сохраняться в обозримом будущем (на период прогнозирования). Такая ситуация характерна для отраслей и рынков, находящихся в стадии роста или постепенного насыщения. Прогноз также может строиться как простая регрессия во времени или же на основе среднего процента роста продаж за определенный период (CAGR, Cumulative Average Growth Rate, т.е. средняя геометрическая роста продаж за какой-то продолжительный исторический период). Такой подход наиболее прост в применении, но требует состоявшегося рынка и довольно продолжительной и информативной истории.

     Приближенный  расчет для зарождающегося или бурно растущего рынка (rule of thumb) на основе опыта других рынков/стран и оценок экспертов.

     Например, правило «1—2—4» для новых рынков, что означает удвоение в первые два года для рынка и затем выход на средний рост ВВП.

     Прогноз на основе оценки емкости рынка и норм потребления на развитых рынках и истории роста на зарубежных рынках. Если предположить, что предпочтения и конкуренция альтернативных отраслей в стране с развивающимся рынком аналогичны странам с развитым рынком и стабилизировавшимся спросом, то можно оценить емкость рынка на основе потребления на душу населения или на душу целевой клиентуры в натуральных показателях.

     Прогноз затрат строится в разбивке по базовым  статьям как минимум в двух разрезах: 1) постоянные и переменные затраты; 2) денежные и неденежные статьи затрат.

     Прогноз себестоимости

     В себестоимости учитываются все  операционные затраты, связанные с производством продукции. Часть затрат является денежной (например, зарплата работникам, аренда помещения, и т.д.), часть – неденежные затраты (например, амортизация основных средств, используемых в производстве товара/услуги).

     Также часть затрат может быть постоянной, а часть — переменной, в зависимости от вида и модели бизнеса.

     Поэтому денежные постоянные затраты прогнозируются исходя из планового количества и цифр (количества сотрудников, площади арендуемого помещения и т.д.), а переменные затраты – как процент от продаж. Для переменных денежные затрат предполагается приблизительная линейная связь с объемом продаж, а для постоянных денежных затрат – дискретная, т.е. постоянные затраты растут скачкообразно (например, при аренде нового офиса, найме в штат компании дополнительных сотрудников и т.д.).

     Статьи  затрат постоянны, как процент от выручки. При этом себестоимость в продажах обозначается COS_SALES, тогда валовая прибыль в продажах будет 1-COS_SALES и обозначается как m.

     Следует отметить, что в прогнозе делается предпосылка о полном совпадении прогноза производства и прогноза продаж, так что все, что будет произведено, – продается. Небольшая разница между производством и продажами накапливается в приросте запасов на складе/в обороте как часть оборотного капитала (см. прогноз чистого оборотного капитала).

     Неденежные  затраты – это в основном амортизация, прогноз которой рассмотрен ниже.

     Прогноз коммерческих и управленческих затрат

     Данные  затраты, как правило, носят постоянный характер, но в моделировании могут также прогнозироваться как процент от продаж. Также они могут содержать как более постоянную составляющую (например, амортизация или управленческий персонал), так и более переменную (комиссии дистрибьюторам, например), быть денежными и неденежными (амортизация транспортной техники, например, при развозе товара со складов на точки продажи).

     Таким образом, статьи данных затрат постоянны, как процент от выручки. При этом коммерческие и управленческие расходы в продажах обозначаются SG&A_SALES, тогда операционная прибыль в продажах будет равна 1-COS_SALES-SG&A_SALES и обозначается как ebit.

     Прогноз износа и амортизации

     Статьи  «Износ» и «Амортизация» (Depreciation & Amortization) моделируются отдельно, а не как процент от продаж (хотя в каких-то случаях могут браться и как процент от продаж), и будут зависеть от ставки амортизации приобретаемых долгосрочных активов. Амортизация рассчитывается как процент (равный ставке амортизации за год) от находящихся на балансе основных средств за год (из среднего уровня). Можно более точно прогнозировать амортизацию в разбивке по различным средствам в зависимости от сроков и методов амортизации, но, как правило, в агрегированном прогнозе берется средняя ставка амортизации и средний баланс основных средств по первоначальной стоимости для прогноза амортизации. Точность прогноза при этом сохраняется, так как индивидуальные отклонения погашаются.

     Прогноз процентных расходов

     Статья  затрат по процентам также моделируется отдельно, а не как процент от продаж (хотя в каких-то случаях может браться и процент от продаж; более подробно об этом мы расскажем в отдельной статье), так как зависит и от финансового решения (уровня привлекаемого долга). Процентные расходы рассчитываются как процентная ставка по кредитам r (D), умноженная на среднюю задолженность по кредитам за период.

     Прогноз налогов

     Налоги  можно прогнозировать на основе прогноза налогооблагаемой базы, для внешних аналитиков это представляется довольно сложной задачей. Поэтому прогноз делается исходя из исторической эффективной ставки налогообложения и прогнозной прибыли до налогообложения. В случае отсутствия истории или надежного расчета эффективной налоговой ставки берется официальная ставка налогообложения прибыли компании.

     Прогноз дивидендов

     Как правило, любая компания имеет разработанную  дивидендную политику. Прогноз дивидендов строится в соответствии с утвержденной дивидендной политикой компании: как правило, как процент от чистой прибыли p (pay-our ratio).

     На  основании вышеизложенной методики составим прогноз основных показателей  финансовой деятельности ОАО «РЖД»  и определим оптимальный размер выплачиваемых дивидендов на основе существующей дивидендной политики.

 

      Таблица 3.1 Определение оптимального размера дивиденда

Наименование  показателей Значения  показателей, млрд.рублей
2006 г. факт 2007 г. прогноз 2007 г. факт 2008 г. прогноз 2009 г. прогноз 2010 г. прогноз
I квартал II квартал
1 2 3 4 5 6 7 8
ОБЪЕМНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ              
Грузооборот, млрд. ткм 2148 2266,1 555,9 580,4 2400,6 2533,8 2656,5
Пассажирооборот, млрд. пасс.-км 177,8 178,5 32,3 51,3 179,6 180,7 181
ПРИБЫЛИ И УБЫТКИ              
Доходы  от основной деятельности 848,9 957,7 225,9 243,3 1075,5 1194,1 1322,8
Доходы  от перевозок в т.ч. 772 877,1 207 220,6 986,6 1092,2 1205,7
доходы  от грузовых перевозок 658 748,8 183,3 188,6 840,7 927,3 1021,1
доходы  от пассажирских перевозок 114 128,3 23,7 32 145,9 164,9 186,4
Доходы  от прочих видов деятельности 76,9 80,6 18,9 22,7 88,9 101,9 117,1
Расходы по основной деятельности 778,1 895,2 188,9 223,4 996,9 1107,1 1252,7
Расходы по перевозкам, в т.ч. 709,8 822,7 173 203,3 918,8 1018,1 1151
расходы по грузовым перевозкам 552,7 638,8 135,6 160,3 716,3 791,7 894
расходы по пассажирским перевозкам 157,1 183,9 37,4 43 202,5 226,4 257
Расходы по прочим видам деятельности 68,3 72,5 15,9 20,1 78,1 89 101,7
Прибыль (убыток) от продаж 70,8 62,5 37 19,9 18,6 87 70,1
Прибыль от перевозок – всего в т.ч. 62,2 54,4 34 17,3 67,8 74,1 54,7
прибыль от грузовых перевозок 105,3 110 47,7 28,3 124,4 135,6 127,1
прибыль (убыток) от пассажирских перевозок -43,1 -55,6 -13,7 -11 -56,6 -61,5 -72,4
Прибыль от ПВД 8,6 8,1 3 2,6 10,8 12,9 15,4
Чистая  прибыль 26,4 76 20,6 4,7 23 33,2 51,2
Расходы по инвестиционной деятельности, всего (без НДС) 172,4 235 32 82,6 356,4 392,6 400
Дивидендные выплаты согласно дивидендной политике 10% 10%     10% 10% 10%
Оптимальный размер дивиденда 17,24 23,5   8,26 35,64 39,26 40

Информация о работе Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД