Внебюджетные фонды в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:54, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
1.Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики
2. Расширение социальных услуг населению.

Работа содержит 1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 48.31 Кб (Скачать)

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

1.Обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики

2. Расширение социальных услуг  населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных  его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики  России из административно-командной  системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной  хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных  явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых  основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

БК РФ включает в число государственных  внебюджетных фондов РФ:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);1

 

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место  в системе развития Российской Федерации.

  1. Сущность и характеристика внебюджетных фондов РФ

 

Специальные (внебюджетные) фонды  государства представляют собой  одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов  власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются органами управления указанных  фондов на очередной финансовый год  и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.2

 

Порядок образования и использования  этих ресурсов регламентируется финансовым правом. 3Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального  дохода государством в пользу определённых социальных групп населения.

Государство мобилизует часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобщённые внебюджетными  фондами, используются для процесса воспроизводства.

Внебюджетные фонды появились  задолго до возникновения единого  централизованного денежного фонда  – бюджета – в виде специальных  фондов и счетов. Государство вместе с расширением своей деятельности нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены  для отдельных целей. Такие фонды  носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования фонды заканчивали своё существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёмов фондов. Множественность специальных фондов создавала определённые финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан госбюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с  бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объёмов этих фондов объясняется  рядом причин. Во-первых, у органов  государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства  в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными  от бюджета, предназначены для решения  новых важных задач, которые требуют  особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием обеспечивает более эффективный государственный  контроль. В-третьих, внебюджетные фонды  могут при определённых условиях, т.е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

1) запланированы органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

2) денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются, в основном, за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

4) на отношения, связанные с  исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено  большинство норм и положений  Закона РФ «Об основах налоговой  системы РФ;

5) денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

6) расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства РФ или специально  уполномоченного на то органа (правление фонда).

Таким образом, можно сделать вывод, что внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют  также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем  самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление  использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан  получает доходы из внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь – это  выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные  законодательством РФ, решениями  местных органов власти;

2) добровольные взносы физических  и юридических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими  лицами;

4) другие доходы, предусмотренные  соответствующим законодательными актами.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся  в процессе перераспределения национального  дохода.

Главными методами мобилизации  национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают:

– специальные налоги и сборы;

– средства из бюджета;

– займы;

– добровольные поступления;

– средства от капитализации временно свободных денежных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, доходы от инвестиций и др.)

В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает законодательная  власть, и это основной метод формирования специальных фондов.

Специальные налоги и сборы являются основным источником формирования государственных  внебюджетных фондов. В таблицах представлены тарифы страховых взносов работодателей  во внебюджетные фонды, действовавшие  и рассчитываемые в процентах  от начисленной по всем основаниям оплаты труда работников.

 

С 1.01.2008 г. в связи с вступление в силу Налогового кодекса, основным источником средств государственных социальных внебюджетных фонов является единый социальный налог. При расчете ЕСН надо помнить о регрессе: чем выше база для начисления налога (она рассчитывается для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений. Вот сетка ставок для каждого предела:

 

 

В налоговую базу включаются доходы работников, как в денежной, так  и в натуральной форме, а также  стоимость предоставленной работникам материальной, социальной и иной помощи.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону №212-ФЗ от 24.07.2009 Закон №212-ФЗ от 24.07.2009

Значительное количество фондов формируется  за счёт средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут  выступать и заёмные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых  формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским  бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая  направленность консолидируемых фондов.

 

1.2 Связи между  внебюджетными фондами

 

Государственными внебюджетными  фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3) Фонд обязательного медицинского  страхования.

Разнообразие фондов обуславливает  сложные многоступенчатые связи, которые  возникают между фондами и  другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние связи.

При односторонних связях денежные средства идут в направлении от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при  формировании фондов или при использовании  ими средств. Например, валютные фонды  многих стран образуются за счёт средств  центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в обоих направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. При наличии активного сальдо они одновременно приобретают ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

Информация о работе Внебюджетные фонды в РФ