Государственные внебюджетные социальные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др.

Работа содержит 1 файл

ФСС.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     "Пермский  государственный университет" 
 
 
 

     Кафедра финансов, кредита

       и биржевого дела 
 
 
 

     Государственные внебюджетные социальные фонды РФ 
 
 
 
 

           Реферат студентки

     2 курса заочного отделения

     Экономического  факультета

     Специальности ФКР-09

     Шелковниковой С.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Пермь 2010

     Введение. 

     Актуальность  темы моей работы обусловлена той  ролью, которую играет страхование  в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

     Социальная  защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения РФ. Причем речь идет не только социально уязвимых категориях населения (пожилых людях, инвалидах, многодетных семьях и др.), но и о значительной части экономически активного населения или так называемых «новых бедных» (безработные, низкооплачиваемые категории работников бюджетной сферы - учителя, врачи, ученые, работники культуры и др.). В этих условиях социальные пособия для многих слоев населения стали единственной гарантией выживания. И хотя сами по себе социальные выплаты мизерны, не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы, тем не менее, они хотя бы на минимальном уровне гарантируют населению выживание.

    Социально-экономическое  значение внебюджетных фондов.

 

      Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

      Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

      Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

      С укреплением централизованного  государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

      С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

      • социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

      • целевого использования средств  этих фондов;

      • оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

      • новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

      • финансирования территориальных нужд.

      На  основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

      Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.  

      Основные  государственные  внебюджетные фонды.

    В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

      - Пенсионный фонд Российской Федерации; 

      - Фонд социального страхования  Российской Федерации; 

      - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

      Доходы  внебюджетных фондов включают:

      - специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

      - отчисления от прибыли предприятий,  учреждений, организаций; 

      - средства бюджета; 

      - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим  лицом; 

      - займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

      - другие доходы, предусмотренные  соответствующими законодательными  актами.

      Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. 
 
          Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.  
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. 
 
            По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

      Особенности внебюджетных фондов:

      - внебюджетные фонды планируются  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

      - денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

      - формируются, в основном, за счет  обязательных отчислений юридических  и физических лиц; 

      - страховые взносы во внебюджетные  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

      - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  во внебюджетные фонды, распространено  большинство норм и положений  Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

      - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом; 

      - расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

       

      Пенсионный  фонд РФ. 

      Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

      Финансирование  пенсий по государственному обеспечению  производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

      Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

      - страховых взносов; 

      - средств федерального бюджета; 

      - сумм пеней и иных финансовых  санкций; 

      - доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования; 

      - добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

      - иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

      Средства  бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

      Бюджет  Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного  сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным  нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и  отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

      В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

      - трудовая пенсия (по старости, по  инвалидности, по случаю потери  кормильца) ;

      - социальная пенсия (нетрудоспособным  гражданам);

      - пенсия за выслугу лет; 

      - пособие одиноким матерям;

      - пенсия военнослужащим и членам  их семей; 

      - пенсия пострадавшим в результате  радиационных или техногенных  катастроф и членам их семей. 

      Население государства считается старым, если в его структуре доля людей  в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Информация о работе Государственные внебюджетные социальные фонды РФ