Внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало:

1) изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры, источников формирования

2) обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Сущность государственных внебюджетных фондов …………………………. 4

1.1. Понятие, состав, классификация внебюджетных фондов. Источники их формирования ……………………………………………………………………… 4

1.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов … 10

2. Основные направления совершенствования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов . …………………………………………….19

2.1. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда ……………………19

2.2. Основные направления совершенствования деятельности фонда социального страхования ……………………………………………………………………. 25

2.3. Перспективы развития деятельности фонда обязательного медицинского страхования . ……………………………………………………………………… 33

Заключение ……………………………………………………………………….. 39

Список литературы ……………………………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

финкурсовая.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Сущность государственных внебюджетных фондов …………………………. 4

1.1. Понятие, состав, классификация  внебюджетных фондов. Источники их формирования ……………………………………………………………………… 4

1.2. Характеристика  государственных социальных внебюджетных фондов … 10

2. Основные направления совершенствования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов . …………………………………………….19

2.1. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда ……………………19

2.2. Основные  направления совершенствования деятельности фонда социального страхования ……………………………………………………………………. 25

2.3. Перспективы развития деятельности фонда обязательного медицинского страхования . ……………………………………………………………………… 33

Заключение ………………………………………………………………………..  39

Список литературы ……………………………………………………………….. 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

     Появление государственных внебюджетных фондов (было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств.

     Актуальность темы курсовой работы: в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

     Целью данной курсовой работы стало:

1) изучение  роли внебюджетных фондов РФ, их структуры, источников формирования

    2)  обзор современного состояния  социальных внебюджетных фондов  РФ 
 
 

1. Сущность государственных внебюджетных фондов.

1.1. Понятие, состав, классификация внебюджетных фондов. Источники их формирования. 

     Внебюджетные  фонды являются одним из важнейших  звеньев бюджетной системы любой страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало с периодом перехода РФ к новым экономическим отношениям и юридически оформлено принятием Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном кодексе РФ.

     По  разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюджетных фондов достигает нескольких десятков. В связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации внебюджетных фондов, в частности:

     1) в зависимости от субъектов,  которые определяют порядок формирования и использования фондов, все они делятся на государственные (федеральные) и фонды субъектов РФ;

     2) по социально-экономическому содержанию (в зависимости от целевого назначения) выделяют фонды экономические и социальные;

     3) по способу образования фонды  подразделяются на фонды, выделенные в составе бюджетов, и фонды, имеющие автономное управление;

     4) по характеру использования в материальных отраслях народного хозяйства существуют фонды технологического развития и фонды поддержки отраслей;

     5) по источникам и механизму  формирования ресурсов различаются внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер, за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.

     Наиболее  важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

     Бюджетное законодательство формулирует общие  принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

    1. Социальное обеспечение по возрасту;
    2. Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
    3. Социальное обеспечение в случае безработицы;
    4. Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

     Правовой  статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.

     Средства  государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

     Государственными  внебюджетными фондами РФ являются:

     - Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ);

     - Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);

     - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

     Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:

     - все они контролируются государством;

     - отчисления в них производятся от всех сумм оплаты, выплаченной работникам как в денежном виде, так и в натурально-вещественном, как за счет себестоимости, так и за счет чистой прибыли;

     - самое главное, что все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные в них суммы страховых взносов являются в принципе возвратными – работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их.

     При ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина начисленные суммы организации не возвращаются (как это бывает частично при добровольном страховании), а перераспределяются государством в пользу нуждающихся в конкретной социальной помощи.

     Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок составления представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе

документов  и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

     Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.

     Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

     - обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

     - добровольных взносов физических и юридических лиц;

     - других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

     Сбор  и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными соответствующими законами. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов возложено на Федеральное казначейство РФ.

     Контроль  за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс устанавливает порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой.

     Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:

     1) вводятся органами государственной  власти и имеют строгую целевую направленность;

     2) их денежные средства используются  для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     3) фонды формируются преимущественно  за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

     4) страховые взносы в фонды и  правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;

     5) средства фондов являются государственной  собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изыматься на цели, прямо не предусмотренные законом;

     6) средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правления фонда);

     7) из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

     Механизм формирования фондов, предусматривающий получение их доходов от относительно надежной облагаемой базы фонда оплаты труда, что объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. При ежемесячных отчислениях от фактически начисленного фонда оплаты труда происходит самоиндексация доходов фондов. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономики, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, поскольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных социальных проблем.

     Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

     1) обязательные платежи, установленные  законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);

     2) добровольные взносы юридических  и физических лиц;

     3) доходы, полученные от размещения  временно свободных средств;

     4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

     Наиболее  весомый источник средств государственных социальных внебюджетных фондов — страховые взносы. Являясь федеральным налогом, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределяется между фондами и федеральным бюджетом.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ