Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Кредитная организация - ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»- юр.лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей  деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собств-сти как хоз.общество.

Признаки кредитной  организации:

1. - юридическое лицо.

2. коммерческая организация.  Цели деятельности кредитной  организации сформулированы в  ст. 1 ФЗ «О банках и банковской  деятельности» и должны быть  определены в ее уставе. Законом  предусмотрено, что кредитная  организация осуществляет свою  деятельность с целью извлечения прибыли. Следовательно, ее деят-сть регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпр.деятельность.

3. специальная правоспособность. В зависимости от вида кредитной  организации, последняя, с момента  получения лицензии, обладает правом на совершение конкретных банковских операций и сделок. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Конструкция ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», позволяет  выделить два вида кред.организаций – банки и небанковские кред.организации. Разновидностью банка признана также особая категория – «иностранный банк».

Банковская тайна - один из основополагающих аспектов особых отношений, которые складываются между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию.

Содержание банк.тайны  в действующем законод-ве регулируется нормами: ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26 Закона о банках предоставляет право кредитной организации включать в состав банковской тайны иные сведения, если это не противоречит федер.закону.

С одной стороны, банковская тайна защищает интересы клиента и запрещает, по общему правилу, доступ третьих лиц (в том числе гос-ва в лице государственных органов) к конфиденциальной информации клиента банка. С другой стороны, нормы, регулирующие правоотношения, связанные с банковской тайной, закрепляют на законодательном уровне исключительные случаи и порядок такого доступа в интересах гос-ва.

Под банк.тайной фактически понимается особый вид информации, которая становится известной кредитной организации в ходе осуществления банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию от (в) кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Режим банковской тайны  определяется нормами права, устанавливающими:

1) правовое положение  субъектов правоотношений по  использованию, предоставлению и  охране информации, которой располагает  кредитная организация;

2) содержание информации, на которую распространяется  данный режим;

3) условия и порядок  предоставления и использования информации, которой располагает кредитная организация;

4) порядок правовой  защиты информации, которой располагает  кредитная организация, включая  отв-сть за разглашение такой  информации.

53.Денежное обращение в Российской Федерации: понятие, формы, правовые основы, методы регулирования. Денежная система РФ и ее элементы.

Денежная ситема представляет собой в самом общем виде исторически сложившеюся в данной стране группу ден.знаков, с помощью которой гос-во организует денежное обращение. В основе любой денежной системы лежат деньги или ден.знаки. Сущность денег проявляется в их пяти функциях, которые отражают внутреннее содержание денег:

-мера стоимости. Т.е.  деньги как всеобщий эквивалент  измеряют стоимость всех товаров

-средство обращения- деньги выступают посредником между продавцом и покупателем. Обмен товарами при помощи денег называется товарным обращением

- средство накопления  и сбережения- в качестве всеобщего  эквивалента, на который владелец  денег может получить любой  товар, они становятся всеобщим воплощением общественного богатства, в связи с чем возникает у людей стремление к их накоплению и сбережению.

- средство платежа-  с развитием кредитных отношений  связано появление и кредитных  денег- векселей, банкнот.чеков- различных  долговых обязательств

- мировые деньги- иными  словами , это деньги , которые  используются для расчетов между  гос-вами во внешнеэкономических  отношениях.

Денежная система РФ складывается из ряда элементов:

1. официальная денежная единица и ее наименование. Денежной единицей( ден.знаком) России является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других ден.единиц и выпуск ден.суррогатов запрещаются. Подделка и незаконное изготовдение официальных ден.знаков преследуется по закону.

2.Виды ден.знаков. Гос-во создавая денежную систему, устанавливает виды ден.знаков. В РФ в обращении находятся ден.знаки двух видов:

-банковские билеты( банкноты)

-разменная металлическая  монета

Гос-во наделяет как банковские билеты, так и металлическую монету качествами законного платежного средства, обязательного к безотказному приему во всех ден.платежах по их нарицательной стоимости на всей территории РФ.

3. порядок эмиссии наличных денег. Денежная эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение и изъятие денег из обращения в основном гос.банками и является монополией гос-ва. В РФ эмиссионо - кассовое регулирование денежной массы в обращении осуществляет ЦБ РФ. ФЗ « О ЦБ РФ» указывает на то, что монопольное право выпуска на территории России банковских билетов и металлической монеты принадлежит ЦБ РФ(ст.29). Он является единственным эмиссионным органом страны: никакой другой орган не имеет права выпускать ден.знаки. При этом следует отметить , что в  осуществлении эмиссии  принимает участие только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

4. безналичные деньги. Безналичные деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается на определенные финансово-правовые реальности. Данная запись обозначает:

-задолженность банка  перед клиентом- владельцем счета  и его право требования к  банку о выплате определенной  денежной суммы или перечислении  этой суммы на другой счет.

-право клиента на  получение наличных денег

Наличным деньгами осуществляются, прежде всего, расчеты населения и выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия. Но в хозяйственной сфере взаимные погашения ден.обязательств и требований юридических лиц осуществляются путем безналичных расчетов, или, что то же самое, путем обращения безналичных денег.

5.Правовое регулирование денежной системы осуществляется нормами конституционного права, фин.права, а также нормами гражданского и уголовного права. Правовое регулирование как элемент денежной системы наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией.

Правовое регулирование ден.обращения осуществляют следующие нормы.

1) Конституция РФ: в  соответствии с п. «ж» ст.71 К  РФ к компетенции РФ отнесены  денежная эмиссия, установление правовых основ единого рынка, а в ст.75 устанавливается денежная единица страны и указывается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ

2)Нормы гражданского  права. В частности это ФЗ  «О ЦБ РФ», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле»

Кроме этого, нормы фин.права  содержатся в ведомственных нормативных  актах ЦБ РФ

3)Нормы уголовного  права. На банковских билетах,  в частности, имеется надпись  : «Подделка ден.знаков преследуется по закону». В соответствии со ст.186 УК РФ к лицам, участвующим в изготовлении в целях сбыта поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты либо иностранной валюты, применяется одно из уголовных наказаний.

Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функции в наличной и безналичной форме. Денежное обращение обслуживает товарное производство и товарное обращение, кругооборот и оборот капиталов, а аткже движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных социальных групп. Следовательно, денежное обращение опосредует обмен всего совокупного общественного продукта, а также его части- национального продукта.

Денежное обращение осуществляется в двух формах:

1.безналинаой

2.налично-денежной

При чем соотношение между ними постоянно меняется. Например, в конце 19 века преобладало налично -денежное обращение. В настоящее же время превалирует форма безналичных расчетов.

Безналичное денежное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисления ден.средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.

По безналичному ден.расчету  проходят расчеты между:

- предприятиями, учреждениями  и организациями разных форм  собственности, имеющими счета  в кредитных учреждениях

-юридическими лицами  и кредитными учреждениями по  получению и возврату кредита

- юридическими лицами  и населением при выплате заработной  платы, доходов по ценным бумагам

- физическим и юридическим  лицам с казной гос-ва по  оплате налогов. Сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Гражданским кодексом РФ установлены следующие формы безналичных расчетов:

-платежные поручения;

-чеки;

-аккредитивы;

-расчеты по инкассо.

Налично–денежное  обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения.

Налично-денежное обращение  осуществляется при помощи различных  видов денег: банкнот, металлических  монет, иных кредитных инструментов — векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек.

К методам регулирования  ден.обращения, принятым в мировой  практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных  резервных требований, регулирование  учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того центральные банки воздействуют на состояние ден.обращения посредством инвестиционных требований и кредитных “потолков”.

 

52. Правовой статус Банка России. Полномочия Банка России по регулированию и надзору за банковской деятельностью кред.организ-ий.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ вопросы финансового, валютного регулирования, денежная эмиссия, федер.банки относятся к  искл.ведению РФ.

Согласно ст. 1 ФЗ о  ЦБ РФ полномочия Банка России установлены  только К-ей РФ и федерзаконами, подзаконные нормативные акты не могут регулировать полномочия Банка России. Поэтому Президент РФ, Правительство РФ и Банк России не могут принимать нормативные акты, устанавливающие, изменяющие или прекращающие полномочия Банка России.

Полномочия ЦБ РФ вытекают из его правового статуса, во-первых, как органа гос-ва, а во-вторых, как юридического лица. Как те, так и другие полномочия Банка России должны быть направлены на выполнение его функций.

В зависимости от содержания полномочия Банка России можно рассмотреть как публичные (направлены на выполн-е функций Банка России) и частные (не напр.на достиж-е функцийЦБ).

Банк России реализует конституционные полномочия:

· в области защиты и обеспечения устойчивости рубля;

· в области эмиссии  наличных денег и организации ден.обращения.

Кроме конст-х полномочий Банк России наделен и иными публичными полномочиями, которые он реализует  для регулирования совместных с  Правительством РФ сфер деятельности:

· в области денежно-кредитной  политики;

· в области банковского регулирования и надзора;

· в области регулирования  гос.долга РФ;

· в области управления золотовалютными резервами;

· в области валютного  регулирования и валютного контроля;

· в области регулирования  деятельности валютных бирж;

· в области международной и внешнеэкон.деят-сти.

Денежно-кредитная политика разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с Правительством РФ. 

Публичные полномочия Банка  России в области банковского  регулирования и надзора можно  разделить на несколько частей:

· полномочия по регистрации и лицензированию деятельности кред.организ-ий;

· полномочия по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кред.организ-ий;

· полномочия по надзору  и применению санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами;

· полномочия по предупреждению банкротства кред.организ-ий;

· полномочия по ликвидации и банкротству кред.организ-ий.

Надзор за кред.орг.:

Банк России вправе:  
- проводить проверки кред.учреждений и их филиалов. Проверки могут осуществляться аудиторскими организациями уполномоченными представителями (служащими) Банка России. Они имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кред.учреждений, снимать с них копии; 
- давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законод-ва РФ о банках и установленных экон.нормативов.Проверкой могут быть охвачены только 5 календарных лет деятельности кред.организ-и (ее филиала), предшествующие году проведения проверки. 
Банк России не вправе проводить более одной проверки кред.организ-и (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кред.организ-и (ее филиала), за исключением следующих случаев:  
- если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кред.организ-и; 
- в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку на основании мотивированного решения Совета директоров.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"