Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"
48. Правовые основы страхования: понятие, виды. Гос.регулирование и надзор за страховой деят-стью.
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, Sов РФ и м.о. при наступлении опред.страховых случаев за счет ден.фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. (Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" от 27.10.92 №
·4015-1)
Задачами организации страхового дела являются:
- проведение единой
гос-й политики в сфере страхования;
- установление принципов страхования
и формирование механизмов страхования,
обеспечивающих экономическую безопасность
граждан и хозяйствующих субъектов на
территории РФ.
Характерными чертами страхования являются:
1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений.
2. Возвратность средств.
3. Строго очерченный (замкнутый)
4. Целевое использование создаваемого фонда.
Формы страхования:
1.Добровольное – осущ.на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и Законом "Об организации страхового дела в РФ" и содержат положения о Sах страхования, об объектах страхования, о страх.случаях, о страх.рисках, о порядке определения страховой суммы, страх.тарифа, страх.премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обяз-стях сторон, об опред-и размера убытков или ущерба, о порядке опред-я страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
2. Условия и порядок
осуществления обязательного ст
В России существуют различные виды страхования. Пр
Если в основу классификации положен организационный призна
При классификации страхования по объекту страхов
- имущественное страхование (страхование
материальных ценностей);
- личное страхование (жизнь, здоровье,
трудоспособность);
- страхование отв-сти;
- страхование предпринимательского риска.
Обязательное личное гос.
49. Обязательное страхование: правовое регулирование, особенности, виды, порядок.
Очень краткий вариант:
Обяз.страхование - форма страхования, при которой страх. отношения между страховщиком истраховате
К обяз.видам Минфин России относит только те виды страхования, которые в статус обяз. введеныфедер.законами о страховании: личное страхование пассажиров, гос.страхование военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, обязательное мед.страхование, и страхованиеавтогражданской отв-сти.
Обяз. страхование не
требует предварит.заключения д
Более полный
При обяз.страховании на страхователя законом возлагается обязанность в опред.случаях стать участником страх.обязательства, застраховать жизнь, здоровье, имущество других лиц либо свою гражданскую отв-сть перед другими лицами за собств.счет или за счет заинтересованных лиц. Законом устанавливаются условия осуществления обяз.страхования, неисполнение которых влечет имущ.отв-сть страхователя как перед выгодоприобретателем по обяз.страхованию, так и перед гос-вом.
Обяз.страхование
Правовое регулирование:
Основными источниками
правового регулирования
- ФЗ « Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 года № 4015-1,
-ФЗ от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. От 03.12.2011) « Об обяз.мед.страховании в РФ»,
- ФЗ от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред.
От 03.12.2011) « Об обяз.соц.страховании
на случай временной
-ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ (ред.
От 30.11.2011) «Об обяз.страховании гражданск
Обязательное социальное
страхование является неотъемлемой
частью государственной системысоциаль
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федер.законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 2. Законод-во Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Законод-во Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федер.закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основные виды обязательного страхования
Федер.мероприятие обяз.мед.
Все разновидности скорой
медицинской помощи, а также стационарная
помощь больным с острыми
В качестве субъекта мед.страхования могут выступать: граждане, страхователи, страх.мед.организации, мед.учреждения.
Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется на основании Указа Президента РФ от 7 июля 1992 года №750 "Об обязательном личном страховании пассажиров"( в редакции 1998 года).
В РФ путем внесения взносов страхователей осуществляются процедуры по страхованию от несчастных случаев пассажиров воздушных, железнодорожных, морских, внутренних водных и автомобильных транспортных средств, а также туристов и экскурсантов, которые совершают междугородние экскурсии по линии туристско-экскурсионных мероприятий на время поездки или полета.
Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) проводится путем заключения в определенном порядке и на определенных условиях,, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями и страховщиками, которые имеют лицензии на проведение данного вида страхования.
Обязательное страхование автогражданской отв-сти представляет - Закон «Об обяз.страховании гражд.отв-сти владельцев трансп.средств» - вид страхования стал обязательным для всех автовладельцев. Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Законом, и является публичным.
Главной целью ОСАГО является ограждение страхователя от какого-либо вреда, который будет выражаться в расходах страхователя из-за его обязанности возместить причиненный им ущерб третьему лицу.
50. Инвестиционное право. Гос.регулирование инвестиционной деят-сти в РФ.
Инвестиции – ден.средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие ден.оценку, вкладываемые в объекты предпр.и (или) иной деят-сти в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Объекты - находящиеся в частной, гос-й, мун-й и иных формах собств-сти различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.
S инв. права – лицо, осуществляющее инв.деят-сть
и являющееся носителем опред.объема прав
и обязанностей, правосп-сть и деесп-сть
которого определяется на основе норм
инв. Законод-ва, которое обладает юр.способностью
осуществлять права и исполнять юр.обяз-сти
в опред.сферах инвестирования в объекты,
разрешенные действующим законод-вом.
Субъектами инв.деят-сти являются инвесторы,
заказчики, подрядчики, пользователи объектов
капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законод-вом РФ. Инвесторами м.б. физ.и юр.лица, создаваемые на основе договора о совместной деят-сти и не имеющие статуса юр.лица объединения юр.лиц, гос.органы, органы м.с.у., а также иностр.субъекты предпр.деят-сти.
Пользователи объектов капитальных вложений – физ.и юр.лица, в том числе иностранные, а также гос.органы, органы м.с.у., иностр.гос-ва, междун.объединения и организации, для которых создаются указанные объекты, могут быть инвесторы.
Гос.регулирование инвестиц.деят-сти - определённые в законодат-м порядке
форме и методы адм.и экон.характера, используемые
органами управления всех уровней для
осуществления инв. политики, обеспечивающей
гос.задачи соц.-экон.развития страны и
её регионов, повышения эффективности
инвестиций, обеспечения безопасных условий
для вложений в различные инв.объекты.
Регулирование выражается в прямом управлении гос.инвестициями:
системе налогов с дифференцированием
налоговых ставок и налоговых льгот, фин.помощи
в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд,
льготных кредитов, в фин.и кредитной политике,
ценообразовании, выпуске в обращение
ценных бумаг, амортизационной политике.
Гос-во для выполнения своих функций регулирования
экономики использует как экон.(косвенные),
так и адм.(прямые) методы воздействия
на инв.деят-сть и экономику страны путем
издания и корректировки соотв-щих законодательных
актов и постановлений, а также путем проведения
инв.политики.
Методы регулиров-я гос-вом деят-сти инвесторов
на тер-и РФ:
─ контроль за соблюдением гос.норм и стандартов,
а также за соблюдением правил обязательной
сертификации, т.е. согласно закону «Об
инвестиционной деят-сти в РФ» Sы инв.деят-сти
обязаны соблюдать нормы и стандарты,
установленные законод-вом РФ и законод-вами
Sов РФ.
─ экспертиза инв.проектов, т.е. оценка
экон.и иной целесообразности инвестиций
в данный проект, отрасль или инв.программу.
Осуществляя регулирование
инв.деят-сти, гос-во выполняет ряд
следующих функций:
1. установочную (опред-е стратегич.целей
и приоритетов, постановка задач);
2. Мобилизующую (поиски источников инв.ресурсов);
3. Стимулирующую (безусловное и ускоренное
решение задач инв.политики);
4. Контролирующую (контроль со стороны
гос-ва за соблюдением хоз-щими Sами экон.и
прав.норм).
ФЗаконом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инв.деят-сти
в РФ, осуществляемой в форме капиталь-ных
вложений» установлены также след.формы
и методы регулирования инв.деят-сти:
- установления субъектами инвестиционной
деят-сти льгот по уплате местных налогов;
- защиты интересов инвесторов;
-предоставление Sам инв.деят-сти не противоречащих
законодательству РФ льготных условий
пользования землей и другими природными
ресурсами, находящимися в мун.собств-сти;
- расширения использования средств населения
и иных внебюджетных источников финансирования
жилищного строительства объектов социально-культурного
назначения;
- прямое участие органов м.с.у. в инвестиционной
деят-сти, осуществляемой в форме капитальных
вложений, путем:
─ разработки, утверждения и финансирования
инв.проектов, осущ-емых м.о.;
─ размещения на конкурсной основе средств
местных бюджетов для финансирования
инв.проектов;
─ выпуска мун.займов в соответствии с
законод-вом РФ;
─ вовлечения в инв.процесс временно приостановленных
и законсервированных строек и объектов,
находящихся в мун.собств-сти;
─ предоставлением фин.помощи в виде дотаций,
субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на
развитие отдельных территорий, отраслей,
производств;
─ проведение фин.и кредитной политики,
политики ценообразования (в том числе
выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной
политики.
51. Банковская система РФ: понятие, структура, правовое положение кред.организ-ий. Правовой режим банковской тайны.
Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней: низший – это коммерческие банки и другие кредитные организации; высший – это государственный ЦБ с его учреждениями. (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
Правовое положение ЦБ РФ. Банковская система в России возглавляется ЦБ РФ, имеющим второе официальное название – Банк России. По своей сущности, задачам и функциям ЦБ РФ имеет двойственную природу: может работать в режиме кредитной организации и в то же время является органом исп.власти гос-ва относительно всех других кредитных организаций и всех участников кредитно-расчетных правоотношений.
Основные цели и задачи ЦБ РФ - организация фин.отношений и контроле за их состоянием. ЦБРФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение. При этом Банк России призван обеспечивать устойчивость национальной валюты – российского рубля, укрепление его покупательной способности, стабильность курса по отношению к иностр.валютам.