Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического
анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих
нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового
положения коммерческих банков на территории России. Для достижения
намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
. охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной
деятельности;
. сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и
различия;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ. 5
1.1. Сущность коммерческого банка. 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и сделки. 9
1.4. Ресурсы коммерческого банка. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка. 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков. 14
1.7. Ответственность коммерческих банков. 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций. 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских гарантий. 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
2.3. Структура банковских гарантий.
В банковской практике широко распространены и играют роль обычая
правила выдачи банковских гарантий. На их основе применяются типовые
модели и стандартные формы различных видов банковских гарантий.
Однако, используя ту или иную стандартную форму в конкретном
случае, следует всегда учитывать императивные нормы законодательства,
действующего в месте выдачи гарантии и применимого в качестве материально-
правового регулирования
соответствующих
законодательству Нидерландов, если бенефициаром гарантии выступает
компания, находящаяся в собственности государства, то
банковская гарантия должна соответствовать типовому образцу,
составленному уполномоченными государственными органами, в том
числе Центральным банком. Окончательный текст гарантии обязательно должен
представлять
собой результат
бенефициара. Текст составляется ясным и четким языком, содержит не
двусмысленные положения, соответствующие гарантийным условиям основного
контракта и применимому праву.
Характер положений, записанных в гарантии, зависит от
усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать
следующее:
1. ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она
выдается;
2. срок действия;
3. гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;
4. средство и место осуществления платежа;
5. применимое право;
6. порядок разрешения споров;
7. механизм
платежа по гарантии.
Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой
гарантии. Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две
большие группы:
1. условные гарантии;
2. гарантии
по первому требованию.
Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия вступает в силу
с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более
поздний срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть
заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно
определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных
правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев
со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от
предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1
месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата
платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты
поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно,
прекращает ее действие. В соответствии с Унифицированными правилами
1992 г. окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило,
календарной датой таким образом, что он немного превышает срок
действия основного контракта (ст.22). независимо от положений о сроке
действия гарантии она прекращает свое существование в результате
представления письменного заявления бенефициара об освобождении
гаранта от ответственности (ст.23). В силу объективно сложившихся
обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В
случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является
согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует
продления срока действия гарантии в качестве альтернативы
предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно
информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до
достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же
соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а
бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан
произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность
гарантий по первому требованию. Недобросовестный
контрагент-бенефициар может использовать свое право требования
выплаты гарантийной суммы доя давления на принципала. Поскольку банк-
гарант обязан платить в силу акцессорного характера его
обязательства, принципал в этом случае окажется в затруднительном
положении. Такой вариант возможного развития событий следует
учитывать при выборе деловых партнеров.
Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может
быть включен в текст гарантии в качестве отдельного
самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г.
предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или между
банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет
рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности
гаранта или эмитента (ст.28). Если же гарант или эмитент имеют несколько
таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде
той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контр гарантию
(в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и
норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит,
что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию. Норма о
юрисдикции в Унифицированных правилах 1992 г. отличается от
содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с последними любой
спор, возникающий в связи с
гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между
гарантом и бенефициаром. Если же такое соглашение не было
достигнуто, то спор будет разрешаться исключительно компетентным судом
в стране местонахождения гаранта (ст.11).
Унифицированные правила МТП содержат большей частью
материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие
правоотношения сторон по гарантийному обязательству.
Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору
применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы
Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой
практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но
характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их
диспозитивности, которая выражается в следующем. Несмотря на подчинение
данной конкретной гарантии Унифицированным правилам МТП (а это
обязательно должно быть зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны
по взаимному согласию могут отступить от их содержания. Возникает вопрос:
если стороны выбрали применимое право и зафиксировали его в тексте
гарантии, то каково соотношение норм Унифицированных правил и норм
избранного сторонами права? Это, пожалуй, наиболее сложный юридический
вопрос. Представляется, что императивные нормы национального
законодательства
будут превалировать над
правового характера. Это значит, что содержание гарантии не должно
противоречить императивным нормам национального права, избранного
сторонами. А также права страны, чью государственную принадлежность имеют
стороны в гарантийном обязательстве. В случае, если материальных
норм международного характера (Унифицированные правила) недостаточно для
разрешения каких-либо вопросов, применяются диспозитивные
материальные нормы соответствующего национального права.
Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо
иностранных, и российские юридические и физические лица, должно
отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку
гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-
гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок,
закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165).
Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме
и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если
речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия
банка-эмитента должны
быть представлены в письменной форме.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
3.1. Централизованное
управление деятельностью
Одной
из важнейших задач
двухуровневой банковской системы является организация процессов
управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация
деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах
всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования
банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и
приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие
стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в
выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных
целей.
Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на
анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового
национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита
госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.
Достижение поставленных задач по регулированию деятельности
коммерческих банков достигается Центральным банком России путем
Информация о работе Правовое регулирование, создание функционирование коммерческих банков