Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического
анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих
нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового
положения коммерческих банков на территории России. Для достижения
намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
. охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной
деятельности;
. сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и
различия;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ. 5
1.1. Сущность коммерческого банка. 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и сделки. 9
1.4. Ресурсы коммерческого банка. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка. 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков. 14
1.7. Ответственность коммерческих банков. 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций. 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских гарантий. 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
банком является Совет. Советом банка руководит Председатель Совета,
избираемый членами Совета.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка ежегодно
осуществляется Ревизионной комиссией, избираемой Общим собранием. В состав
Ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета, члены Правления
банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в
банке.
Внеочередные проверки осуществляются Ревизионной комиссией по
поручению Общего собрания, по собственной инициативе Ревизионной
комиссии или по требованию (акционеров) пайщиков.
Ревизионная
комиссия проверяет
других нормативных актов, регулирующих его деятельность, состояние
внутреннего учета и контроля, кредитные, расчетные, валютные и другие
операции, проведенные банком в течение года (полной проверкой или
выборочно), состояние кассы и имущества.
Ревизионная комиссия представляет Общему собранию результаты
проверок и рекомендации по устранению недостатков.
Организационная структура банка включает функциональные
подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные
права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка -
важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его
успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного
построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых
банком операций.
Организационную структуру банка формируют подразделения (управления)
и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских
операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по
мобилизации и концентрации средств выполняются управлением депозитных
операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое
внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации
хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются
структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей
деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в
целом.
В
организационной структуре
банка реализуются как
и штабные функции. К первым относятся функции, непосредственно связанные
с выполнением поставленных перед банком задач, - это такие виды
деятельности, как кредитование, инвестирование, доверительные операции,
осуществление международных расчетов, а также прием и обслуживание вкладов.
Функции штабного персонала заключаются в консультировании исполнителей и
включают бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, прием на
работу и повышение квалификации служащих, маркетинг, контроль,
методическую работу,
планирование строительства и ремонт.
1.6. Ликвидация коммерческих
Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке,
предусмотренном действующим на территории Российской Федерации
законодательством и нормативными актами об акционерных обществах и
обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.
Решение об отзыве лицензии (ликвидации) коммерческого банка
Центральный банк РФ сообщает в печати. Кроме этого соответствующее
региональное управление Центрального банка РФ в письменной форме доводит
его до Совета ликвидируемого коммерческого банка. В этом же письме
сообщается о том, что в установленные сроки участникам банка предлагается
сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе
представителя Центрального банка РФ.
В том случае, если по истечении указанного в письме срока
ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает
ликвидационную комиссию своим решением. При этом затраты, связанные с ее
деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на
операционные расходы ликвидируемого коммерческого банка.
С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление
Центрального банка РФ по месту нахождения ликвидируемого коммерческого
банка направляет в данный банк своего представителя, который до начала
работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный контроль за
соответствием проводимых банком операций действующему законодательству,
нормативным документам Центрального банка РФ, сохранностью имущества банка,
соблюдением интересов кредитора и кладчиков, ограничением операций лишь
расчетами за товары (работы), а в период работы ликвидационной комиссии
входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят
полномочия по управлению делами банка.
Все
претензии к банку должны быть
предъявлены в
создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может
быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати
публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления
кредиторами претензий.
Имеющиеся у банка денежные средства, включая выручку от распродажи его
имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников банка и
выполнения обязательств перед гражданами-вкладчиками, банками, держателями
акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется
ликвидационной комиссией между пайщиками банка в порядке и на условиях,
предусмотренных уставом банка.
По
окончании работы
считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы
ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге
регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на
основании заключения
ликвидационной комиссии.
1.7. Ответственность коммерческих
банков.
Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками
расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление
договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные
санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции
принимаются в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки в
случаях нарушения ими указанных правил.
Случаи
применения штрафов и их
Имущественная ответственность коммерческих банков в расчетных
правоотношениях определяется:
а) нормативными актами и
б) договорами между банком и клиентом.
К
нормативным актам следует
правила, издаваемые Центральным банком России.
Центральный банк РФ может отозвать лицензию на введение банковских
операций или ввести ограничения на проведение банком операций в
следующих случаях:
- обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана
лицензия и осуществлена регистрация банка;
- представлении недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых
данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления
требуемых данных;
- задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты
регистрации устава;
- осуществлении банком операций, выходящих за пределы предоставленной ему
лицензии;
- признании банка
неплатежеспособным (банкротом).
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
Одним из важнейших направлений деятельности банков является выдача
банковских гарантий (гарантийные операции банков). Высокий уровень
абстрактности, однотипность и массовость таких операций создают
объективные предпосылки для унификации их правового регулирования.
И хотя внутреннее законодательство различных государств содержит
нормы, регулирующие данный вид деятельности, наряду с этим применяются
обычно-правовые нормы международного характера, сложившиеся в
межбанковской практике, которые получили одобрение международных
деловых кругов в лице Международной торговой палаты (в дальнейшем — МТП)
и используются в международных коммерческих операциях. В силу
наличия как национально-правового, так и международно-правового
регулирования деятельности банков по выдаче гарантий можно говорить
о комплексном характере такого регулирования и, следовательно, об
отнесении соответствующих норм к области международного частного права.
В гарантийных операциях, обслуживающих международный коммерческий
оборот, участвуют банки различных государств, тем самым создаются
предпосылки для применения не только внутригосударственных норм, но и
норм международного характера, т.е. международного частного права.
По юридической природе гарантия является одним из средств
обеспечения исполнения обязательств. При недостаточности средств у
должника поручитель несет ответственность по его обязательствам
перед кредитором, если законодательством или договором не
предусмотрена солидарная ответственность поручителя и должника. К
поручителю, исполнившему обязательство, переходят все права кредитора
по этому обязательству. Таким образом, по общему правилу российского
законодательства ответственность гаранта носит субсидиарный характер по
Информация о работе Правовое регулирование, создание функционирование коммерческих банков