Внешний государственный долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием государственного кредита;
изучение сущности государственного долга

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы 5-7
1.2. Внешний государственный долг 7-11
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом 11-15
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга 16-34
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета 28-34
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы управления 35-37
3.2. Проблемы управления 37-42
Заключение 43-47
Список литературы 48
Приложение 49-54

Работа содержит 1 файл

Внешний государственный долг Российской Федерации.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

Для стран-бенефициаров расширенной инициативы HIPC достижение дебитором уровня в 150% по показателю "приведенная стоимость долга/экспорт" является подтверждением факта его  долговой устойчивости.

С точки зрения платежеспособности страны, опасным изменением данного  показателя считается его рост на 25% и более в течение одного года.

 

Соотношение объема государственного внешнего долга  и доходов государственного бюджета

Показатель "государственный долг/государственные доходы" отражает уровень долговой нагрузки на государственный бюджет страны. Используется МФО для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Поддержание страной-дебитором  уровня в 250% является подтверждением факта ее долговой устойчивости, что служит, в частности, основанием для завершения реализации в отношении этой страны инициативы HIPC.

Соотношение годовой суммы платежей по погашению  и обслуживанию внешнего долга страны и объема ВВП

Показатель "платежи по внешнему долгу/ВВП" характеризует уровень текущей долговой нагрузки на национальную экономику дебитора и отражает долю произведенной в стране стоимости, направляемую на выполнение обязательств по внешнему долгу.

По имеющейся информации, у Венгрии, не прибегавшей к реструктуризации внешнего долга, платежи по его погашению и обслуживанию в течение 5 лет составляли около 20% ВВП.

 

Соотношение годовой суммы платежей по погашению  и обслуживанию внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг

Показатель "платежи  по внешнему долгу/экспорт" - "коэффициент (норма) обслуживания долга" ("Debt Service Ratio") - является одним из индикаторов  потенциальных проблем страны в  области выполнения долговых обязательств перед иностранными кредиторами. Имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Позволяет оценить способность страны погашать и обслуживать внешний долг с точки зрения способности правительства и резидентов приобрести необходимую им для этих целей иностранную валюту. Служит удобным индикатором текущего бремени погашения и обслуживания долга. Измеряет либо текущий денежный поток, фактически направляемый на погашение и обслуживание долга ("фактические платежи по внешнему долгу/экспорт"), либо - при прогнозных расчетах - поток средств, требуемый для погашения и обслуживания долга ("предстоящие (графиковые) платежи по внешнему долгу/экспорт").

Критическим считается  коэффициент, если расчетная сумма  годовых платежей превышает 25% экспорта. Для стран-бенефициаров расширенной инициативы HIPC "пороговым" значением показателя "платежи по внешнему долгу/экспорт" считается уровень в 15-20 процентов.

 

Соотношение годовой суммы платежей по погашению  и обслуживанию государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета

Показатель "платежи  по государственному долгу/государственные  доходы" является своеобразным критерием "ликвидности" правительства страны. Имеет существенное значение при  оценке платежеспособности заемщика, доля государственных обязательств в объеме внешнего долга которого является подавляющей.

Уровень данного соотношения, равный 10%, считается предельным для  стран - бенефициаров инициативы ШРС.

 

Соотношение объема накопленных золотовалютных резервов и годовой суммы платежей по обслуживанию внешнего долга страны

Показатель "резервы/платежи  по внешнему долгу" является важнейшим  индикатором потенциальных проблем  страны с ликвидностью, т. е. способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу и, соответственно, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки.

Критическим значением  является уровень в 100%, отражающий равенство  официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие  значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать и/или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты.

Альтернативным вариантом  определения объема официальных  резервов, необходимых стране для обеспечения стабильности финансового рынка и валютного курса, а также платежеспособности, является расчет их абсолютного значения в соответствии с так называемым "критерием Редди", согласно которому объем резервов должен покрывать трехмесячный импорт и годовые выплаты по государственному и частному внешнему долгу, включая проценты.

По мнению экспертов  МФО, для обеспечения адекватной оценки долговой устойчивости страны, управляющие долгом должны использовать все 8 коэффициентов, анализируя их изменение в течение, как минимум, 4-5 лет. Если с учетом проведенных прогнозов рассчитанные значения долговых коэффициентов признаются как опасно высокие, необходимо принятие мер, направленных на снижение соответствующих значений. В наиболее общем виде, такие меры должны способствовать уменьшению зависимости национальной экономики страны-дебитора от импорта, стимулированию экспорта, улучшению условий внешних заимствований. Вместе с тем удовлетворительные значения фактических и прогнозных показателей не являются "гарантией" отсутствия у заемщика долговых проблем.

Как свидетельствует  мировая практика, некоторые страны-должники "выдерживали" имеющийся график платежей при существенном превышении "пороговых" значений по некоторым  из долговых коэффициентов, другие - "срывали" график и прибегали к реструктуризации внешнего долга, далеко не дойдя до опасной черты.

 

Методологические  основы оценки долговой устойчивости

Эксперты Мирового банка  выделяют 3 основных фактора, определяющих долговую устойчивость страны-дебитора: накопленный объем внешнего долга и условия его погашения; динамика экономического развития страны (т. е. изменение объемов производимого продукта, экспорта и налоговых поступлений); динамика, структура (т. е. соотношение льготных и нельготных кредитов, а также грантов) и условия привлечения "нового" внешнего финансирования. Кроме того, в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на долговое положение дебитора, выделяется степень "чувствительности" платежеспособности страны к негативному внешнему воздействию (так называемым "факторам уязвимости" - "vulnerability factors"), например, валютному и процентному рискам, изменению конъюнктуры товарных рынков и др.

Обобщение накопленного мирового опыта позволяет выделить следующие важнейшие методологические принципы, применяемые при проведении анализа долговой устойчивости суверенного государства:

• "Страновой" подход: соотнесение долговых параметров страны (объема внешнего долга, суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга) с макроэкономическими показателями страны (объемом ВВП, объемом ВНП, объемом экспорта, объемом золотовалютных резервов);

• "Суверенный" ("бюджетный") подход: соотнесение долговых параметров государства (объема государственного внешнего долга, суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга) с показателем, характеризующим состояние государственного бюджета (объемом доходов федерального бюджета);

• приоритетное использование при расчете долговых коэффициентов не номинальной суммы долга, а его приведенной (чистой текущей) стоимости Net Present Value, NPV, учитывающей график погашения и стоимость обслуживания долговых обязательств и, таким образом, более точно отражающей уровень реальной долговой нагрузки на дебитора.

Это связано с тем, что номинальное значение объема накопленного долга, не отражающее стоимостных условий его обслуживания, не показательно для целей оценки реального долгового бремени должника. Исходя только из этого значения, можно получить дезориентирующие выводы о состоянии долговой устойчивости страны-дебитора.

Вместе с тем, если подавляющая часть долга подлежит обслуживанию на рыночных (нельготных) условиях, то использование в расчетах его номинальной суммы оправданно, поскольку в этом случае приведенная  стоимость долга будет близка к его номинальному значению. В то же время в силу высоких требований к исходным данным проведение расчетов приведенной стоимости долга не всегда возможно;

• использование при проведении анализа состояния долговой устойчивости суверенного заемщика, подготовке заключений о вероятности возникновения финансового кризиса, определении размера необходимого дебитору долгового облегчения, формировании государственной заемной/долговой политики общепринятых в мировой практике значений долговых показателей, превышение которых может представлять собой опасность для страны-заемщика. При этом "критические" или "пороговые" значения долговых коэффициентов не являются жестко установленными уровнями, превышение которых неизбежно означает возникновение долговых проблем у страны-дебитора. В зависимости от сложившихся макроэкономических условий конкретного заемщика, различных целей анализа состояния долговой устойчивости, а также того, кем проводится данный анализ (дебитором, кредитором, МФО), значения долговых коэффициентов, признаваемых как опасно высокие, могут варьироваться в достаточно широком диапазоне.

Таким образом, широко используемые в мировой практике "пороговые" значения долговых коэффициентов (например, устанавливаемые МФО) являются достаточно условными индикаторами опасного состояния внешнего долга и позволяют лишь сориентироваться в отношении того, что является приемлемым (безопасным) уровнем долга для конкретной страны: чем дальше фактические уровни показателей от этих значений, тем меньше риск возникновения в стране долгового кризиса, тем больше у страны потенциальных возможностей успешно (без ущерба социально-экономическому развитию) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема долга перед внешними кредиторами. Кроме того, "далекие" от зон долговой неустойчивости фактические значения коэффициентов - дополнительный аргумент в пользу повышения международными агентствами уровней установленных для страны кредитных рейтингов;

• комплексный анализ: использование для целей формирования долговой стратегии широкого спектра данных о дебиторе, в частности, анализ совокупности долговых коэффициентов, учет их фактической и будущей (прогнозной) динамики, оценка различных сценариев развития макроэкономической и долговой ситуации.

Ни один из применяемых долговых коэффициентов не охватывает всех аспектов долгового положения страны-дебитора и, следовательно, не может рассматриваться в качестве критерия, дающего всестороннюю (исчерпывающую) характеристику состояния ее долговой устойчивости. По причинам, связанным со спецификой макроэкономической ситуации и условий обслуживания долга конкретного заемщика, опасные значения по одним из индикаторов его долгового бремени могут "сочетаться" с вполне удовлетворительными значениями по другим долговым коэффициентам. В этой связи, при использовании перечисленных выше показателей в качестве базы для формирования долгосрочных прогнозов о состоянии долговой устойчивости, эксперты МВФ рекомендуют обязательно оперировать совокупностью долговых коэффициентов, с "осторожностью" интерпретируя их конкретные значения.

Прогнозные значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации на 2005-2007 годы приведены в таблице № 4(таблица рассчитывалась в 2004 г.) см. приложение.

Пороговые значения определены на уровне 85% от общепринятых в мировой практике "критических значений долговых показателей".

Таким образом, прогнозные значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации не выходят  за пороговые значения долговых показателей.

Выводы по главе:  Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей:  долг бывшего СССР  и новый российский долг

Три этапа  прослеживаются в динамике российского внешнего долга: первый этап с 1992-1998 гг., второй этап с 1999-2001 гг. и третий, нынешний этап, начиная с 2002 г. и по сей день.

Общая сумма долга  при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд. долл., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. долл., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями).

В своих заемных операциях  российские структуры использовали практически все каналы и способы  привлечения средств из-за рубежа.

По долгам бывшего  СССР в этой роли выступали государства - члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие.

Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки.

Для обслуживания государственной задолженности существуют долговые коэффициенты. Долговые показатели (коэффициенты) используются для оценки способности страны-дебитора (центрального правительства и хозяйствующих субъектов) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема внешнего долга.

Эксперты Мирового банка  выделяют 3 основных фактора, определяющих долговую устойчивость страны-дебитора: накопленный объем внешнего долга и условия его погашения; динамика экономического развития страны (т. е. изменение объемов производимого продукта, экспорта и налоговых поступлений); динамика, структура (т. е. соотношение льготных и нельготных кредитов, а также грантов) и условия привлечения "нового" внешнего финансирования.

Информация о работе Внешний государственный долг Российской Федерации