Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:38, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием государственного кредита;
изучение сущности государственного долга
Введение 3-4
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы 5-7
1.2. Внешний государственный долг 7-11
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом 11-15
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга 16-34
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета 28-34
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы управления 35-37
3.2. Проблемы управления 37-42
Заключение 43-47
Список литературы 48
Приложение 49-54
Все цифры о состоянии внешнего долга Российской Федерации за период 1994 - 2008 гг, если нет особых оговорок, приведены по данным официального сайта Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru, раздел «Статистика»). Цифра долга 96,6 млрд.. долл. (конец 1991 г.) известна по многим публикациям.
** С 2001 г. и далее включены еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов. В официальной статистике они учитываются в составе нового российского долга.
Второй этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. долл. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума - на 42 млрд. долл. или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.
Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.
Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002-2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд. долл. до отметки ниже 25 млрд. (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд. долл. (на 371 млрд., или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд. долл. Этот рост продолжается и в текущем году: на 1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд. долл. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн. до 11,4 трлн. руб., или в 2,6 раза.
Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994-2007 гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд. долл., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. долл., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.
Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за ми-нового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. И соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).
Структура внешнего долга
В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.
Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.
Таблица 2.1.2
Структура внешнего долга (конец периода)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 кв. |
|
1991 |
1993 |
1998 |
2001 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
В млрд. долл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный долг |
96,6 |
775,7 |
158,4 |
777,7 |
105,6 |
82,2 |
48,6 |
46,3 |
41,0 |
Федеральные органы |
96,6 |
111,8 |
136,5 |
102,0 |
95,7 |
70,0 |
43,2 |
35,8 |
35,2 |
В том числе долг бывшего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СССР |
'96,6. |
104,5 |
98,2 |
78,4 |
'74,5 |
53,3 |
28,7 |
24,7 |
24,4 |
Субъекты Федерации |
|
|
2,4 |
1,0 |
1,7 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
Органы денежно-кредитного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
регулирования |
|
3,9 |
19,5 |
8,1 |
8,2 |
11,0 |
3,9 |
9,0 |
4,1 |
Долги частного сектора |
|
2,2 |
30,0 |
55,2 |
107,9 |
175,0 |
262,0 |
417,2 |
436,1 |
Банки |
|
1,3 |
10,0 |
11,3 |
32,3 |
50,1 |
101,2 |
163,7 |
171,4 |
Прочие секторы |
|
0,9 |
20,0 |
23,9 |
75,6 |
124,9 |
160,8 |
253,5 |
264,7 |
Весь внешний долг |
96,6 |
117,9 |
188,4 |
146,3 |
213,5 |
257,2 |
310,6 |
463,5 |
477,1 |
В % к итогу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственный долг |
100,0 |
98,1 |
84,1 |
75,9 |
49,5 |
32,0 |
75,6 |
10,0 |
8,6 |
В том числе долг бывшего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СССР |
100,0 |
88,6 |
52,1 |
53,6 |
34,9 |
20,7 |
9,2 |
5,3 |
5,1 |
Долги частного сектора |
|
1,9 |
15,9 |
24,1 |
50,5 |
68,0 |
84,4 |
90,0 |
91,4 |
Банки |
|
1,1 |
5,3 |
7,7 |
15,1 |
19,5 |
32,6 |
35,3 |
35,9 |
Прочие секторы |
|
0,8 |
10,6 |
16,2 |
35,4 |
48,5 |
51,8 |
54,7 |
55,5 |
Весь внешний долг |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Государственный внешний
долг России в преобладающей части
состоит из задолженности федеральных
властей, включающей долги бывшего
СССР и некоторые новые
Всю внешнюю задолженность
за пределами компетенции
Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников — банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.
В новых материалах Банка России предпринята попытка скорректировать эту условность путем введения в структуру особой категории «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий с государственным участием, с исключением соответствующих сумм из состава частного долга. Правда, эта новация относится пока лишь к периоду 2006-й - I квартал 2008 г. (табл. 2.1.3). Думается, что позднее появятся данные и за более ранние годы.
Таким образом, мы получаем несколько иное, но, видимо, более объективное представление о реальной вовлеченности российского государства в процесс внешних заимствований и о границах его ответственности за надлежащее выполнение соответствующих обязательств перед зарубежными кредиторами. В новых координатах внешний долг, за который так или иначе отвечает государство, по итогам 2007 г. оценивается почти в 190 млрд. долл., что является максимальной величиной за всю историю новой России. К ответственности государства прибавились долги банков и нефинансовых предприятий на общую сумму 143 млрд. долл. тем самым прежняя официальная цифра задолженности государственного сектора увеличилась в 4 раза, составляя в рублевом выражении около 4,6 трлн. руб. при соотношении «долг / ВВП» - 14%. При этом внешний долг государственного сектора в расширенном определении равнялся 40% золотовалютных резервов страны.
Таблица 2.1.3
Новая структура внешнего долга (конец периода)
|
2005 |
2006 |
2007 |
I кв. 2008 |
Млрд. долл. |
|
|
|
|
Государственный сектор в расширенном определении |
150,7 |
135,4 |
189,5 |
182,9 |
Органы государственного управления |
71,1 |
44,7 |
37,4 |
36,9 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
11,0 |
3,9 |
9,0 - |
4,1 |
Банки |
19,4 |
41,4 |
65,5 |
67,4 |
Прочие секторы |
49,2 |
45,4 |
77,6 |
74,5 |
Частный сектор |
106,5 |
775,2 |
274,0 |
294,2 |
Банки |
30,8 |
59,8 |
98,1 |
104,0 |
Прочие секторы |
75,7 |
115,4 |
175,9 |
190,2 |
Внешний долг Российской Федерации |
257,2 |
310,6 |
463,5 |
477,1 |
В % к итогу |
|
|
|
|
Государственный сектор в расширенном определении |
58,6 |
43,6 |
40,9 |
38,3 |
Частный сектор |
41,4 |
56,4 |
59,1 |
61,7 |
Внешний долг Российской Федерации |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В свете этих новых данных динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом говорилось и писалось ранее. С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования (собственно государственный долг), действительно, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с
государственным участием
(государственный
Правда по абсолютным
размерам и в новой структуре
государственный долг уступает частному,
однако в гораздо меньшей степени,
чем это представлялось ранее. Оказывается,
вплоть до 2006 г. долг государственного
сектора в расширенном
При столь интенсивном нарастании задолженности частного сектора, естественно, возникает вопрос о том, насколько обеспечена платежеспособность заемщиков, которые в случае каких-либо осложнений не могут рассчитывать, по крайней мере формально, на помощь государства. Определенные ориентиры на этот счет дает нам информация о распределении долгов по срокам погашения - по каждой группе заемщиков выделяются краткосрочные обязательства (со сроком погашения до 1 года) и долгосрочные обязательства (со сроком погашения свыше 1 года), С точки зрения платежеспособности более надежными (при прочих равных условиях) считаются долги, в структуре которых долгосрочные обязательства преобладают над краткосрочными. В этом отношении российский внешний долг, судя по опубликованным на сайте данным, в целом выглядит достаточно благополучно, правда, со значительными колебаниями по разным группам должников.
Таблица 2.1.4
Внешний долг по срокам погашения (конец 2007 г.)
|
Долг (млрд. долл.) |
Удельный вес (%) | ||||
Кратко-срочный |
Долго-срочный |
Весь долг |
Кратко-срочный |
Долго срочный |
Весь долг | |
Госсектор (расширенный) |
22,2 |
767,3 |
189,5 ' |
11,7 |
88,3 |
100,0 |
Органы управления |
1,7 |
35,7 |
37,4 |
4,5 |
95,5 |
100,0 |
Органы денежно-кредитного |
|
|
|
|
|
|
регулирования |
9,0 |
0,0 |
9,0 |
100,0 |
0,0 |
100,0 |
Банки |
11,4 |
54,1 |
65,5 |
17,4 |
82,6 |
100,0 |
Прочие секторы |
0,1 |
77,5 |
77,6 |
0,1 |
99,9 |
100,0 |
Частный сектор |
84,0 |
190,0 |
274,0 |
30,7 |
69,3 |
100,0 |
Банки |
42,3 |
55,8 |
98,1 |
43,1 |
56,9 |
100,0 |
Прочие секторы |
41,7 |
134,2 |
175,9 |
23,7 |
76,3 |
100,0 |
Весь внешний долг |
106,2 |
357,3 |
463,5 |
22,9 |
77,1 |
100,0 |
Информация о работе Внешний государственный долг Российской Федерации