Внешний государственный долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием государственного кредита;
изучение сущности государственного долга

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы 5-7
1.2. Внешний государственный долг 7-11
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом 11-15
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга 16-34
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета 28-34
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы управления 35-37
3.2. Проблемы управления 37-42
Заключение 43-47
Список литературы 48
Приложение 49-54

Работа содержит 1 файл

Внешний государственный долг Российской Федерации.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

 Все цифры о состоянии внешнего долга Российской Федерации за период 1994 - 2008 гг, если нет особых оговорок, приведены по данным официального сайта Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru, раздел «Статистика»). Цифра долга 96,6 млрд.. долл. (конец 1991 г.) известна по многим публикациям.

** С 2001 г. и далее включены еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов. В официальной статистике они учитываются в составе нового российского долга.

 

 

 

Второй  этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. долл. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума - на 42 млрд. долл. или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.

Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%.  Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002-2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд. долл. до отметки ниже 25 млрд. (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд. долл. (на 371 млрд., или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд. долл. Этот рост продолжается и в текущем году: на 1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд. долл. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн. до 11,4 трлн. руб., или в 2,6 раза.

Таким образом, данные о  динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994-2007 гг. показывают следующее. Общая сумма долга  при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд. долл., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. долл., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за ми-нового нефтяного бума, показатели бремени  внешнего долга за это время существенно улучшились. И соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

 

Структура внешнего долга

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

Таблица 2.1.2

Структура внешнего долга (конец периода)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 кв.

 

1991

1993

1998

2001

2004

2005

2006

2007

2008

В млрд. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный долг

96,6

775,7

158,4

777,7

105,6

82,2

48,6

46,3

41,0

Федеральные органы

96,6

111,8

136,5

102,0

95,7

70,0

43,2

35,8

35,2

В том числе  долг бывшего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СССР

'96,6.

104,5

98,2

78,4

'74,5

53,3

28,7

24,7

24,4

Субъекты Федерации

 

 

2,4

1,0

1,7

1,2

1,5

1,5

1,7

Органы денежно-кредитного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулирования

 

3,9

19,5

8,1

8,2

11,0

3,9

9,0

4,1

Долги частного сектора

 

2,2

30,0

55,2

107,9

175,0

262,0

417,2

436,1

Банки

 

1,3

10,0

11,3

32,3

50,1

101,2

163,7

171,4

Прочие секторы

 

0,9

20,0

23,9

75,6

124,9

160,8

253,5

264,7

Весь внешний долг

96,6

117,9

188,4

146,3

213,5

257,2

310,6

463,5

477,1

В % к итогу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный долг

100,0

98,1

84,1

75,9

49,5

32,0

75,6

10,0

8,6

В том числе  долг бывшего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СССР

100,0

88,6

52,1

53,6

34,9

20,7

9,2

5,3

5,1

Долги частного сектора

 

1,9

15,9

24,1

50,5

68,0

84,4

90,0

91,4

Банки

 

1,1

5,3

7,7

15,1

19,5

32,6

35,3

35,9

Прочие секторы

 

0,8

10,6

16,2

35,4

48,5

51,8

54,7

55,5

Весь внешний долг

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

Государственный внешний  долг России в преобладающей части  состоит из задолженности федеральных  властей, включающей долги бывшего  СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% -на долги бывшего СССР. В рублевом выражении федеральный внешний долг 2007 г. - около 0,9 трлн. руб. По абсолютной величине это соответствует примерно 15% расходов федерального бюджета (6 трлн. руб.) и 2,7% ВВП (33 трлн. руб.)-

Всю внешнюю задолженность  за пределами компетенции федеральных  органов управления, субъектов Федерации  и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й - I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги - в 11 раз).[10]

Следует подчеркнуть, что  в приведенном распределении  внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников —  банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.

В новых материалах Банка России предпринята попытка скорректировать эту условность путем введения в структуру особой категории «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий с государственным участием, с исключением соответствующих сумм из состава частного долга. Правда, эта новация относится пока лишь к периоду 2006-й - I квартал 2008 г. (табл. 2.1.3). Думается, что позднее появятся данные и за более ранние годы.

Таким образом, мы получаем несколько иное, но, видимо, более объективное представление о реальной вовлеченности российского государства в процесс внешних заимствований и о границах его ответственности за надлежащее выполнение соответствующих обязательств перед зарубежными кредиторами. В новых координатах внешний долг, за который так или иначе отвечает государство, по итогам 2007 г. оценивается почти в 190 млрд. долл., что является максимальной величиной за всю историю новой России. К ответственности государства прибавились долги банков и нефинансовых предприятий на общую сумму 143 млрд. долл. тем самым прежняя официальная цифра задолженности государственного сектора увеличилась в 4 раза, составляя в рублевом выражении около 4,6 трлн. руб. при соотношении «долг / ВВП» - 14%. При этом внешний долг государственного сектора в расширенном определении равнялся 40% золотовалютных резервов страны.

Таблица 2.1.3

Новая структура  внешнего долга (конец периода)

 

2005

2006

2007

I кв. 2008

Млрд. долл.

 

 

 

 

Государственный сектор в расширенном определении

150,7

135,4

189,5

182,9

Органы государственного управления

71,1

44,7

37,4

36,9

Органы денежно-кредитного регулирования

11,0

3,9

9,0      -

4,1

Банки

19,4

41,4

65,5

67,4

Прочие секторы

49,2

45,4

77,6

74,5

Частный сектор

106,5

775,2

274,0

294,2

Банки

30,8

59,8

98,1

104,0

Прочие секторы

75,7

115,4

175,9

190,2

Внешний долг Российской Федерации

257,2

310,6

463,5

477,1

В % к итогу

 

 

 

 

Государственный сектор в расширенном определении

58,6

43,6

40,9

38,3

Частный сектор

41,4

56,4

59,1

61,7

Внешний долг Российской Федерации

100,0

100,0

100,0

100,0


В свете этих новых  данных динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом говорилось и писалось ранее. С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования (собственно государственный долг), действительно, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с

государственным участием (государственный корпоративный  долг), что предопределяет общую  тенденцию роста ответственности  российских властей перед зарубежными  кредиторами, причем в значительных масштабах.

Правда по абсолютным размерам и в новой структуре  государственный долг уступает частному, однако в гораздо меньшей степени, чем это представлялось ранее. Оказывается, вплоть до 2006 г. долг государственного сектора в расширенном определении все еще превосходил долги частного сектора в пропорции 59/41, и лишь в последние годы это соотношение сменилось на противоположное: в конце 2007 г. – 41/59, в конце I квартала 2008 г. – 38/62. Причина - долги частных корпораций (банков и предприятий) растут значительно быстрее государственного корпоративного долга. За два с четвертью года (2006 г.- I квартал 2008 г.) задолженность частного сектора увеличилась почти на 188 млрд. долл. (у банков - на 73 млрд., у прочих заемщиков на 115 млрд. долл.), тогда как на те же 73 млрд. вырос весь государственный корпоративный долг (у банков - на 48 млрд.., у предприятий на 25 млрд. долл.).

При столь интенсивном  нарастании задолженности частного сектора, естественно, возникает вопрос о том, насколько обеспечена платежеспособность заемщиков, которые в случае каких-либо осложнений не могут рассчитывать, по крайней мере формально, на помощь государства. Определенные ориентиры на этот счет дает нам информация о распределении долгов по срокам погашения - по каждой группе заемщиков выделяются краткосрочные обязательства (со сроком погашения до 1 года) и долгосрочные обязательства (со сроком погашения свыше 1 года), С точки зрения платежеспособности более надежными (при прочих равных условиях) считаются долги, в структуре которых долгосрочные обязательства преобладают над краткосрочными. В этом отношении российский внешний долг, судя по опубликованным на сайте данным, в целом выглядит достаточно благополучно, правда, со значительными колебаниями по разным группам должников.

Таблица 2.1.4

Внешний долг по срокам погашения (конец 2007 г.)

 

Долг (млрд. долл.)

Удельный вес (%)

 

Кратко-срочный

Долго-срочный

Весь

долг

Кратко-срочный

Долго срочный

Весь

долг

Госсектор (расширенный)

22,2

767,3

189,5     '

11,7

88,3

100,0

Органы управления

1,7

35,7

37,4

4,5

95,5

100,0

Органы денежно-кредитного

 

 

 

 

 

 

регулирования

9,0

0,0

9,0

100,0

0,0    

100,0

Банки

11,4

54,1

65,5

17,4

82,6

100,0

Прочие секторы

0,1

77,5

77,6

0,1

99,9

100,0

Частный сектор

84,0

190,0

274,0

30,7

69,3

100,0

Банки

42,3

55,8

98,1

43,1

56,9

100,0

Прочие секторы

41,7

134,2

175,9

23,7

76,3

100,0

Весь внешний долг

106,2

357,3

463,5

22,9

77,1

100,0

Информация о работе Внешний государственный долг Российской Федерации