Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:38, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием государственного кредита;
изучение сущности государственного долга
Введение 3-4
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы 5-7
1.2. Внешний государственный долг 7-11
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом 11-15
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга 16-34
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета 28-34
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы управления 35-37
3.2. Проблемы управления 37-42
Заключение 43-47
Список литературы 48
Приложение 49-54
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, в России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены «долговые обязательства.[7]
На мировом финансовом рынке
государство, прибегая к внешним
заимствованиям, выступает в качестве
заемщика, а предоставляя кредиты
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным
При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:
- верхний предел
- верхний предел внешнего долга перед РФ;
- предел предоставления
как правило, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год» [3] верхний предел государственного внешнего долга РФ определен в сумме 43,3 млрд. долларов США или 32,1 млрд. евро (без учета неурегулированной задолженности РФ в переводных рублях). Верхний предел государственного внешнего долга перед РФ (за исключением государств — участников СНГ) на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;
Предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований составляет 2,6 млрд. долл.
При разработке проекта
бюджета на очередной финансовый
год в обязательном порядке должна
быть разработана и одобрена Программа
государственных внешних
Правительство РФ имеет право на
осуществление внешних
В Программу государственных
В советское время официальные данные о размерах внешней задолженности страны не публиковались. Однако имелись оценки западных экспертов, в соответствии с которыми внешний долг СССР в 1971 г. оценивался в 1,8 млрд. долл. В 1989 г. эта задолженность оценивалась уже в 44,8 млрд. долл.
В соответствии с официальными данными, которые были опубликованы в СССР в 1989 г., на начало 1989 г. задолженность составляла 33,6 млрд. руб. При пересчете по официальному курсу рубля к доллару задолженность в свободно конвертируемой валюте была эквивалентна приблизительно 47 млрд. долл., а общая сумма долга — 56 млрд. долл.
В 1991 г. объем внешней задолженности составлял примерно 75—80 млрд. долл. В 60 млрд. долл. оценивался внешний долг СССР перед странами Запада и 17 млрд. долл. составлял долг государствам Восточной Европы и другим странам.
После ликвидации СССР назывались различные цифры внешней задолженности — от 60 млрд. до 80 млрд. долл. Разнобой в цифрах был вызван различиями в методике подсчета величины долга. Например, применялись различные коэффициенты перевода задолженности в переводных и клиринговых рублях в долларовый эквивалент; в одних случаях оценивался только долг СССР, а в других — к нему приплюсовывалась задолженность по кредитам, полученным уже Россией, и т.п.
В целом после 1992 г. союзный долг, который составил основную долю современного российского долга, стали оценивать в 180 млрд. долл.16. По состоянию на 1 января 2002 г. государственный внешний долг РФ составил 146,6 млрд. долл.
Современный внешний долг России состоит из двух частей:
1. Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР.
2. Новый долг России, который формировался в основном после 1992г.
В свою очередь, долг бывшего СССР
в течение длительного времени
включал: задолженность Парижскому
клубу кредиторов; задолженность
Лондонскому клубу кредиторов; три
первых выпуска облигаций
В настоящее время задолженность перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 г. в суверенные еврооблигации, учитывается в составе нового российского долга.
В целом структура внешнего долга представлена в табл.1.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по
состоянию на 01 октября 2008 года
Категория долга |
млрд. долларов США |
млрд. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40.4 |
28.0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
1.4 |
1.0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
2.0 |
1.4 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1.5 |
1.0 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
0.8 |
0.6 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
4.6 |
3.2 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
27.7 |
19.2 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1.8 |
1.2 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0.6 |
0.4 |
*-- в соответствии с 6 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются
обязательства,
возникающие в иностранной
** Объем государственного
внешнего долга Российской
доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.
*** Потенциальный
объем требований иностранных
коммерческих кредиторов
подлежащих выверке в целях признания коммерческой задолженностью бывшего СССР
Новый российский внешний долг состоит из нескольких частей. Его можно классифицировать по разным признакам. Так, по субъектам заимствования новый российский долг можно разделить на:
1) долг органов
государственного управления (федеральные
органы и местные органы
2) задолженность Банка России;
3) задолженность кредитных
4) задолженность нефинансовых
Основную долю внешнего долга России составляют обязательства сектора государственного управления. Внешний долг местных органов власти существует в основном в виде еврооблигаций и кредитов иностранных банков.
По формам заимствования внешний долг можно разделить на:
1) кредиты международных
2) кредиты иностранных
3) еврооблигации;
4) валютные облигации
5) кредиты и займы российских компаний;
6) кредиты и займы российских банков.
Впервые российские коммерческие банки выступили заемщиками на международном рынке капиталов в конце 1995 г. Первыми кредиторами российских банков были МБРР и ЕБРР. В основном они использовались для кратко- и среднесрочного кредитования отдельных банков или для спекулятивных операций на российском финансовом рынке. Использовались лишь две формы заимствования: синдицированные кредиты и еврооблигационные займы. Синдицированный кредит — это кредит, который предоставляется одному заемщику группой банков (консорциумом или синдикатом), не является связанным и не предполагает обеспечения.
Для России как самостоятельного заемщика важным источником внешних заимствований являются кредиты международных финансовых организаций — МВФ и МБРР. В 1992 г. Россия, вместо СССР, присоединилась к Всемирному банку (МБРР и МФК), МВФ и ЕБРР.
Все займы, предоставляемые России Всемирным банком, были предназначены в основном для финансирования конкретных проектов, т.е. являлись связанными. Кредиты МВФ в 90-е гг. были направлены главным образом на решение вопросов дефицита бюджета, ликвидации нетарифных барьеров, для отмены экспортных пошлин на нефть и газ, повышение акцизов и др. Всего на 1 октября 2008 г. кредиты международных финансовых организаций составляли 4,6 млрд. долл. или 11,4% нового российского долга.
1.3. Законодательная база управления государственным долгом
До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли 2 основных Федеральных закона: "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 года №3877-1 и "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.[14]
Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). В соответствии со статьей 15 "Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики" вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.[14]
Отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, регулировались и продолжают в настоящее время регламентироваться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации основные положения и понятия (с учетом дополнений и изменений) по активной части долга приведены в главе 15 "Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией" и по пассивной части долга - в главе 14 "Государственный и муниципальный долг".
С 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга не выделяются долговые обязательства бывшего СССР.
С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано.
В действующем законодательстве
также отсутствует система
Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики.
В настоящее время упомянутая координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. При этом механизм координации текущей долговой, валютной и денежно-кредитной политики до сих пор законодательно не определен.
Информация о работе Внешний государственный долг Российской Федерации