Внешний государственный долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием государственного кредита;
изучение сущности государственного долга

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы 5-7
1.2. Внешний государственный долг 7-11
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом 11-15
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга 16-34
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета 28-34
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы управления 35-37
3.2. Проблемы управления 37-42
Заключение 43-47
Список литературы 48
Приложение 49-54

Работа содержит 1 файл

Внешний государственный долг Российской Федерации.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

Как видно, наиболее платежеспособным выглядит государственный сектор в  расширенном определении, в особенности  это относится к органам государственного управления. В частном секторе  соотношение краткосрочных и  долгосрочных обязательств складывается менее благоприятно, однако при общей пропорции 31/69 ситуацию можно пока считать более или менее нормальной. За исключением, пожалуй, частных банков, у которых внешние заимствования растут быстрее, чем у других должников, но при этом отличаются наихудшим соотношением краткосрочных и долгосрочных обязательств-43/57

Новинкой в характеристике внешнего долга являются сведения о  его валютной структуре с выделением задолженности в иностранной  и национальной валюте. Доля последней, естественно, пока не-велика, но рублевые займы - это еще одно свидетельство  того, что российская валюта постепенно начинает проникать в мировой платежный оборот, в том числе в систему международных кредитов.

таблица 2.1.5

Валютная структура  внешнего долга

(конец 2007 г.)

 

Долг (млрд. долл.)

Удельный вес (%)

Иностранная валюта

Рубли

Весь долг

Иностранная валюта

Рубли

Весь долг

Госсектор (расширенный)

162,4

27,7

189,5

55,7

14,3-

100,0

Органы управления

36,7

0,7

37,4

•98,1

1,9

100,0

Органы денежно-кредитного

 

 

 

 

 

 

регулирования

7,1

1,9

9,0

78,9

21,1

100,0

Банки

50,7 .

14,8

65,5

-   77,4

22,6

100,0

Прочие секторы

67,9

9,6

77,6

87,5

12,5

100,0

Частный сектор

208,0

66,0

274,0

75,9

24,1

100,0

Банки

78,7

19,4

98,1

80,2

19,8

100,0

Прочие секторы

129,3

46,6

175,9

73,5

26,5

.100,0

Весь внешний долг

370,4

93,1

463,5

79,9

20,1

100,0


Рублевая задолженность  в подавляющей части является результатом деятельности банков и  нефинансовых предприятий, на долю которых  приходится свыше 97% общей суммы  внешнего долга в национальной валюте. В особенности это относится к частному сектору (почти 71% указанной суммы). У банков - это, в первую очередь, рублевые текущие счета и депозиты, принадлежащие нерезидентам, у прочих должников - долговые ценные бумаги, приобретаемые иностранцами. Что касается органов государственного управления, то они к новым долгам сейчас практически не прибегают, а старая задолженность (в основном бывшего СССР) выражена исключительно в иностранной валюте.

Кредиторы России

В своих заемных операциях  российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).

Для негосударственных заемщиков  кредиторами были и остаются представители  частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации.

Ссуды и займы - главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и не-банковских корпоративных  структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд. долл., в том числе на 135 млрд. долл. - за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков - с 67 до 69, у небанковских предприятий - с 75 до 83%).

Представляют интерес  опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков  в течение года получила новые  кредиты в размере.180 млрд. долл., из которых более половины (91 млрд.) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд. долл. (в том числе по ссудам и займам - около 210 млрд. долл.).

Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%. Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях.

Таблица 6

Источники внешнего долга

(млрд. долл., конец периода)

 

1993

1998

2001

2004

2005

2006

2007

I кв.

2008

Весь внешний долг

117,9

188,4

146,3

213,5

257,2

310,6

463,5

477,1

Официальные кредиторы

65, 6

80,7

62,2

55,5

30,0

7,9

6,5

6,5

Парижский клуб

34,8

40,0

36,3

43,3

22,2

0,6

 

 

Международные организации

3,3

25,9

14,4

9,8

•5,6

5,4

5,0

4,9

В том числе  МВФ

2,5

19,3

7,4

3,6

 

 

 

 

МБРР

0,4

6,3

6,7

5,7

5,1

4,8

4,3

4,2

Бывшие социалистические страны

27,5

14,8

П55

2,7

2,2

1,9

1,5

1,6

Частные кредиторы

52,3

107,7

84,1

757,7

227,2

302,7

457,0

470,6

Кредиты*

34,6

61,0

44,2

106,7

167,1

212

348,2

363,6

Долговые ценные бумаги

 

22,3

12,7

18,5

22,1

29,0

27,2

25,6

Прочие обязательства

17,7

24,4

27,2

32,5

38,0

61,7

81,6

81,4

Долг бывшего  СССР

104,5

98,2

78,4

74,5

55,3

28,7

24,7

24,4

Официальные кредиторы

62,3

54,8

47,8

46,0

24,4

2,5

1,5

1,6

Частные кредиторы

42,2

43,4

30,6

28,5

28,9

26,2

23,2

22,8

Новый российский долг

13,4

90,2

67,9

139,0

203,9

281,9

438,8

452,7

Официальные кредиторы

3,3

25,9

14,4

9,8

5,6

5,4

5,0

4,9

Частные кредиторы

10,1

64,3

53,5

129,2

198,3

276,5

433,8

447,8


* Включая задолженность перед Лондонским клубом кредиторов.

Небанковские корпорации ищут кредиты по всему миру. В  опубликованном списке перечислены 62 государства, где зарегистрированы кредиторы-нерезиденты, но есть и «прочие  страны». Почти четыре пятых привлеченных ссуд и займов приходится на пять стран. Главный кредитор - Кипр (почти 26% общей суммы привлечения), далее идут Голландия (22%)э Великобритания (менее 16%). Франция (около 9%), Люксембург (7%). А из таких стран, как Германия и США, поступило лишь 3 и 1,5% от суммы привлеченных кредитов.[10]

Информация о заграничных  кредитных операциях небанковских корпораций наводит на определенные размышления. Формально в их задолженности  преобладают долгосрочные обязательства, однако в 2007 г. из общей суммы кредитного долга в размере 120 млрд. долл. пришлось погасить 91 млрд., т. е. три четверти задолженности, имевшейся в начале года. Если это рассуждение справедливо и если подобная пропорция сохранится и в текущем году, то только для погашения долга российским корпорациям придется занять за рубежом не менее 190 млрд. долл. Удастся ли это в условиях нынешних осложнений на мировых финансовых рынках?

К сожалению, пока не публикуются  подобные сведения о ссудо-займовых операциях российских банков. А такая  информация нужна, ибо и у банков могут появиться проблемы привлечения кредитных ресурсов, необходимых для надлежащего выполнения обязательств по внешним долгам.

 

 

 

2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета

Назначение и  сущность долговых показателей

Долговые показатели (коэффициенты) используются для оценки способности страны-дебитора (центрального правительства и хозяйствующих субъектов) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема внешнего долга. Так, международные финансовые организации (МБРР, МВФ) и страны-члены Парижского клуба применяют их для классификации государств-дебиторов и определения параметров предоставления им облегчения долгового бремени, международные рейтинговые агентства - при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов, Организация экономического сотрудничества и развития - при расчете "стоимости" предоставляемых государствам экспортных кредитов, суверенные заемщики - при оценке возможных последствий привлечения займов и кредитов. Наиболее широко используемые в международной практике долговые показатели (коэффициенты) рассчитываются в целях определения следующих соотношений.

Соотношение объема внешнего долга страны и объема ВВП

Коэффициент "внешний  долг/ВВП" - показатель нормы накопленной  задолженности, позволяющий оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражающий ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг.

Чем выше этот показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если объем накопленного долга превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса" ("Debt Overhang"). Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП.

 

  Соотношение объема внешнего  долга страны и объема ВНП

Показатель "внешний  долг/ВНП" - индикатор долгового  положения, близкий по экономическому смыслу к показателю "внешний  долг/ВВП". Макроэкономический показатель ВНП (отражающий совокупную стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами как внутри страны, так и за ее пределами) отличается от показателя ВВП (отражающего совокупную стоимость товаров и услуг, созданных резидентами и нерезидентами внутри страны) на величину сальдо расчетов с зарубежными странами. Для развитых индустриальных стран характерен незначительный размер (1-2%) указанного сальдо. В российской статистике показатель ВНП не используется.

Показатель "внешней  долг/ВНП" используется Мировым банком в качестве одного из критериев для классификации стран-дебиторов по 3 группам: страны со значительным объемом задолженности - более 80%; страны с умеренным объемом задолженности - менее 80%, но выше 48%; страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 процентов.

 

Соотношение объема внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных  услуг

Коэффициент "внешний  долг/экспорт" - второй показатель нормы  накопленной задолженности (помимо соотношения "внешний долг/ВВП (ВНП)") - является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Мировой банк использует этот показатель в качестве одного из критериев - для классификации стран-дебиторов по группам: критическим уровнем считается превышение суммой долга 220% экспорта, умеренным - менее 220%, но выше 132%, небольшим - менее 132 процентов.

Информация о работе Внешний государственный долг Российской Федерации