Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:38, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием государственного кредита;
изучение сущности государственного долга
Введение 3-4
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы 5-7
1.2. Внешний государственный долг 7-11
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом 11-15
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга 16-34
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета 28-34
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы управления 35-37
3.2. Проблемы управления 37-42
Заключение 43-47
Список литературы 48
Приложение 49-54
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н..ЛОБАЧЕВСКОГО»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Финансы»
на тему:
«Внешний государственный долг Российской Федерации»
студентка 3 курса, группы 13306
Нижний Новгород
2008 г.
Введение
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга 5-15
1.1. Сущность государственного долга и его
формы
1.2. Внешний государственный
долг
1.3. Законодательная база управления
государственным долгом
Глава 2. Анализ структуры и динамики внешнего
долга
2.1. Динамика и структура внешнего долга 16-27
2.2. Долговые коэффициенты
и методологические основы их расчета
Глава 3. Управление внешним долгом 35-42
3.1. Методы
управления
3.2. Проблемы
управления
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Российская экономика испытывает острую необходимость в инвестициях. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время, по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70 процентам. Государственные заимствования могли бы частично решить эту проблему, однако это требует значительного увеличения объема долговых обязательств, что в наше время мирового кризиса неразумно. Большинство развитых стран в данный период находятся в поисках стабильности и не могут позволить деньгам «утекать» из страны хотя это так или иначе происходит. Череда банкротств привела к тому, что финансовой системе того или иного государства может потребоваться помощь из вне, что приведет к увеличению внешнего долга.
Актуальность данной темы состоит в том, что сейчас как никогда важно рациональное управление международных валютно-кредитных отношений в целом и внешним долгом в частности.
Объектом изучения является внешний государственный долг. Изучение проводится методом описания основных характеристик и анализа его структуры и динамики.
Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами управления.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
При написании работы был использован широкий круг материалов. Например, статья Борисова С.М., доктора экономических наук, «Новое о внешнем долге России»/Деньги и кредит, 2008, №8. В ней автор подробнейшим образом анализирует все изменения происходившие с внешним долгом за последние несколько лет, вплоть до 2008 года.
Был использован «Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу российской Федерации за январь-июнь 2007 года», который составил заместитель председателя банка России О.В.Можайсков. В котором описано изменение счета текущих операций, изменение экспорта и импорта товаров, разобрана структура внешней торговли, счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, изменение валютных резервов, внешнего долга, в частности краткосрочные и долгосрочные иностранные обязательства РФ в разрезе секторов экономики.
Также было использовано множество различных учебных пособий по теории финансов.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены общее определение государственного кредита, теоретические данные по государственному долгу, обобщенное понятие внешнего долга, а также его нормативно - правовая база. Во второй главе представлен тщательный анализ структуры и динамики внешнего долга, методология расчета долговых коэффициентов. В третьей главе указаны пути управления внешним государственным долгом.
Глава 1. Понятие государственного долга.
Государственный кредит
Важным средством увеличения
финансовых возможностей государства
выступает государственный
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика и увеличивая спрос за кредитные ресурсы, способствует росту ссудного процента. В свою очередь, дороговизна кредитных ресурсов вынуждает предпринимателей сокращать объемы производства, но в то же время осуществлять накопления в виде государственных ценных бумаг. Такая ситуация, например, существовала в России в середине 90-х гг., когда доходность государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) достигала 150—200% годовых. В этих условиях производительный капитал начал стремительно перемещаться в финансовую сферу, сокращая и без того ограниченные средства реального сектора производства.
Результатом государственных заимствований является государственный долг.
Государственный долг и его формы.
Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.[6]
Сточки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме [2]:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;— договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц. Однако в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, в соответствии с которой при определении государственного долга следует учитывать всю сумму непогашенных долговых обязательств государства, включая задолженность государственных предприятий, государственных внебюджетных фондов, внутреннюю задолженность перед нерезидентами, внешние долги регионов и муниципалитетов, просроченные кредиты, выданные под гарантии правительства.
В совокупности все эти обязательства называются капитальным государственным долгом. Расходы по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил, образуют текущий государственный долг.
Кроме государственного долга Российской Федерации существуют также государственные долги субъекта РФ и муниципальный долг. По своему составу они состоят из соответствующих кредитных соглашений и договоров; займов субъекта РФ или муниципального образования, а также переоформленных долговых обязательств третьих лиц в долг субъекта РФ или муниципальный долг.
До 2001 г. субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имели право самостоятельно осуществлять государственные внешние заимствования. В 2001 г. в Бюджетный кодекс были внесены поправки, в соответствии с которыми субъекты РФ были лишены этого права. В настоящее время правом государственных внешних заимствований субъекты РФ и муниципалитеты не обладают. Они имеют право только на внутренние заимствования. Право осуществления государственных заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному на то Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Что касается внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам от имени субъекта РФ и муниципальных образований, то оно принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в соответствии с его уставом.
При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется предельный объем государственного долга и предельные объемы государственных заимствований РФ с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. При этом предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга, а предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Существует и такое понятие, как предельный объем расходов на обслуживание государственного долга. Для субъекта РФ или муниципального образования он не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного предельного объема государственного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга.
1.2. Внешний государственный долг.
В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заемщик резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валюты, в которой выражены долговые обязательства.
Информация о работе Внешний государственный долг Российской Федерации