Внебюджетные специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 728.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

        Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов

Цель  курсовой работы:

определение роли внебюджетных фондов, их особенностей и направлений совершенствования  их деятельности в современной России.

         Объектом исследование данной работы является бюджетная система РФ.

         Предметом исследования являются доходы федерального бюджета.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие и функции внебюджетных фондов РФ;
  • Выявить источники финансирования доходов и расходов внебюджетных фондов РФ;
  • Проанализировать современное состояние внебюджетных фондов РФ.

Источниками информации при  написании курсовой работы послужили  нормативно-правовые акты, труды отечественных  авторов по данной проблеме, периодические  издания, статистическая отчетность за 2009-2011 г. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.

1.1Экономическая сущность  и история возникновения внебюджетных  специальных фондов

История возникновения  внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.

Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность  за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных  фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла  деятельность государства, поэтому  с укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом  превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В России в отличие от зарубежных государств, исторически  сложилась совершенно иная система  осуществления государственных  расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции  специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался  государственный долг, покрывались  убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств, чрезвычайного бюджета  покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система  СССР предусматривала существование  одного государственного бюджета.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания –  необходимость выделения чрезвычайно  важных для общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные  фонды. Социальные фонды сохранили  статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства  и президента РФ.

ФСС был создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).

Внебюджетные  фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

 в зависимости  от целей создания внебюджетные  фонды подразделяются на:

    • экономические,
    • социальные,
    • научно-технические,
    • внешнеэкономические,
    • экологические,
    • культурно-просветительские и пр.;

в зависимости  от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного  времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть :

    • бессрочного, (экологический фонд)
    • долгосрочного (фонд регионального развития)
    • краткосрочного действия (фонд помощи беженцам)

по охвату проблем  внебюджетные фонды могут быть :

    • общего характера (фонд регионального развития)
    • более конкретного характера (фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);

в соответствии с  уровнем управления фонды подразделяются на :

    • государственные 
    • региональные.

К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного  медицинского страхования.

К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые  фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР), например: Российский фонд технологического развития, Фонды финансового регулирования.

 

1.2 Пенсионный фонд РФ (ПФР)

Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

             Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда  РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль над использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

Основными задачами Пенсионного  фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

  Фонд может принимать участие  в финансировании программ социальной  защиты пожилых и нетрудоспособных  граждан и др.

ПФР осуществляет следующие  основные функции:

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: 

  • страховых взносов; 
  • средств федерального бюджета; 
  • сумм пеней и иных финансовых санкций; 
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; 
  • иных источников, не запрещенных законодательством РФ. 

Информация о работе Внебюджетные специальные фонды