Внебюджетные специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 728.89 Кб (Скачать)

В соответствии с  федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;
  • социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
  • пенсия за выслугу лет;
  • пособие одиноким матерям;
  • пенсия военнослужащим и членам их семей;
  • пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Поступающие в  бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах».

С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный  пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное  пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда.

 

1.3 Фонд социального страхования (ФСС)

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Основные задачи Фонда:

    • обеспечение гарантированных государством пособий;
    • участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
    • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Средства ФСС  образуется за счет:

    • страховых взносов работодателей;
    • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
    • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
    • добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • ассигнований из республиканского бюджета РФ;
    • прочих доходов.

Средства государственного социального страхования расходуются  исключительно на цели, установленные  федеральными законами, Положением о  Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в  установленном порядке.

Распорядителями средств Фонда  являются председатель и главный  бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный  бухгалтер отделения Фонда.

Средства государственного социального страхования направляются на:

  • выплату пособий:
  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • социального пособия на погребение;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля над охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

           Выплата  пособий по социальному страхованию,  оплата путевок работникам и  членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других  мероприятий по социальному страхованию  на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих  субъектах независимо от форм  собственности осуществляется через  бухгалтерии работодателей.

           Страхователь  не вправе приостанавливать выплату  пособий по государственному  социальному страхованию и в  том случае, когда фактические  расходы превышают сумму начисленных  страховых взносов. Если сумма  фактических расходов по социальному  страхованию превышает сумму  начисленных страховых взносов,  недостающая сумма возмещается  в десятидневный срок по получении  от страхователя расчетной ведомости  за отчетный квартал путем  перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

           Расходы  на санаторно-курортное обслуживание  должны производиться страхователем  в пределах норматива, установленного  ему исполнительным органом Фонда  на календарный год.

           Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории, санаторные  и оздоровительные лагеря для  детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится  по счетам организаций, в которых  они приобретены.

            Порядок частичного финансирования  санаториев - профилакториев, детских  оздоровительных лагерей, детско-юношеских  спортивных школ определяется  исполнительным органом Фонда,  в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

Расходы на административные, хозяйственные  и иные цели, связанные с деятельностью  Фонда, его исполнительных органов  осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

 

1.4 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Создан и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда  формируются за счет отчислений страхователей  на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан  в РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются  фонды обязательного медицинского страхования:

  1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  2. территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

       Обязательное  медицинское страхование - составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем  гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет  средств обязательного медицинского  страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ “Об обязательном медицинском страховании граждан РФ”;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

          Для выполнения этих задач  в области финансовой политики  и финансирования Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования:

  • осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • организует разработки нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона;
  • вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
  • участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы;
  • аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.
  • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:
  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  • согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

  • части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются  по решению органов государственной  власти субъекта РФ. Положение о  территориальных фондах обязательного  медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.

Территориальный фонд создается для  финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Руководство деятельностью Фонда  осуществляется правлением и его  исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования выполняет  следующие функции:

  • аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
  • организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Информация о работе Внебюджетные специальные фонды