Виды государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Сущность расходов бюджета прежде всего проявляется в их видах. Выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Расходы на народное хозяйство, оборону, социальнокультурную сферу, управление государством. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание государственных расходов 5
1.1 Сущность и понятие государственных расходов 5
1.2 Классификация государственных расходов 9
Глава 2. Виды государственных расходов 13
2.1. Характеристика государственных расходов 13
2.2. Анализ государственных расходов 15
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

    Государственные расходы третьей группы - на создание и пополнение государственных резервов предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах, например при стихийных бедствиях для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, организаций и населения товарами и продуктами. Создание таких резервов в децентрализованном порядке (отдельно у каждого предприятия и организации) было бы нерациональным. Централизованный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наиболее эффективно использовать эти резервы.

    По  предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.

    По  территориальному признаку государственные  расходы делятся по экономическим  регионам. Такая классификация позволяет  активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

    Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.

    Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемых особенностями хозяйствования:

    1. Финансирование хозрасчетных предприятий  и организаций производятся за  счет собственных ресурсов, кредитов  банка и в недостающей части  - за счет бюджетных ассигнований.

    2. Сметно-бюджетное финансирование. В  сметном порядке финансируются  затраты на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

    Как способ, в исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).

    Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.

    При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищных и других организаций непроизводственной сферы.

    Субвенции - форма целевой государственной финансовой помощи на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели; в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

    Субсидии - пособия в денежной или натуральной  форме за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финансирование определенных мероприятий на долевой основе.

    Перечисленные формы (в случаях их нормального  осуществления) принимают вид трансфертного  финансирования. Трансферты в широком  смысле - безвозмездная и невозвратная передача средств при их перераспределении для финансирования определенных потребностей из бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, это выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособий по безработице, на содержание системы образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

Глава 2. Виды государственных  расходов

2.1. Характеристика государственных расходов

 

    Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые на создание условий для постоянного  роста объемов производства и повышения его эффективности. К ним относятся:

    • капитальные вложения,
    • ремонт основных фондов,
    • прирост оборотных средств,
    • создание материальных резервов,
    • образование специальных фондов и фондов целевого финансирования.

    Главное место в расходах на экономику занимают капитальные вложения — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направляемых на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей национального хозяйства. В состав капитальных вложений включаются затраты:

    1) на строительно-монтажные работы;

    2) приобретение оборудования, инструмента,  инвентаря;

    3) прочие капитальные работы и  затраты (проектно-изыскательные,  геологоразведочные и буровые  работы, затраты по отводу земельных  участков и переселению и т.д.);

    4) затраты на подготовку кадров  для вновь строящихся предприятий.

    Доля  собственных средств предприятий  возрастает, эти хозрасчетные средства предназначены на техническое перевооружение и реконструкцию, и предприятия  несут полную ответственность за расширенное воспроизводство. В этом главный смысл перестройки инвестиционной политики. А бюджетные средства в основном используются для финансирования крупных производственных строек, имеющих приоритетное государственное значение, а также строительства объектов социальной инфраструктуры.

    Расходы на ремонт (для частичного восстановления физически изношенных и морально устаревших основных фондов и поддержания  их в работоспособном состоянии) производится за счет специального фонда  ремонта основных фондов, создаваемого по нормативам с включением затрат в себестоимость продукции, работ и услуг предприятий и организаций.

    Прирост оборотных средств финансируется  за счет собственных или приравненных к ним средств предприятий. При  их недостатке выделяются бюджетные  средства, в основном для новых предприятий, или предоставляется кредит с последующим его погашением. Кроме того, на покрытие недостатка собственных оборотных средств направляются средства целевого финансирования.

    Затраты на создание резервов являются необходимым  условием обеспечения непрерывного кругооборота средств и всего процесса расширенного воспроизводства, соблюдения хозяйственных пропорций, возмещения потерь от стихийных бедствий. Финансовые резервы дают возможность маневрировать денежными ресурсами, устранять временные финансовые затруднения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности у предприятия. Резервные фонды создаются на разных уровнях хозяйствования.

    Государственные резервы — создаваемые государством запасы важнейших видов сырья, материалов, топлива, некоторых видов машин и оборудования, зерна, продовольственных товаров, продукции, предназначенной для нужд обороны. Государственные резервы составляют особый централизованный фонд государства, постоянно восстанавливаемый и пополняемый; расходование государственных резервов допускается в исключительных случаях и только по особым постановлениям и решениям правительства. Государственные резервы образуются за счет средств государственного бюджета.

Важным  направлением государственных расходов является финансирование затрат на социально-культурные мероприятия -просвещение, информационные услуги (печать, радиовещание и телевидение), культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, государственное социальное страхование и социальное обеспечение Данные расходы укрупнено разделяются на следующие виды:

    • образование и профессиональная подготовка кадров;
    • культура, искусство, спорт и средства массовой информации;
    • здравоохранение;
    • государственное социальное страхование и социальная помощь.

    Основной  источник формирования этой группы расходов -государственный бюджет и специальные  внебюджетные фонды. Остальная часть  создается в децентрализованном порядке хозяйствующими субъектами за счет их дохода (в Казахстане около 15% всех расходов группы).

    Расходы на образование включают: общее среднее  образование, внешкольное воспитание (детские учреждения, музыкальные  школы и др.), профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. Все перечисленные  расходы покрываются бюджетными ресурсами в части гарантируемого государством уровня. Законодательством предусмотрено, что финансирование учреждений образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами, определяемыми и расчете на каждого учащегося по каждому виду и типу учреждений образования.

    Расходы на подготовку и повышение квалификации работников и других кадров на производстве включаются в себестоимость продукции, работ и услуг.

    Учреждения  образования привлекают внебюджетные средства и ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных образовательных услуг; часть средств предоставляют предприятия в организации - спонсоры.

    Расходы на содержание средств массовой информации в Республике Казахстан направляются на финансирование государственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и журналов, в которых государство выступает как учредитель.

    Источниками финансирования государственного здравоохранения являются:

  • средства республиканского и местного бюджетов, выделяемые по долговременным экономическим нормативам;
  • отчисления от дохода хозяйствующих субъектов, целевые субсидии министерств, ведомств и других органов управления;
  • средства международных организаций по специальным программам;
  • валютные ассигнования из республиканского и местных валютных фондов;
  • средства медицинских учреждений, полученные за выполнение сверхнормативных медицинских и других услуг работодателям и за оказание платных услуг и других видов хозяйственной деятельности;
  • благотворительные вклады организаций и граждан, в том числе других государств.

    Средства  государственного здравоохранения  направляются на:

      • оказание медицинской помощи гражданам;
      • целевые комплексные программы здравоохранения;
      • развитие материально-технической базы государственного здравоохранения;
      • содержание лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений;
      • подготовку и повышение квалификации медицинских кадров;
      • развитие и внедрение медицинской науки;
      • ликвидацию эпидемий инфекционных заболеваний.

В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

    Финансовое  выражение социальной защиты проявляется  в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов, из которых производятся различные социальные выплаты населению.

    Основой для расчета размеров минимальных  социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитываются стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

    Социальные  расходы осуществляются через Государственный  центр по выплате пенсий, Государственный  накопительный пенсионный фонд, включенный в настоящее время в государственный  бюджет, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

    Расходы на социальную защиту населения в  финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы  на социальное обеспечение и социальную помощь.

    Имеются различия в понятиях, включаемых в  категорию социальной защиты населения.

Информация о работе Виды государственных расходов