Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:59, курсовая работа
Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие. Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов.
Введение……………………………………………………………....3
Государственный контроль
Понятие законности и способы её обеспечения………………5
Понятие государственного контроля………………………….7
Содержание и виды государственного контроля……………..9
Виды государственного контроля в системе разделения властей
Президентский контроль……………………………………...13
Контроль органов исполнительной власти…………………..17
Контроль органов законодательной власти………………….20
Судебный контроль……………………………………………23
Заключение…………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………….31
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А.СТОЛЫПИНА»
по дисциплине «Административное право»
на тему: «Государственный контроль и его виды»
Выполнил: |
студент 3 курса, ГМУвз- 330 группы, |
заочной формы обучения, |
специальности 080504.65, |
Липатов Николай Викторович |
Руководитель: |
_________________________ |
_________________________ |
Ульяновск 2010
1. Введение
Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие. Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти. Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе и изменяется в соответствии с механизмом управления. Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.
В данной работе рассмотрены основные принципы одной из важнейших форм осуществления государственной власти – государственного контроля. Необходимо обозначить (как общую тему) теоретическое понятие государственного контроля вообще, а также исследовать деятельность отдельных субъектов, осуществляющих эту функцию.
Следует отметить, что
контрольно-надзорная
При проведении исследования темы Государственный контроль и его виды были использованы следующие методы исследования:
Предметом исследования в данной работе выступают такие понятия как законность, атрибут существования демократически организованного общества, и способы её обеспечения которые включают в себя и частные вопросы Государственного контроля.
Цель работы – изучение темы Государственного контроля и его видов в системе разделения властей, которые были приняты согласно конституции Российской Федерации.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к определению понятия законность и способы её обеспечения;
2. Обозначить понятие Государственный контроль, его содержание и виды, рассмотреть какие основные элементы отвечают требованиям законности и дисциплины;
3. Рассмотреть классификацию Государственного контроля в зависимости от органов государственной власти, которые её осуществляют.
2. Государственный контроль
2.1 Понятие законности и способы её обеспечения
В соответствие с Конституцией Российской Федерации ст. 15 часть 2 органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. [1, 5] Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Она обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан. [10, 600] Наряду с законностью эффективности управления служат дисциплина целесообразности, присущие управленческой деятельности.
Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт.
Во-первых, это общеобязательность законов для всех лиц, находящихся на территории России. В этом проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила. В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов 10 августа 2000г. издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации».
Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применения законов на всей территории РФ.
В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом целесообразности. Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. Целесообразность означает соответствие деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами. Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осуществлялся в границах закона и на основе норм права.
В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой – само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности.
В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью.
В-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если её нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.
Обеспечение законности в России служит система определенных гарантий (экономические, политические, организационные, юридические и общественные), которая возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности, так и в качестве дополнительной функции.
В обществе действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности. Это – контроль, надзор и обжалование.
2.2 Понятие государственного контроля
В словаре русского языка С.И. Ожегова контроль определяется следующим образом:
Обобщенно контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап в управленческом цикле.
В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. [10,608]
Контроль – это система наблюдения, проверки процесса функционирования органов исполнительной власти и их должностных лиц с целью получения достоверной информации о состоянии законности, дисциплины, эффективности и целесообразности деятельности, своевременного предупреждения, выявления, пресечения нарушений, способствующих им причин и условий, привлечения виновных к ответственности. [5,140]
Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами тайны.
Контроль как организационно-
проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;
проверка путей и
средств достижения этого результата,
соответствие использованных при этом
методов требованиям права, морали,
нравственности, деловой и служебной
этики, хозяйственной
принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечения к различным видам правовой ответственности). [12,242]
Таким образом, государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.
Следует отметить, что в официальных документах также дается определение государственного контроля. Например, в письме Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2008 г. №Д05-5158 указано, что «государственный контроль (надзор) – одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции».
Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [1,4] Эффективность осуществления народом своей власти через названные органы решающим образом зависит от уровня государственного контроля. При этом данный контроль в соответствии с Конституцией в любом случае остается государственным, поскольку и органы государственной власти, и органы местного самоуправления выступают формой единой государственной власти.