Управление затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Ключевыми понятиями экономики являются такие понятия как:

результаты и затраты.

Результаты – это выручка от реализации продукции (работ, услуг), готовая продукция на складе, незавершенное производство, оборудование и другие основные средства собственного производства.

Затратами являются расходы производителя для осуществления целей своей деятельности, для получения результата в виде готовой продукции (работ, услуг), незавершенного производства, а также в виде оборудования и иных основных средств для собственного производства.

Для управления затратами на современном экономическом уровне имеется сложная система классификационных признаков.

И первым шагом в классификации затрат является деление их в зависимости от времени осуществления на единовременные и текущие затраты.

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ.doc

— 473.63 Кб (Скачать)

7. Управление затратами на основе системы “директ-костинг”

   В предыдущих главах данного пособия  показана организация управления затратами  на основе традиционного метода планирования и учета затрат на производство. Этот метод основывается на расчете полной себестоимости продукции (работ, услуг) и закреплен законодательными нормативными документами по налоговому и бухгалтерскому учету. Использование полной себестоимости оправдано, т.к. только на основе информации о полных затратах можно исчислять полный финансовый результат в виде прибыли. К тому же рыночные отношения и использование рыночных цен не исключает необходимости в расчетных отпускных ценах, которые являются нижним переделом цены и дают менеджерам информацию о том, какую цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты на производство продукции (работ, услуг). Расчет отпускных цен возможен только на основе полной калькуляции на продукцию (работы, услуги).

   Расчет  полных затрат требует многочисленных расчетов, распределений затрат по сметам, составление балансов увязки затрат, выполнение проверочных заключительных расчетов, которые довольно трудоемки.

   В динамичных условиях рыночного производства администрации и менеджерам организаций нужна оперативная информация о том, во что обходится предприятию производство продукции (работ, услуг).

   Колебания объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а  также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказывается на себестоимости изделий и в целом на прибыли. Возникает необходимость в информации о затратах на изготовление изделий не искаженная в результате косвенного распределения части расходов, которые относительно неизменны при любом объеме производства. Поэтому в настоящее время в теории и практике управления затратами используется следующий подход: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно, после многочисленных расчетов и распределений включает все виды расходов, а та, в которую включены только затраты непосредственно связанные с выпуском данной продукции (работ или услуг).

   Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в  части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) – разнице между выручкой от реализации и неполной себестоимостью реализованной продукции – и дает система “директ-костинг”.

   Для управления затратами по системе  “директ-костинг” используют классификацию затрат на основе статей калькуляции (раздел 7). Неполная себестоимость по системе “директ-костинг” в разрезе статей калькуляции выглядит следующим образом:

  1. Сырье и материалы;
  2. Покупные изделия, полуфабрикаты;
  3. Топливо технологическое;
  4. Энергия технологическая;
  5. Основная заработная плата рабочих, занятых изготовлением продукции (работ, услуг);
  6. Дополнительная заработная плата рабочих, занятых изготовлением продукции (работ, услуг);
  7. Отчисления на социальные нужды от основной и дополнительной заработной платы рабочих, занятых изготовлением продукции (работ и услуг).

   В соответствии с классификацией затрат в неполную себестоимость вошли:

   затраты переменные, зависящие от изменения  объема производства продукции (работ, услуг);

   затраты простые, т.е. состоящие из одного вида затрат;

   затраты основные (производственные), вызываемые функционированием основного производства.

   При этом, для составления неполной себестоимости  неважно прямые эти затраты или косвенные (дополнительная заработная плата и отчисления на социальные нужды). Главное в этом подходе состоит в том, что ограниченная себестоимость наиболее полно отражает эффективность основного производства.

   Другие  виды затрат, не вошедших в ограниченную себестоимость, но по своей экономической  сущности составляющих часть текущих издержек, возмещаются единой суммой из выручки.

   Применяя  систему “директ-костинг” (систему  учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства и затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью и маржинальным доходом).

   В таблице 4 представлен состав показателей, позволяющих эту взаимосвязь изучить аналитически. Задача анализа состоит в том, чтобы определить критический объем производства, т.е. такой объем, при котором выручка от реализации продукции равна её полной себестоимости.

   В качестве исходных данных использованы в расчетах точки безубыточности используются (таблица 4):

   объем продаж в натуральных единицах;

   выручка от продаж в стоимостном выражении;

   переменные  расходы в тыс. руб.

   Точка критического объема (К) равна:

    ,      (18)

   где - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек; - величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по переменным расходам).

                Таблица 4

Расчет  точки безубыточности в натуральном  и стоимостном  
выражении

Показатели Значение 
показателя
1. Объем  продаж, единиц 4375
2. Выручка  от продаж, тыс.руб. 166632,0
3. Переменные  расходы, тыс.руб. 151158,0
4. Удельные  переменные расходы (стр.3: стр.1), руб. 34550,0
5. Цена  продажи (стр.2: стр.1), руб. 38087,0
6. Удельный  маржинальный доход (стр.5 – стр.4), руб. 3537,0
7. Постоянные  расходы, тыс. руб. 13134,0
8. Точка  безубыточности (стр. 7: стр. 6), единиц 3713
9. Выручка  в точке безубыточности (стр.8 х  стр.5), тыс. руб. 141417
10. Прибыль  (стр. 2 – стр.3 – стр.7) 2340

Выручка в точке безубыточности 

   В процессе управления затратами часто  необходимо ответить на вопрос: “Что будет, если?”: Использование маржинального  подхода по системе “директ-костинг” дает возможность рассчитать операционный рычаг, который позволяет оценить  степень влияния изменения объемов продаж на размер будущей прибыли организации.

      (19)

   Очевидно, что прибыль может быть получена лишь после прохождения точки безубыточности (равновесия). Таким образом, расчет операционного рычага позволяет ответить на вопрос: “Какой прирост прибыли следует ожидать при увеличении объемов продаж на 1% после преодоления организацией равновесного состояния?”

   Расчет  операционного рычага приведен в  таблице 5.

                Таблица 5

Расчет  операционного рычага

 
Показатели
Значение

показателя

В % к выручке от продаж
1. Объем  продаж, единицы 4375 -
2. Выручка  от продаж, тыс. руб. 166632,0 100,0
3. Переменные  расходы, тыс. руб. 151158,0 90,71
4. Маржинальный  доход (стр.2 – стр.3), ты. руб. 15474,0 9,29
5. Постоянные  расходы, тыс.руб. 13134,0 7,88
6. Прибыль  (стр.4 – стр.5), тыс. руб. 2340,0 1,4
7. Операционный  рычаг (стр.4: стр.6) 6,61  

   На  небольшом удалении от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, по мере возрастания объемов продаж она начинает убывать: каждый последующий процент прироста выручки будет обеспечивать все меньший процент прироста прибыли. При скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания мощностей или другими обстоятельствами, значение точки безубыточности возрастает, и данные зависимости приходится прогнозировать заново. Изменение объемов продаж относительно точки безубыточности влечет за собой и применение запаса финансовой прочности. Одновременно меняются риски предприятия (таблица 6)

                Таблица 6

   Влияние изменения объемов продаж на изменение операционного рычага и запас финансовой прочности

Показатели Прогнозируемый  объем продаж, ед.
3750 4000 4375 5000
1. Выручка  от продаж*, тыс.руб. 142826,0 152348,0 166632,0 190435,0
2. Переменные  расходы**, тыс. руб. 129562,0 138200,0 151158,0 172750,0
3. Маржинальный  доход, тыс. руб. (стр.1 – стр.2) 13264,0 14148,0 15474,0 17685,0
4. Постоянные  расходы, тыс. руб. (стр. 7 табл.2) 13134,0 13134,0 13134,0 13134,0
5. Прибыль  (стр.3 – стр.4), тыс.руб. 130,0 1014,0 2340,0 4551,0
6. Точка  безубыточности, единиц (стр.8 табл.2) 3713 3713 3713 3713
7. Выручка  в точке безубыточности, тыс. руб. (стр.9 табл. 2) 141417,0 141417,0 141417,0 141417,0
8. Операционный  рычаг (стр.3: стр.5) 102,04 13,95 6,61 3,89
9. Запас  финансовой прочности:        
(стр.1 – стр.7),тыс. руб. 1409,9 10931,0 25215,0 49018,0
(стр.1 – стр.7): стр.1х100,% 0,98 7,17 15,13 25,74

*Цена  продажи – 38087,0 руб. (таблица 4)

Информация о работе Управление затратами