Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 07:44, диссертация
Трансформационный процесс в рыночной экономике сопровождается преобразованиями всей финансовой системы и системы финансов. В этом контексте имеет место возрастающее значение обеспечения эффективности управления финансовыми результатами деятельности предприятия. Недостаточная теоретическая и методическая база в оценке финансовых ресурсов и финансовых результатов деятельности предприятия, в значительной степени снижает возможности эффективного формирования и использования управленческих инструментов и механизмов, поиск многовариантных возможностей решения возникающих задач, что и обусловило актуальность выбора темы диссертации, ее цель.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
Сущность и роль оценки финансовых результатов в функционировании и развитии предприятия 11
Теоретические основы управления механизмом
финансовой деятельности предприятия. 19
Система показателей характеризующих финансовое
состояние предприятия 27
Показатели влияющие на изменение финансовых результатов и резервы их увеличения 43
Направления повышения эффективности использования финансовых результатов 54
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОБЩАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 64
Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 64
Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли 78
Оценка рентабельности предприятия и его возрастающего
значения для деятельности предприятия. 84
РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 99
Оценка резервов увеличения прибыли и рентабельности предприятия 99
Мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия. 110
Финансовое планирование как способ улучшения
использования финансовых ресурсов предприятием. 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
ЛИТЕРАТУРА 13
Основными задачами анализа финансовых результатов являются: анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли; факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности; анализ и оценка использования чистой прибыли; анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от реализации продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции [84,141]:
Расчет общего изменения прибыли (АР) от реализации продукции: АР=РГР0 (1.31)
где Pi - прибыль отчетного года; Ро - прибыль базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (APj):
APAN'-N'AXpa-ZPo * ' (1.32)
где Nf =AjPjqj - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q- количество изделий);
ЛЛо = АРоЧ\- реализация в отчетном году в ценах базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (АР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):
ЛР2=РоЛ-Ро=Ро(Л-1) (1.33)
где Ро - прибыль базисного года;
Ki - коэффициент роста объема реализации продукции
(1.34)
где Sift - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года; So - себестоимость базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (АРз):
АР3=Р0(КгК), (1.35)
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам
(1.36)
N
где N/0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;
Ы* - реализация в базисном году.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (АР4)'.
АР^о-Б^ (1.37)
где Бщ - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;
- фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного
года.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (АРб).
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
АР=Р1-Р0= АР у + АР2+ АР3+ АР 4+ АР5 + АР6 (1.38)
или АР = ААР< (1.39)
где Р - общее изменение прибыли;
Р/ - изменение прибыли за счет /'-го фактора.
В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях, убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия.
Данный расчет возможен к применению на предприятиях занимающихся реализацией однородной продукции или услуг, но так как ЗАО СПО «ОРТЭВ» занимается строительно-производственной деятельностью, каждый производственный цикл (подряд) является уникальным и на стоимость работ влияет множество факторов как внешних так и внутренних, то расчет по приведенной выше методике для исследуемого предприятия необходимо корректировать под конкретные условия.
В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия.
Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом организации. К ним относятся прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, финансовых активов и иного имущества; прибыль (убыток) от списания основных средств по причине морального износа, сдачи помещений в аренду, содержания законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирования производственных заказов (договоров), прекращения производства, не давшего продукции (в последних трех случаях - с учетом полученных компенсаций). Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма № 2) развернуто по статьям «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы». Кроме того, в составе операционных доходов и расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), а также сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов (на содержание правоохранительных органов и ДР-)-
Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм налога на добавленную стоимость, отраженным на счетах бухгалтерского учета [107].
Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные финансовые результаты также отражаются в форме № 2.
В состав прочих расходов от внереализационных операций включаются: убытки от списания ранее присужденных долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика, убытки от хищения материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены; судебные издержки; суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания безнадежных долгов; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; убытки от стихийных бедствий; присужденные или признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров.
При анализе внереализационных финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Следует установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа [109].
1.5. Направления повышения эффективности использования финансовых результатов
Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.
В качестве оборотного капитала на предприятии используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов
владельцам.
Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.
Экономический и организационно-
Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.
Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:
планирование закупок необходимых материалов;
введение жестких производственных систем;
использование современных складов;
совершенствование прогнозирования спроса;
быстрая доставка сырья и материалов.
Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.) [53].
Оплата товаров постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:
покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;
покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;
в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям (факторинг).
Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.
Информация о работе Управление финансовыми ресурсами предприятия