Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 12:40, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы – провести исследование дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии и на этой основе предложить мероприятия по её снижению. Достижение данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- изучить теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

- дать финансово-экономическую характеристику ОАО «ТК «ВгТЗ»;

- классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия;

- рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ОАО «ТК «ВгТЗ»;

- проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.

- предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Объектом исследования является деятельность ОАО «ТК «ВгТЗ» с позиции управления дебиторской и кредиторской задолженностью для функционирования эффективного финансового менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........4

Глава 1. Теоретические основы дебиторской и кредиторской задолженности на ОАО «ТК «ВгТЗ»

1.1. Сущность и содержание дебиторской и кредиторской

задолженности на предприятии………...…………………………………………..8

1.2. Роль и значение дебиторской и кредиторской задолженностей в управлении оборотными средствами предприятия………………………….............................18

1.3. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии………………………….……………………………………………..23

Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на ОАО «ТК «ВгТЗ»

2.1. Финансово-экономическая характеристика предприятия…………………..34

2.2. Анализ влияния важнейших факторов на дебиторскую и кредиторскую задолженности предприятия…....………………………………………………….45

2.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятия….……………………………………………………………………..55

Глава 3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ТК «ВгТЗ»

3.1. Рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия..……………………………………………………58

3.2. Совершенствование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия………………………..……………………………61

Заключение………………………………………………….………………………64

Список литературы…………………………………………………………………68

Работа содержит 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

      Как показывает практика, возникновение просроченной дебиторской задолженности — вполне типичная ситуация для многих предприятий. Первое, что нужно сделать в этом случае, — напомнить клиенту о необходимости осуществления платежа. При этом сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры. Также необходимо решить, готова ли компания изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании.

      Дальнейшее  неисполнение обязательств можно рассматривать  как основание для решения вопроса о взыскании дебиторской задолженности и штрафных санкций в судебном порядке. [22, с. 106]

 
 

1.3. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

              

      Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

      К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования. [19, с. 76]

           Управление дебиторской задолженностью  связано с двумя видами резервов  времени – на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

      Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

                    При оценке платежеспособности  потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение. Кредитную надежность  покупателя можно оценить количественными  методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику. [25, с. 169]

             Продление кредита влечет за  собой дополнительные расходы:  административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

           Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. 

      Контроль  дебиторской задолженности. Имеется  много способов                                                                                                                                                                                                                     максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов.

      Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

      Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

      Когда бизнес развивается пассивно, могут  применяться сезонные датирования  выставления счетов: вы предлагаете  продление срока платежей для  стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

      Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей. [31, с. 81]

            Необходимо классифицировать дебиторские  задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени,  истекшему с даты выставления  счета) для выявления покупателей,  нарушающих сроки платежа, и  облагать процентом просроченные  платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

      Защита  страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

      Кредитная политика. При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

      В целом управление дебиторской задолженностью включает:

      1)     анализ дебиторов;

      2) анализ реальной стоимости существующей  дебиторской задолженности; 

      3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

      4) разработку политики авансовых  расчетов и предоставления коммерческих  кредитов;

      5) оценку и реализацию факторинга.

      1) Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

      2) Анализ дебиторской задолженности  и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

      Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

      3) Соотношение дебиторской и кредиторской  задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов. Баланс предприятия считается неплатежеспособным, если: 1) объем оборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конец периода < 2; 2) объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1. [45, с. 220]

      Дебиторская задолженность – элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности  с кредиторской.

      При анализе соотношения   дебиторской  и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

      На  уровень дебиторской задолженности  влияют следующие основные факторы:

      - оценка и классификация покупателей  в зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

      - контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской  задолженности; 

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ»)