Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 12:40, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы – провести исследование дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии и на этой основе предложить мероприятия по её снижению. Достижение данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- изучить теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

- дать финансово-экономическую характеристику ОАО «ТК «ВгТЗ»;

- классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия;

- рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ОАО «ТК «ВгТЗ»;

- проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.

- предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Объектом исследования является деятельность ОАО «ТК «ВгТЗ» с позиции управления дебиторской и кредиторской задолженностью для функционирования эффективного финансового менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........4

Глава 1. Теоретические основы дебиторской и кредиторской задолженности на ОАО «ТК «ВгТЗ»

1.1. Сущность и содержание дебиторской и кредиторской

задолженности на предприятии………...…………………………………………..8

1.2. Роль и значение дебиторской и кредиторской задолженностей в управлении оборотными средствами предприятия………………………….............................18

1.3. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии………………………….……………………………………………..23

Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на ОАО «ТК «ВгТЗ»

2.1. Финансово-экономическая характеристика предприятия…………………..34

2.2. Анализ влияния важнейших факторов на дебиторскую и кредиторскую задолженности предприятия…....………………………………………………….45

2.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятия….……………………………………………………………………..55

Глава 3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «ТК «ВгТЗ»

3.1. Рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия..……………………………………………………58

3.2. Совершенствование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия………………………..……………………………61

Заключение………………………………………………….………………………64

Список литературы…………………………………………………………………68

Работа содержит 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

      Анализ  краткосрочных обязательств по данным годового бухгалтерского баланса целесообразно  начать с их качественной характеристики. Качественный анализ заключается в  обзоре сумм, отраженных в разделе \/ «краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса. Он позволяет установить наличие краткосрочных обязательств у организации на начало и конец года, их стоимостную оценку и выявить тенденции изменения задолженности перед кредиторами в течение отчётного года. [15, с. 59]

      Качественное  изменение обязательств организации  по кредитам и займам приводится в  ф. № 4 «Отчёт о движении денежных средств». При сопоставлении сумм в бухгалтерском  балансе и  ф. № 4 можно увидеть, какую сумму заёмных средств для осуществления своей деятельности пришлось привлечь организации, а какую часть своих обязательств организация смогла реально погасить за счёт собственных денежных средств.

      В соответствии с п. 33 ПБУ 15/01 «Учёт  займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» в бухгалтерской отчётности должна отражаться дополнительная информация о величине задолженности по кредитам и займам. Она позволит оценить наличие и изменение величины задолженности по основным видам займов и кредитов, в том числе просроченной, а также затраты по займам и кредитам. Эта информация может быть раскрыта в форме таблиц, расшифровок в пояснительной записке.

      При составлении отчётности следует  обратить внимание на раскрытие информации о просроченной  кредиторской задолженности по видам. Необходимость раскрытия такой информации обусловлена тем, что в бухгалтерском балансе суммы кредиторской задолженности приводятся обобщенно в разрезе кредиторов, не раскрывая изменений в составе долгов. Представляется целесообразным в ф. № 5 или в пояснительной записке  привести аналитическую таблицу, в которой будет дана расшифровка сумм возникшей и погашенной задолженности по видам, в том числе просроченной. [10, с. 198]

      Для полноты оценки показателей качественный анализ может быть дополнен анализом структуры краткосрочных обязательств по данным бухгалтерской отчётности.

      Структурный анализ позволяет оценить удельный вес каждого вида краткосрочных  обязательств в общем, итоге раздела  и валюты баланса. Он может быть дополнен анализом структуры срочной и просроченной задолженности по видам. Результативность такого анализа увеличивается при построении рядов задолженности, по которым можно отслеживать структурные изменения в составе обязательств.

      Относительную оценку краткосрочных обязательств можно разделить на следующие этапы:

  • сопоставление краткосрочных обязательств с денежными средствами и дебиторской задолженностью;
  • сопоставление привлеченных и собственных средств;
  • сопоставление краткосрочных обязательств и выручки от продажи товаров (работ, услуг).

      Сопоставление краткосрочных обязательств с денежными  средствами и дебиторской задолженностью. Сущность данного этапа заключается  в определении остатков по счетам учёта денежных средств и дебиторской  задолженности в бухгалтерском  балансе, которые сравниваются с суммой краткосрочных обязательств. Результаты анализа показывают, насколько текущая задолженность организации покрывается наиболее ликвидными активами. [7, с. 129]

      Сопоставление привлечённых и собственных средств. По данным бухгалтерского баланса устанавливаются абсолютные значения показателей, отражающие изменения капитала, резервов и долгосрочных обязательств организации за отчётный период. Долгосрочные и краткосрочные обязательства относятся к привлечённым средствам. Сопоставив данные суммы можно оценить зависимость организации от внешних источников привлечения активов. Кроме того, встречный анализ разделов пассива баланса позволяет оценить изменения в структуре источников имущества организации. Удельный вес краткосрочных обязательств в общем итоге валюты баланса свидетельствует о доле имущества, приобретенного за счёт краткосрочных заёмных средств. [47, с. 294]

      Сопоставление краткосрочных обязательств и выручки  от продажи товаров (работ, услуг). При  сопоставлении данных  показателей  по дан-ным бухгалтерской отчётности можно оценить оборачиваемость кредиторской задолженности организации. В   состав кредиторской задолженности для расчёта целесообразно включить суммы краткосрочных обязательств по кредитам и займам в кредиторскую задолженность.

     Используя выручку от продаж, можно продолжить характеристику краткосрочных обязательств и рассчитать сроки возможного погашения  задолженности перед кредиторами. Сумма выручки, полученной за год, должна быть разделена на количество дней в отчетном периоде. Расчеты позволяют определить, в какие средние сроки организация может рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднедневной выручки, полученной в отчетном году, если не осуществлять никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с кредиторами. Для расчета целесообразнее брать показатель оплаченной выручки от продажи товаров, работ и услуг, характеризующий текущую деятельность организации. [45, с. 472]

 
 

      1.2.    Роль и значение  дебиторской и  кредиторской задолженностей в управлении оборотными средствами

 

      При выработке политики платежей предприятие  исходит из сравнения прибыли, дополнительно  получаемой при смягчении условий  платежей и, следовательно, росте объемов  продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности. [30, с. 245]

      Смягчение условий коммерческого кредита  может заключаться в увеличении срока кредита для новых потребителей. Очевидно, что в этом случае и  традиционные потребители увеличат срок оплаты коммерческого векселя.

      Широкое распространение в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации – доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности.

      Коэффициенты  инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в  июне включают коэффициент инкассации текущей (июньской) задолженности, коэффициент  инкассации задолженности по продукции, отгруженной в мае и т.д. Суммарный коэффициент инкассации равен отношению погашения дебиторской задолженности за все периоды к объемам поставок за последний период. [30, с. 280]

        Если К > 1, то за июнь дебиторская  задолженность снизилась, если  К < 1, то дебиторская задолженность и вероятность формирования безнадежной задолженности растут.

      Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита  приводят к снижению коэффициентов  инкассации.

      Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для руководства предприятия.

      Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Оплата  за наличный расчет может быть выполнена наличными деньгами через кассу предприятия, либо с помощью кредитной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете.  [29, с. 201]

     Безналичные расчеты осуществляют посредством  безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских  счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

      Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток  денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены.

      Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение  оборачиваемости в динамике рассматривается  как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство «Дан энд Брэдстрит» имеет информацию о кредитоспособности более 18 млн. американских и канадских компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степень кредитоспособности (высокая, хорошая, достаточная, ограниченная и другие полезные сведения). [25, с. 86]

      Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная ЗО», означающая, что:

      а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

      б) покупатель оплачивает полную стоимость  товара, если оплата совершается в  период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;  
    в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты. [30, с. 510]

      Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

      Анализ  и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью  абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В  частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.

Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. [19, с. 103]

      Неотъемлемой  частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников  компании, вовлеченных в процесс.

      Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Например, менеджер по продажам премируется не только за выполнение плана по продажам, но и за исполнение обязательств теми контрагентами, которым он произвел отгрузку с рассрочкой платежа. Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность (если менеджер выполнил все предусмотренные регламентом действия, то ответственность за просроченную задолженность несет только клиент), а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ»)