Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии понятия и сущности кредитоспособности предприятий, а также оценки и анализа данной экономической категории на примере объекта исследования.
Объектом исследования в работе является торговое предприятии - общество с ограниченной ответственностью «Триумф».
Предметом исследования является изучение финансового состояния и оценка кредитоспособности ООО «Триумф» на основе данных его бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2011-2012 гг.
Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения поставленной в работе цели, следующие:
Введение 3
1. Теоретические основы кредитоспособности предприятия 4
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности 4
1.2. Методика оценки кредитоспособности 5
2. Оценка кредитоспособности предприятия ООО «Триумф» 11
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия 11
2.2. Оценка прибыльности и деловой активности предприятия 14
2.3. Анализ ликвидности баланса и коэффициентов ликвидности 17
2.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия 22
3. Пути повышения кредитоспособности предприятия ООО «Триумф» 25
Заключение 28
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Управленческие решения по повышению кредитоспособности предприятия (на примере организации)
2013
Содержание
Введение
1. Теоретические
основы кредитоспособности предприятия
1.1. Понятие
и сущность кредитоспособности
1.2. Методика
оценки кредитоспособности
2. Оценка кредитоспособности
предприятия ООО «Триумф»
2.1. Экономическая
характеристика деятельности предприятия
2.2. Оценка
прибыльности и деловой активности предприятия
2.3. Анализ
ликвидности баланса и коэффициентов
ликвидности
2.4. Анализ
финансовой устойчивости предприятия
3. Пути повышения
кредитоспособности предприятия ООО «Триумф»
Заключение
Список литературы
В настоящее время банковский кредит в развитых странах имеет чрезвычайно важное значение в развитии реального сектора экономики, потому как привлечение предприятиями кредитов на развитие производства (при рациональном использовании привлечённых средств) приводит к повышению рентабельности собственных средств. Поэтому отношения, складывающиеся между банками и предприятиями по поводу кредитования, строго регламентированы системой законодательных норм и положений ведомственных актов. На их основании в практике западных банков разработаны надёжные схемы предоставления и возврата кредита.
В нашей стране негосударственные кредитные отношения существуют уже более 15 лет - 2 декабря 1990 года были приняты Федеральные законы «О Центральном Банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», однако, положительный опыт кредитования отечественными банками предприятий наработан весьма скудный и проблем в этой сфере в настоящий момент, пожалуй, ненамного меньше, чем пятнадцать лет назад. Одной из них является проблема определения кредитоспособности потенциального заемщика.
Актуальность указанной темы обуславливается тем, что больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Поэтому интерес к данной теме никогда не снизиться.
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии понятия и сущности кредитоспособности предприятий, а также оценки и анализа данной экономической категории на примере объекта исследования.
Объектом исследования в работе является торговое предприятии - общество с ограниченной ответственностью «Триумф».
Предметом исследования является изучение финансового состояния и оценка кредитоспособности ООО «Триумф» на основе данных его бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2011-2012 гг.
Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения поставленной в работе цели, следующие:
1) изучить теоретические основы понятия кредитоспособности предприятия;
2) провести оценку кредитоспособности на примере ООО «Триумф»;
3) выработать пути и предложения по дальнейшему укреплению платежеспособности объекта исследования.
В структурной части работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В качестве теоретической базы исследования при написании курсовой работы были использованы соответствующие нормативные документы и правовые акты, а также новейшие методические и периодические издания по рассматриваемому вопросу, в частности таких авторов как Савицкая Г. В., Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Донцова Л. В., Никифорова Н. А. и др.
Для большинства банков кредитование субъектов хозяйствования зачастую связано с риском невозврата кредитных ресурсов. Поэтому выбор методов и процедуры кредитования субъектов хозяйствования начинается с определения кредитоспособности ссудозаемщиков. При кредитовании крупных предприятий любая ошибка банка настолько велика, что при случае невыполнения условий кредитного договора банк подвергается значительному риску. Данное положение банка выражается в показателе соотношения прибыли и риска банка. Это означает, что банки должны уделять особое внимание кредитам, выдаваемым крупным предприятиям, учитывать то, что данные кредиты обычно бывают значительными в силу этого составляют повышенный риск.
Кредитоспособность предприятия - это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Оценивается данная категория с помощью критериев, соответствие или несоответствие которым повышает или понижает вероятность возврата предприятием кредита. Таким образом, кредитоспособность - это способность кредитополучателя в установленный срок выполнить свои обязательства по кредитному договору.
Составляющими кредитоспособности юридического лица являются:
1) юридическая правоспособность (способность иметь право и нести ответственность, форма собственности, состав учредителей и их репутация в деловом мире, право руководителей заключать хозяйственные, денежные и другие договора, право распоряжаться имуществом (ограничено ли уставом или правом учредителей), сумма, в пределах которой руководителю дается право заключать договор, наличие лицензии на вид деятельности и другое);
2) техническая кредитоспособность (конкурентоспособность продукции, ее цена реализации и другое);
3) основные элементы плана маркетинга (схемы распространения продукции, ценообразования, рекламы, методы стимулирования продаж, организация сервиса и другое);
4) финансовая кредитоспособность (состояние оборотных средств, объем прибыли и ее использование, состояние и состав кредиторской и дебиторской задолженности и другое).
Мировая и отечественная практика позволила выделить критерии кредитоспособности:
1) характер клиента;
2) способность заимствовать средства;
3) способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;
4) капитал;
5) обеспечение кредита;
6) условия, в которых совершается кредитная сделка;
7) контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представлений о целях кредита, соответствие кредитной политике банка.
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписки кредитного договора или ведения переговоров.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: его достаточность и степени вложения собственного капитала в кредитуемую операцию.
Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относится текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка.
Последний критерий - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка - нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы:
1) имеется ли законодательная и нормативная основа для деятельности заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия;
2) как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового);
3) насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
Источниками информации для проведения банками анализа и определения критериев кредитоспособности кредитополучателей являются:
1) форма 1 «Бухгалтерский баланс»,
2) форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»,
3) форма 3 «Отчет о движении источников денежных средств»,
4) форма 4 «Отчет о движении денежных средств»,
5) форма 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
6) и форма 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», заполненные в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».
1.2. Методика оценки кредитоспособности
По мнению некоторых специалистов в сфере банковской деятельности принято оценивать кредитный риск по двум уровням:
1) на уровне бизнес-риска.
2) на уровне финансового риска.
Бизнес-риск, в свою очередь, оценивается по нескольким основаниям:
1) оценка внешней среды функционирования предприятия (ОПФ, правовое регулирование, конкурентная среда);
2) качество системы управления на предприятии;
3) взаимоотношение клиента с банками (кредитная история);
4) оценка кредитной заявки.
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, оценить и рассчитать каждый из которых непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату, вместе с тем все они подвержены искажающему влиянию инфляции. Сложность представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких, как моральный облик и репутация заемщика. Кроме того, применяется множество методов и подходов решения данной задачи, не исключающих друг друга, а дополняющих в комплексе и делающих оценку кредитоспособности заемщика более соответствующей реальности.
Классификация методов оценки кредитоспособности
будет выглядеть следующим
Рис. 1 Методы оценивания кредитоспособности субъектов хозяйствования
В данной курсовой работе мы ограничимся анализом внешней среды бизнес-риска.
Финансовый риск оценивается по данным бухгалтерской отчётности, достоверность которой, как уже говорилось, должна быть подтверждена безусловно положительным аудиторским заключением следующим образом:
а) проследить простую динамику статей бухгалтерского баланса;
б) оценить структуру имущества предприятия и источников его формирования;
2) рассчитать относительные показатели по данным бухгалтерской отчётности. Все предлагаемые показатели можно разделить на шесть групп:
а) показатели прибыльности и рентабельности;
б) показатели деловой активности (оборачиваемости);
в) показатели ликвидности;
г) показатели финансовой устойчивости;
д) показатели обеспеченности запасов и затрат собственными средствами.
ж)показатели платежеспособности.
І. Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности идентифицируют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. При оценке кредитоспособности рассчитываются обычно следующие основные показатели рентабельности:
Информация о работе Управленческие ришения по управлению кредитоспособности предприятия