Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель работы - анализ сущности и механизма финансового рынка, его роли в мобилизации, распределении и перераспределении финансовых ресурсов.
Основными задачами являются:
1) ознакомиться с теоретическим аспектом исследования финансового рынка;
2) определить значение рынка ценных бумаг в аккумуляции и движении денежных средств;
3) проанализировать особенности развития фондового рынка на мировом и государственном уровнях;
4) исследовать проблемы современного финансового рынка России и способы их преодоления;
5) определить стратегию и перспективы развития финансового рынка России.
Объектом рассмотрения является совокупность сегментов финансового рынка: валютный, кредитный, страховой рынки, рынок золота и фондовый рынок как важнейший сегмент финансового рынка, а также его основные элементы: инструменты, участники, инфраструктура.
Предмет исследования – особенности аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового рынка.
Итак, основные негативные тенденции развития финансового ранка сводятся к следующим:
Рассмотренные проблемы характеризуют комплексный характер задач развития российской финансовой системы, что диктует необходимость многостороннего подхода к их решению.
Для решения подобных задач целесообразно использовать инструменты рынка ценных бумаг, возникающих при секъюритизации активов. Секъюритизация способствует появлению новых классов инструментов на финансовом рынке, обеспечивающих доступ на рынок новых участников, разрешая таким образом проблему поиска новых инструментов, привлекательных для российских инвесторов [31, с. 13].
При
одновременном использовании
Создание высокоразвитой инфраструктуры возможно осуществить посредством совершенствования законодательства о биржах, клиринговой и депозитарной деятельности [25, с.17].
Большое значение в повышении уровня защиты инвесторов имеет система компенсации гражданам, выступающим в качестве инвесторов на финансовом рынке. Формирование данной системы становится сегодня актуальной задачей, решение которой будет способствовать увеличению объемов долгосрочных ресурсов, особенно необходимых на современном этапе развития страны [31, с. 14].
Для эффективного развития системы финансовых отношений в стране исключительное значение имеет культивирование современных норм корпоративного поведения. Введение в 2002 г. Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ с учетом мировых критериев, стало знаменательным шагом в распространении в России мировых стандартов данной области. Распространение Кодекса и выработка практики его применения в особенности принадлежат российским биржам, участие которых в процессе становления всей системы корпоративного поведения выступает в качестве одного из важных условий повышения доверия инвесторов к российским компаниям [21, с. 3].
В целях защиты прав вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе и стимулирования привлечения сбережений населения в 2003 г. принят закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (№ 177 – ФЗ) [5].
Применительно к проблемам развития российского РЦБ большое значение имеет сотрудничество России с Международной организацией комиссии по ценным бумагам (IOSCO) [21, с. 3]. Такое сотрудничество позволило бы повысить роль Федерального агентства в качестве организатора и стимулятора развития фондового рынка в РФ, что диктуется современным состоянием этого рынка. Для этого необходима стратегическая программа развития российского фондового рынка.
Ключевая
роль в развитии российской финансовой
системы принадлежит
3.2
Особенности государственного
регулирования финансового
рынка России: совершенствование
контроля и надзора
Государственное
регулирование финансового
В
системе органов
Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 (далее – ФЗ № 395-1) «О банках и банковской деятельности» (ст.41) надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами [1]. Его основными функциями являются: установление правил осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций, лицензирование кредитных организаций, регулирование и контроль деятельности кредитных организаций и организация валютного контроля.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг [6]. ФСФР разрабатывает основные направления развития РЦБ, разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на РЦБ [20, с. 67]. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.
Страховой надзор на финансовом рынке осуществляется органом Федеральной службой страхового надзора (ФССН) и ее территориальными органами. Согласно Положению о ФССН, утвержденному Правительством РФ от 30 июня 2004 г. №330, ФССН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) и находится в ведении Министерства финансов РФ [9].
Наиболее активно функционируют на РЦБ саморегулируемые организации –(СРО) – добровольные объединения профессиональных участников рынка на коммерческой основе, действующие в рамках существующего законодательства. Они могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций. К основным саморегулируемым организациям относятся: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ), Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД), Союз фондовых бирж России, Национальная фондовая ассоциация, Ассоциация участников вексельного рынка и др. [16, с.442].
Банки РФ объединяют две основных ассоциации – ассоциация региональных банков «Россия» и Ассоциация российских банков.
В связи с формированием в России экономической потребности в развитом финансовом инструментарии и созданием основных категорий участников рынка и обслуживающей их инфраструктуры необходимо сделать вывод о целесообразности совершенствования российского финансового рынка. При формировании современного организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка необходимо исходить из необходимости осуществления следующих задач: повысить эффективность государственного регулирования финансового рынка; продолжить снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; обеспечить эффективную систему раскрытия информации на финансовом рынке; продолжить развитие и совершенствование корпоративного управления; принять действенные меры по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке [29, с. 7].
Конечной целью гармонизации законодательства, устанавливающей требования к осуществлению надзора в различных секторах финансового рынка должна стать реализация идеи меганадзора, т.е. создание единого надзорного органа в отношении кредитных организаций, страховых компаний, участников РЦБ и управляющих активами. 17 октября 2008 года Президентом России Д.А Медведевым издан указ об образовании Совета при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ [7]. Утверждено Положение о Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ. Согласно Положению, основными задачами Совета являются: рассмотрение вопросов, связанных с развитием финансового рынка и обеспечением его стабильности, а также оценка эффективности принимаемых в этой области мер;
3.3
Стратегическая перспектива
развития финансового
рынка России: на пути
к международному финансовому
центру
Россия – страна, которая имеет благоприятное географическое положение: с одной стороны находится Европа, с другой - Азия, с третьей – Ближний Восток. Это очень выгодное положение для позиционирования России в качестве мирового финансового центра (МФЦ). Решение о создании МФЦ – это выбор в пользу развития современного финансового рынка высокой степени сложности, способного привлекать существенный объем внутренних и внешних инвестиций для российской экономики и предоставлять отечественному и зарубежному бизнесу финансовые услуги мирового уровня [30, с. 28].
Пока она, конечно, таковым не является. Для этого в России необходимо разрешить множество серьезных задач. В их числе:
1) необходимость радикальной модернизации финансовой отрасли в России и ее опережающего развития по отношению к экономике в целом, сбалансированного по динамике отдельных секторов (фондового рынка, банков, страховых компаний, институциональных инвесторов, работающих с деньгами населения и т.п.);
2) повышение качества капитализации собственно фондового рынка, развитие и консолидация его инфраструктуры;
3) создание и развитие в России товарных бирж, торгующих за рубли производными от экспортных контрактов на российские биржевые товары (газ, нефть, металл, лес, алмазы, зерновые и т.п.);
4) формирование инвестиционного поведения населения и повышение его финансовой грамотности в целях укрепления доходов среднего класса, расширения его границ, развития накопительной пенсионной системы;
5) превращение Москвы в глобальный город первого уровня.
Все эти задачи взаимосвязаны, но, тем не менее, каждая имеет собственный алгоритм решения, предполагающий свои инструменты, ресурсы, распределение ответственности, сроки реализации и т.п. Представляется необходимым их структурирование и «разнесение» по различным государственным проектам и программам в самое ближайшее время.
В сложившихся условиях интеграции России в мировую экономику, совершенно очевидно, что пришло время создания стратегии развития отечественного финансового рынка на перспективу и принятия соответствующего документа. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года определяет наиболее приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации (далее - финансовый рынок) на период до 2020 года. Настоящая Стратегия носит долгосрочный характер и может быть изменена по мере необходимости. Общей целью настоящей Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, условия образования рублевых цен на такие инструменты и соответствующие им активы, а также спрос на них со стороны внутренних и внешних инвесторов [37].
До 2020 года необходимо решить следующие приоритетные задачи развития финансового рынка:
1) повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка с помощью внедрения механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
2) обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры посредством создания принципиально нового уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и финансовые инструменты, в том числе путем внедрения качественных требований к деятельности учетных институтов, а также создания нормативно-правовых и организационных условий для консолидации биржевой, расчетно-депозитарной инфраструктуры;