Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная цель бюджетной политики, проводимой администрацией области на территории, в области расходов на протяжении ряда лет заключается в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами областного бюджета. Расходование средств производилось исходя из обеспечения приоритетов в области.
Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области является тем сектором экономики, который оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в областной и местные бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств.
Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта, оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, обеспечивает занятость населения и формирует самозанятость. Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения и бюджета региона. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является важнейшей задачей органов государственной власти Магаданской области.
Рассмотрим состояние малого бизнеса в регионе.
По состоянию на 01 января 2008 года в Магаданской области было зарегистрировано:[45]
1 946 малых предприятий, из них 1 394 предприятия, представляющие сведения о своей деятельности;
6 090 предпринимателей;
169 крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 2008 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике Магаданской области составила 22 процента, в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) - 28 процентов, в инвестициях в основной капитал - около 3 процентов. Основные показатели представлены в таблице 3.1.[46]
Таблица 3.1
Основные сравнительные показатели уровня
развития малого предпринимательства за 2007год
Показатель | Магаданская | Дальневосточ- | Российская |
Число малых предприятий на сто тысяч населения (еди |
|
|
|
Среднесписочная численность Предприятий (тыс. человек) |
|
|
|
Доля среднесписочной чис- |
|
|
|
Объем оборота малых пред- |
|
|
|
Инвестиции в основной ка- |
|
|
|
Следует отметить, что значение показателя доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций Магаданской области за последние семь лет стабильно превышает среднероссийский показатель и показатель по Дальневосточному федеральному округу за этот же временной период.
На малых предприятиях в 2008 году были заняты 16 197 человек, что на 7 процентов больше 2007 года.
Число работающих по совместительству на малых предприятиях составило 51 процент от работающих по совместительству в организациях всех видов деятельности экономики Магаданской области.
Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства составила 13,7 тысяч человек, что составляет 102 процента к 2007 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве наибольшее число сосредоточено в добывающей отрасли - 4,2 тысячи человек, в торговле - 2,9 тысячи человек, в сфере транспорта и связи - 1,77 тысячи человек, в строительстве - 1,86 тысячи человек.[47]
Численность, работающих в малом предпринимательстве представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. численность работающих в малом бизнесе
Среднемесячная заработная плата в 2006 году работающих в сфере малого бизнеса составила 13 310 рублей, что на 16,9 процента больше показателя предыдущего года.
Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Оборот малых предприятий за 2006 год вырос на 25,1 процента по сравнению с 2005 годом и составил 21 589,9 миллиона рублей. Значение показателя доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2006-2007 годы - 16,2 процента и 16 процентов соответственно - превышают среднероссийский показатель, который составляет 10,2 процента и 11,2 процента за тот же период. Значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу, который составляет 11,6 процента и 12,2 процента соответственно.
Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Магаданской области довольно устойчива.
В 2008 году в общем числе малых предприятий наибольшую долю - 30 процентов - составляли малые предприятия торговли, в 2007 году - 26 процентов. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.
Предприятия промышленности составили 24,7 процента от общего числа малых предприятий, предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги - 16,7 процента.
Предприятия транспорта и связи составляют 13,2 процента от общего числа малых предприятий, строительные предприятия - 8,7 процента.
Несмотря на рост в 2007 году по сравнению с 2008 годом показателя инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 17 процентов, удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в объеме инвестиций области снизился на 4 процента.[48]
Несмотря на наличие положительных тенденций развития малого предпринимательства в Магаданской области, имеют место и проблемы, влияющие на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, а также препятствующие его динамичному развитию.
Наиболее значимыми факторами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований, являлись несовершенство нормативно-правовой базы и системы налогообложения в сфере малого предпринимательства, финансово-кредитных механизмов, а также существование неоправданных административных барьеров. Это привело к отсутствию готовности малого бизнеса работать с учетом долгосрочной перспективы, низкой инвестиционной активности.
Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий остаются ограниченность собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита.
Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним малых форм хозяйствования. Рост кредиторской задолженности малых предприятий, наблюдающийся за последние 3 года, говорит о том, что малый бизнес предпочитает не погашать своевременно свою задолженность перед поставщиками и другими кредиторами.
Сложные климатические условия и территориальная удаленность региона служат дополнительным препятствием в развитии бизнеса, ограничивают возможности малого предпринимательства в поиске потенциальных партнеров, затрудняет межрегиональное сотрудничество, а также препятствует активному участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности за пределами территории Магаданской области.
Несмотря на возрастающую тенденцию к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законодательством норм и правил ведения бизнеса.
На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, все это негативно сказывается на развитии малого предпринимательства в целом.
Следует отметить, что составить полное представление о реальном состоянии сектора малого предпринимательства и его роли в экономике области, также как и в стране в целом, не представляется возможным из-за существования «теневой» стороны деятельности малого бизнеса. Отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием изменяющихся методик расчета, делает невозможным точную оценку состояния малого предпринимательства и затрудняет выработку действенных механизмов его поддержки.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, как основного компонента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, как источника пополнения областного и местных бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике Магаданской области, считаем целесообразным, разработать и запустить областную целевую программу «Развитие малого и среднего бизнеса на территории Магаданской области».
Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основного компонента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения областного и местных бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике Магаданской области.
Проблема развития малого и среднего предпринимательства является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и решения поставленных задач по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Магаданской области.
Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексный подход к решению проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.
Программа объединяет в себе положительные результаты реализации двух предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации.
Реализация программных мероприятий предусмотрена по четырем основным направлениям:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства;
- финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- методическое и консультационное обеспечение.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства включает мероприятия по экспертизе действующих законодательных и нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, разработке предложений по их совершенствованию. Планируется участие представителей малого и среднего предпринимательства в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов в части регулирования деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основной объем средств предполагается направить на финансово-кредитную поддержку предпринимательства, так как к числу основного ограничителя развития малого бизнеса и его инвестиционной активности относится недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования, о чем свидетельствует и низкий показатель инвестиций малых предприятий в основной капитал.
Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата, а также содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и продвижении продукции (работ, услуг) на внешние рынки.
В настоящее время при наметившейся тенденции к дальнейшему снижению учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации и увеличению на финансовых рынках России свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств существенно расширяются возможности привлечения малыми и средними предприятиями финансовых ресурсов. Основными факторами, сдерживающими активное привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего бизнеса, являются высокая стоимость банковских кредитов и строгие требования по обеспечению их возвратности. Перспективным механизмом государственного содействия по привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств и создания благоприятного инвестиционного климата является:
- обеспечение гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам банков, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование части затрат на уплату стоимости гарантии, поручительства по кредитам.
Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе