Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С точки зрения динамики развития внешнеэкономической деятельности, можно отметить, что достаточно благоприятным сложился для Магаданской области 2002 год. Увеличение внешнеторгового оборота в 2002 году было обусловлено в большей степени ростом на 34% объема экспорта. Кроме того, в 2002 году сложилось положительное сальдо торгового баланса, которое составило 8,1 млн. долларов США.
Коэффициент покрытия импорта экспортом возрос за период 1997-2002 годы с 24% до 114%.
Однако, начиная с 2002 года, наблюдается ежегодное повышение отрицательного сальдо торгового баланса. Коэффициент покрытия импорта экспортом снизился к 2006 году до 71%. С 2004 года сокращались импортные закупки зарубежных технологических машин и оборудования для обновления производственной базы.
При отсутствии роста регионального экспорта, он имеет сырьевую направленность - в общем объеме экспорта фактически отсутствует продукция с высокой степенью обработки, при одновременном увеличении импорта продовольственных товаров.
С 2002 года по экспорту началось снижение по таким позициям как алкогольные и безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса, рыбы, ракообразных моллюсков, продукты переработки овощей, плодов и др. В настоящее время этих показателей вообще нет в общем объеме структуры областного экспорта. В течение последних лет ведущие места в общем объеме экспорта Магаданской области занимают следующие позиции: черные металлы, рыба и ракообразные, руды, шлак, зола и др.
Сокращается количество предприятий Магаданской области, участвующих во внешнеторговой деятельности (таблица N 2).
По данным Дальневосточного таможенного управления, количество участников внешнеэкономических связей Магаданской области год от года менялось. За последнее десятилетие их число уменьшилось с 281 до 136. Последние годы наблюдается незначительный рост числа участников внешнеэкономической деятельности (2005 год - 109, 2006 год - 121, 2007 год - 136), однако, этот рост достигается за счет участников, импортирующих товары, количество же участников, осуществляющих экспортную деятельность, с 2000 года снизилось на 40% и в последние 3 года держится на одном уровне - 17 участников.
В 2007 году это составляло около 12% общего количества участников внешнеэкономической деятельности Магаданской области. Доля участников внешнеэкономических связей Магаданской области в общем объеме Дальневосточного федерального округа в 2005 году составляла 0,7%.[51]
Таблица3.3.
Количество участников внешнеэкономической деятельности
Магаданской области в 1997-2007 годах (ед.)
Год | Импорт | Экспорт | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 |
1997 | 271 | 25 | 281 |
1998 | 197 | 26 | 207 |
1999 | 126 | 27 | 137 |
2000 | 112 | 29 | 130 |
2001 | 132 | 22 | 142 |
2002 | 104 | 24 | 121 |
2003 | 86 | 20 | 100 |
2004 | 104 | 23 | 118 |
2005 | 100 | 17 | 109 |
2006 | 112 | 17 | 121 |
2007 | 126 | 17 | 136 |
Кроме этого, следует отметить и такой фактор, как снижение торговой активности со странами дальнего зарубежья - последние 2 года наблюдается сокращение объемов внешнеторговых контактов с партнерами из стран Европы (Австрия, Германия, Великобритания) и др.
Развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности является необходимым условием повышения внешнеторговой активности. Международная статистика свидетельствует, что мировая торговля услугами является сегодня наиболее динамичным и быстро прогрессирующим сектором мирового хозяйства. Во всем мире внешнеторговый оборот услугами растет быстрее, чем экспортно-импортные операции торговли товарной продукцией.
Однако в Магаданской области ситуация на рынке услуг продолжает оставаться нестабильной, отличается сокращением их доли во внешнеторговом обороте. Географическое местоположение Магаданской области предопределило доминирующую роль транспортных услуг в общем объеме экспорта. В последние годы на их долю приходилось от 78% до 91%. В течение последних лет экспорт всех видов услуг развивался неравномерно. Крайне слабо развита инфраструктура транспортно-логистических фирм и складская инфраструктура (транспортно-логистические фирмы - организации, осуществляющие весь спектр транспортно-экспедиторских услуг, услуг по таможенному оформлению товаров, информационных услуг в области экспортно-импортных операций).
Как результат такого положения - остается существенное превышение импорта услуг над экспортом, что является фактором, тормозящим нормальное развитие региона. Все чаще Магаданские предприятия вынуждены пользоваться комплексом услуг, предоставляемых иностранными перевозчиками. Кроме того, в Магаданской области сегодня не существует ни одной специализированной организации по информационному обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности.
Современная рыночная экономика характеризуется приходом на российский рынок отечественных и иностранных инвесторов. Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из важнейших условий экономического роста региона.
Приток зарубежных капиталовложений, как части инвестиционной активности, жизненно важен для подъема экономики. При этом, естественно наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются регионы с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также обладающие значительными запасами сырья.[52]
Однако последние годы приток инвестиций в область существенно снизился. Доля Магаданской области последние годы не превышает 0,5% от общего объема инвестиций по Дальнему Востоку.
При этом Магаданская область является одним из потенциально перспективных регионов России для размещения иностранного капитала. На ее территории сосредоточено около 11% запасов россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России.
Прогнозные ресурсы благородных металлов в 3-6 раз превышают их разведанные запасы, в том числе прогнозируемые ресурсы рудного золота в 2 раза превышают суммарный объем золотодобычи за предшествующие 70 лет при положительной рентабельности вновь открываемых месторождений. Кроме того, наличие запасов пресной воды, лесов, экологически чистых растительных продуктов и, прежде всего выгодное географическое положение Магаданской области - близость к рынкам Азии, все эти факторы создают для Магаданской области широкие перспективы развития.
Анализируя объем поступивших за 15-летний период в Магаданскую область иностранных инвестиций, следует отметить, что самым благоприятным для области был 1996 год (149 млн. долларов США), однако, начиная с 1997 года объемы поступления в Магаданскую область иностранного капитала до сегодняшнего времени постоянно снижались, после пика 2004 года - 34 млн. долларов США, последовал спад в 2005 году - 2,9 млн. долларов США.
Существенным негативным фактором является также то, что отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) в несколько раз превышает их приток (в 2000-2001 годах в 2,5-2,6 раза, в 2002-2003 годах в 7,7 раз). Только в течение 2000-2005 годов из Магаданской области в виде банковских вкладов в Великобританию было вывезено 233,9 млн. долларов США. Это наносит ущерб экономики территории и усиливает инвестиционный голод.
Проведенный анализ позволяет выделить основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности Магаданской области. Это нестабильность, отсутствие поступательного роста всех показателей. На протяжении ряда лет сохраняется характерная особенность внешнеторгового обмена территории: преобладание в структуре экспорта сырья (рыбная продукция низкой степени обработки), а в импортных поставках - готовых товаров потребительского назначения.
Рынок международных услуг Магаданской области также продолжает оставаться нестабильным, характеризуется снижением объема услуг и сокращением их доли во внешнеторговом обороте товаров и услуг. Неудовлетворительна и структура иностранных инвестиций, значительная часть которых приходится не на уставный капитал совместных и иностранных предприятий, а на кредиты.
Региональные товаропроизводители ориентируются, прежде всего, на нестабильный внутренний рынок, при этом процедура выхода на внешний рынок является достаточно длительной по времени, сложной и рискованной. Поиск зарубежного партнера, дорогостоящий переговорный процесс, необходимость скрупулезной контрактной подготовки сделок и многое другое делают внешнеторговые контакты малодоступными для местных производителей. Экспорт из года в год осуществляет ограниченный круг участников.
В условиях трансформирования экономики, макроэкономической нестабильности, несовершенства законодательной базы остро ощущается нехватка информации практически во всех областях экономической жизни, в том числе данных о конъюнктуре мирового рынка, потребностях иностранных потребителей и т.п. Предприятия не столько заняты осуществлением прогрессивных структурных сдвигов, сколько борются за свое выживание, сохранение потенциала. Вместе с тем, даже в таком положении предприятия-экспортеры должны иметь внешнеэкономическую программу, так как конкуренция на внешнем и внутреннем рынке товаров диктует необходимость постоянной работы предприятия в направлении создания новых видов продукции и сфер деятельности, завоевания рынка, реализации новых форм и методов продвижения товаров на рынок.
Отсутствие развитой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, представленной коммерческими организациями, оказывающими транспортные, складские, коммуникационные и другие услуги, негативно влияет на активность внешнеторговых связей.
Магаданские товаропроизводители не ощущают серьезной и эффективной поддержки. Конкурентные преимущества западных производителей в значительной степени объясняются системой организационно-экономических отношений между государством и фирмами, ориентированной на всемерную поддержку бизнеса.
Таким образом, анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности Магаданской области за последнее десятилетие выявляет негативные тенденции. Для решения существующих проблем необходима разработка специальной целевой программы, которая позволит:
1. Комплексно подойти к проблеме активизации внешнеторговой деятельности на территории Магаданской области и решать проблемы в сфере развития экспорта.
2. Целенаправленно и последовательно осуществлять регулирование органами государственной власти Магаданской области процесса организации инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
3. Проводить мониторинг внешнеторговой деятельности предприятий Магаданской области и принимать научно обоснованные управленческие решения. [53]
Цель Программы развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на среднесрочную перспективу является продолжение курса на дальнейшую интеграцию региона в систему международного разделения труда и развитие внешнеэкономических связей для оживления экономики региона, создание системы мер по организационной и информационной поддержке предприятий и организаций Магаданской области, ориентированных на выпуск экспортной продукции.
Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе