Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) проект закона Магаданской области « Об областном бюджете «;
2) основные направления бюджетной и налоговой политики на следующий год;
3) расчеты по разделам и подразделам функциональной классификации
расходов и дефициту областного бюджета на следующий год;
4) перечень региональных целевых программ, для финансирования из
областного бюджета;
5) проект структуры внутреннего долга областного бюджета и программу внутренних заимствований для финансирования дефицита областного бюджета;
6) перечень законодательных актов, действие которых отменяется или
приостанавливается в связи с тем, что в проекте областного бюджета не
предусматриваются средства на их реализацию.
Главные распорядители и получатели средств областного бюджета в
установленные сроки представляет в отделы департамента финансов администрации Магаданской области проекты смет доходов и расходов, расчеты по содержанию учреждений и проведению мероприятий, перечень региональных целевых программ с указанием объемов расходов и основных проблем, на решение которых будет направлена бюджетная, налоговая и тарифная политика в Магаданской области.
Для проведения работы по составлению проекты областного бюджета департаментом финансов администрации Магаданской области используются материалы, расчеты по статьям функциональной и экономической классификации, обоснования, поступающие
от муниципальных образований и получателей средств областного бюджета.
Представленные материалы анализируются специалистами отделов финансового управления администрации области.
В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов,
составляется баланс финансовый ресурсов, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Расчеты с внесенными поправками предлагаются для рассмотрения главным распорядителям бюджетных средств. После согласования всех бюджетных расчетов с департаментами, комитетами и управлениями финансовое управление составляет окончательный проект областного бюджета, который представляется в администрацию Магаданской области, для
представления губернатором в Магаданскую областную Думу.
Разногласия по вопросам формирования фонда финансовой поддержки
муниципальных образований, размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, субвенций, а так же об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию, рассматриваются в вышеназванной Комиссии. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составленном протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа.[42]
Составление и утверждение сводной бюджетной росписи является первым из этапов исполнения бюджета по расходам. Главные распорядители средств бюджета, каждый по своим подведомственным распорядителям и получателям представляют бюджетную роспись в орган ответственный за составление бюджета, т.е. в департамент финансов администрации Магаданской области, который в течение 15 дней составляет сводную бюджетную роспись после утверждения бюджета. Утверждение и доведение департаментом финансов администрации Магаданской области до Управления федерального Казначейства по Магаданской области сводной бюджетной росписи предваряет дальнейшие этапы исполнения бюджета, в частности доведение бюджетных ассигнований, утверждение и доведение лимитов по бюджетным обязательствам, принятие и подтверждение денежных обязательств.
На основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и
лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год формируется смета доходов и расходов бюджетного учреждения и утверждается соответствующим главным распорядителем или получателем бюджетных средств.
Необходимость составления сметы расходов и доходов диктует наличием у бюджетного учреждения средств от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности. В целях определения объема и целевого направления бюджетных ассигнований, а также учета получаемых бюджетными учреждениями доходов от оказания платных услуг,
утверждена распоряжением губернатора Магаданской области от 06.02.2004 . № 927-р форма «Сметы доходов и расходов».
Департамент финансов администрации Магаданской области осуществляет контроль по поступлению и использованию бюджетных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Кассовое расходование бюджетного учреждения средств областного бюджета осуществляется исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Процесс финансирования расходов по сводной бюджетной росписи осуществляется следующим образом: главные распорядители и получатели бюджетных средств ежедневно представляют в департамент финансов администрации Магаданской области заявку на финансирование, по статьям бюджетной классификации.
Лимиты бюджетных обязательств являются главной позицией при осуществлении текущего контроля целевого использования средств областного бюджета, осуществляемого бюджетным отделом департаментом финансов.
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Анализ формирования финансовой политики Магаданской области нами проведен за 2007, 2008 года, в связи с тем, что рассматривать более раннее периоды и проводить сравнения с настоящим периодом представляется нецелесообразным из-за влияния мирового финансового кризиса.
Основные усилия администрация Магаданской области в 2007-2008 годы были направлены на сохранение необходимой сети социально-культурных учреждений, обеспечение финансированием «защищенных статей расходов областного бюджета: расходов на выплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий. Доходы в областной бюджет по состоянию на 1 января 2009 года в консолидированный бюджет Магаданской области поступило доходов в сумме 16 336 317,0 тыс. рублей, что больше поступлений за аналогичный период прошлого года на 4 498 728,9 тыс. рублей.
Значительна доля безвозмездных поступлений в бюджет Магаданской области – 56,2%, что видно из таблицы, представленной в приложении 2.
Расходы консолидированного бюджета Магаданской области за январь-декабрь 2008 года составили 16 126,0 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года расходы консолидированного бюджета Магаданской области увеличились на 3 518,0 млн. рублей.[43]
Большое место в структуре расходов областного бюджета Магаданской области занимает финансовая помощь местным бюджетам.
Основными группами расходов консолидированного бюджета Магаданской области являются расходы на социально-культурные мероприятия и расходы на экономику.
Большой процент удельного веса в расходах консолидированного бюджета занимают расходы по отрасли, данные отражены на рисунке 2.4., «образование» – 19,4%, отрасли «здравоохранение и спорт» – 17,6%, а также отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство» - 25,1% (за январь-декабрь 2007 года соответственно 20,7%, 17,5%, а также 25,4%), о чем свидетельствуют данные таблицы, представленной в приложении 3.
Рис.2.4. Расходы консолидированного бюджета Магаданской области за январь-декабрь 2008г. в %.
В ходе исполнения областного бюджета в первоочередном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы, питанию, медикаментам, оплату потребляемой теплоэлектроэнергии, а также дотаций, субвенций и субсидии по муниципальным образования.
Проводя централизованную закупку продуктов питания, мягкого инвентаря, медикаментов и медицинского оборудования, а так же средств передвижения для инвалидов, находящихся в домах интернатах, администрация области обеспечивает экономию бюджетных средств и контроль за целевым использованием, по статьям бюджетной классификации Российской федерации.
Органами исполнительной власти и местного самоуправления в рамках сокращения расходов проводятся мероприятия по реорганизации и оптимизации сети, штатов и континентов учреждений образования, культуры и здравоохранения. В соответствии с постановлением губернатора области «Об утверждении плана мероприятий по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Магаданской области и сокращению расходов» за последние несколько лет в результате инвентаризации сети и штатов учреждений бюджетной сферы было сокращено 20 учреждений (всего 897 штатных единиц), финансируемых из бюджета Магаданской области. В результате проведенных мероприятий экономический эффект составил 33402,0 тыс. рублей.
Анализ бюджета за 2007-2008 годы, показал, исполнение переводиться на кассовую основу, заключающуюся не в выполнении бюджетного плана, а в приведении в соответствие расходов и получаемых доходов.
В процессе исполнения упускается из виду такой важный с точки зрения определения эффективности управления бюджетными расходами этап, как оценка полученных результатов и оценка результативности и эффективности бюджетных расходов. Для оценки результативности и эффективности расходов областного бюджета администрации области необходимо на региональном уровне разработать порядок. Порядок должен определить создание условий для повышение результативности и эффективности расходов областного бюджета на основе разработки и внедрения в практику бюджетного процесса и контроля за результативностью и эффективностью расходов, системы индикаторов отдельных направлений расходов областного бюджета, характеризующих бюджетные расходы, результативность, стоимость и эффективность бюджетных услуг.
Бюджетное планирование региональных целевых программ осуществляется в рамках ежегодного планирования областного бюджета, несмотря на долгосрочный характер этих программ. Финансирование программ производиться на основе ежегодных заявок и выделении ассигнований, а не на основе долгосрочного бюджетного планирования. Особенно характерно для региональных программ размытость целей и неконкретность задач, часто такие программы используются как дополнительный источник бюджетного финансирования текущих расходов участников программ. До 2004г. в законе Магаданской области «Об областном бюджете» программы отдельной строкой не выделялись, что не позволяло проводить анализ кассового исполнения программных мероприятий и результативности использования выделяемых средств.
К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных целевых программ, являющихся важным инструментом решения стратегических задач на территории области. Финансирование программ из областного бюджета рассматривается как важный инструмент привлечения средств других источников. Деятельность органов исполнительной власти при программно-целевом управлении направлена на разработку отраслевых программ, содержащих основные элементы, которые представлены на рисунке 2.5.
В расходной части областного бюджета на 2008 год были предусмотрены средства на реализацию множества областных целевых программ, подпрограмм и законодательных актов Магаданской области, в том числе новых областных программ, такие как: «Дом для молодой семьи», - 8 мл. руб., «Здоровый ребенок» -8,78 мл. руб., «Старшее поколение» - 3,16 млн. руб., «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» - 19,5 млн. руб. А так же средства на реализацию законов Магаданской области «О ежемесячных денежных выплатах старожилам Магаданской области» - 26,3 млн. руб., «О государственной социальной помощи в Магаданской области» - 15 млн. руб. и другие.[44]
Рис.2.5. Основные элементы отраслевых целевых программ
Следует сделать вывод, что наряду с изменениями общей структуры расходов совершенствуется их внутренний состав и механизмы распределения. Так, развивается проведение государственных закупок на конкурсной основе, что повышает открытость бюджетных процедур и обеспечивает экономию средств.
Сокращение бюджетных расходов без ущерба для объема и качества услуг, предоставляемых государственным сектором, требует серьезного реформирования этого сектора. Предполагается максимально сократить избыточные функции государственного сектора, оптимизировать сеть бюджетополучателей, уточнить правовой статус бюджетных учреждений, преобразовав учреждения, способные формировать в рыночной среде, в иные организационно- правовые формы, широко использовать нормативно - подушевое финансирование.
Согласно вышеизложенного, следует отметить, что собственные доходы Магаданской области и финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской федерации, определенная в федеральном бюджете в 2007- 2008 годах, не позволяет в полном объеме покрыть все расходы, связанные с жизнеобеспечением региона. Естественно, что данная ситуация диктует необходимость жесткого определения приоритетных направлений расходования бюджетных средств. В настоящее время в регионе крайне обострилось социально-экономическое положение в связи с закрытием неперспективных поселков и населенных пунктов. Средства, поступающие в областной бюджет, в первоочередном порядке направляются на решение важнейшей социальной проблемы – переселение в другие регионы страны и областные центры Магаданской области пенсионеров, инвалидов и безработных. Основная цель бюджетной политики, проводимой администрацией области на территории, в области расходов на протяжении ряда лет заключается в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами областного бюджета. Расходование средств производилось исходя из обеспечения приоритетов в области социальной сферы.
Структура доходов и расходов бюджета позволяет судить об устойчивости бюджета: отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной плотики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень межбюджетных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года удалось добиться ритмичности расходования бюджетных средств не смотря на мировой финансовый кризис. Соблюдение этапов санкционирования при исполнении расходов бюджета обеспечивает равномерность финансирования расходов, предусмотренных законом о бюджете, укрепление финансового контроля в системе исполнительной власти, за нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств. Следует отметить, что собственные доходы Магаданской области и финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, определенная в
федеральном бюджете в 2007-2008 годах, не позволяет в полном объеме покрыть все расходы, связанные с жизнеобеспечением региона. Естественно, что данная ситуация диктует необходимость жесткого определения приоритетных направлений расходования бюджетных средств. В настоящее время в регионе крайне остро стоит проблема закрытия неперспективных поселков и населенных пунктов. Средства, поступающие в областной бюджет из федерального бюджета, в первоочередном порядке направляются на решение важнейшей социальной проблемы - переселение в другие районы страны и областные центры Магаданской области пенсионеров, инвалидов и безработных.
Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе